Народовластие как принцип конституционного строя в РФ

народовластие — это принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

Народовластие в РФ может осуществляться в двух основных формах: непосредственной и опосредованной. К первой, так называемой прямой, непосредственной, демократии относятся:

• прямые выборы;

• референдум;

• отзыв депутата представительного органа власти и выборного должностного лица (на федеральном уровне не предусмотрен);

• народная законодательная (правотворческая) инициатива (возможна только на региональном и местном уровнях);

• формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления (сход граждан, собрания и конференции граждан, публичные слушания и т. д.) и др.

Опосредованная форма народовластия (представительная демократия) связана с осуществлением власти через избранных представителей, органы государственной власти и органы местного самоуправления (в том числе и единоличные). Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Здесь необходимо иметь в виду, что, во-первых, установлены иерархия форм непосредственной демократии, их деление на высшие и иные, а во-вторых, нет градации внутри высших форм народовластия: референдум и свободные выборы являются в одинаковой степени высшими формами осуществления власти народом. Отношения, регулируемые нормами гл. 1 Конституции РФ, обеспечивают целостность общества, основанного на общих началах экономического и политического устройства. Поэтому их называют базовыми, основополагающими. Российская Федерация - Россия (провозглашается в ст. 1 Конституции РФ) есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны. Демократия в дословном переводе с греческого, как известно, означает народовластие. Демократический характер Российского государства проявляется в том, что согласно ст. 3 Конституции РФ "носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ". Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. В ч. 2 ст. 3 Конституции РФ подчеркивается, что народ осуществляет свою власть в форме представительной демократии через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Формами непосредственного осуществления народовластия являются: референдумы и свободные выборы; опросы общественного мнения; обсуждение проектов законов; формирование органов местного самоуправления. Представительная форма народовластия выражается в том, что интересы и волю народа представляют и выражают законные избранники народа в законодательные органы власти (Государственную думу Федерального собрания РФ, в парламенты субъектов РФ), в представительные органы местного самоуправления. Установленная законом периодичность и обязательность выборов является одной из важнейших гарантий реализации народовластия. Таким образом, народовластие осуществляется (механизм осуществления народовластия) через государство, политические партии, другие общественные объединения, органы местного самоуправления, институты непосредственной демократии. Захват власти или проявление властных полномочий рассматривается как тягчайшее преступление и преследуется по закону (ч. 4 ст.3 Конституции РФ).

Народовластие = народный суверенитет

Вообще,

Суверенитет- это такое состояние субъекта в силу, которого этот субъект независим, верховен (самостоят) в решение вопросов своего развития и выражает единую, согласованную волю. (Суверенитет всегда один!!!)

Элементы сувернитета:

1.Независимость суб в выражение общей воли (т.е. воля народа реализуется без влияния международных организаций)

2.Верховенство (т.е. никакая внутренняя сила (группа людей) не может подменить волю народа).

3.Единство воли (все решения должны приниматься большинством голосов)

Теория Руссо: народ вправе выбирать себе правителей, он имеет право сместить неугодных политиков, имеет право на революцию

Воля народа является источником политической власти в целом и народ в целом является носителем политической власти как таковой.

Народ является источником государственной власти, но носителем ее быть не может, т.к. носитель власти это тот субъект, который обладает конкретными полномочиями по реализации функций государства. Народ в целом такими полномочиями не обладает, а ими обладают только органы государственной власти.

Наши рекомендации