Тема 2.5. Основы административного права

Административное право как отрасль в системе российского права играет, наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом, ведущую роль в регулировании общественных отношений. В сфере его регулирующего воздействия находятся отношения, которые складываются по поводу органи­зации и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности госу-

дарственных органов.

Административное право - это отрасль публичного права, представленная системой юридических норм, которые регулируют организацию государст­венной администрации, ее функционирование и порядок ее взаимоотноше­ний с частными лицами в процессе осуществления исполнительной власти и управления делами государства.

В этом определении выделяются три основных аспекта, выражающих сущность административного права:

административное право - это отрасль публичного права, которое регули­рует отношения неравноправных сторон и отличается от частного права, ос­нованного на равноправии его субъектов. В публичном праве властный субъ­ект может предписывать определенные варианты поведения другим его субъектам, требовать от них точного соблюдения предписаний правовых норм и применять к нарушителям меры юридической ответственности;

административное право устанавливает порядок формирования органов исполнительной власти, структуру, компетенцию этих органов, способы их взаимодействия между собой, формы и методы их функционирования, про­цедуры правоприменительной и правоохранительной деятельности и т.д.;

административное право определяет порядок отношений государственной администрации с частными лицами, их взаимные права, обязанности и ответ­ственность за неисполнение обязанностей и нарушение запретов, способы защиты нарушенных прав и гарантии беспристрастного и справедливого осуществления исполнительной власти в процессе государственного управ­ления.

Социальная и юридическая ценность административного права состоит в том, что оно упорядочивает административные взаимоотношения в сфере го­сударственного управления, подчиняет деятельность государственной адми­нистрации закону и гарантирует защиту прав частных лиц от административ­ного произвола.

Предмет административного права составляет определенный вид общест­венных отношений, которые оно регламентирует, превращая их в админист­ративные правоотношения. В сферу административно-правового регулирова­ния входят отношения, которые складываются по поводу и в связи с осуще­ствлением исполнительной власти в процессе государственного управления. Административное право регулирует не все отношения в этой сфере, а лишь наиболее принципиальные, объективно нуждающиеся в правовом опосредо­вании.

Среди методов административного права можно выделить: метод власт­ных предписаний или императивный метод; метод рекомендаций; метод со­гласования или координации; метод административного арбитража.

Административное правонарушение является основанием административ­ной ответственности. Его определение дано в ст. 2.1 КоАП РФ. Под админи­стративным правонарушением понимается противоправное, виновное дейст­вие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации установлена административная ответст-

венность.

Это определение выражает три формально юридических признака адми­нистративного правонарушения: противоправность; виновность; наказуе­мость.

Административное правонарушение является антиобщественным деяни­ем. Однако не всякое антиобщественное деяние охватывается признаками административного правонарушения. Какое антиобщественное деяние явля­ется административным правонарушением определяется соответствующим законодательством. Административное правонарушение характеризуется оп­ределенным составом. Он включает совокупность признаков, при наличии которых противоправное деяние признается проступком (деликтом).

В состав административного правонарушения включаются:

объект правонарушения - права и свободы человека и гражданина, собст­венность независимо от ее формы, порядок управления, окружающая среда, общественный порядок и т.д;

объективная сторона - конкретные действия, выразившиеся в нарушении установленных административно-правовыми нормами правил. Содержание объективной стороны, как правило, включает характер противоправного дея­ния (повторность, неоднократность, длящееся правонарушение);

субъект - физическое лицо (гражданин, достигший 16-летнего возраста, должностное лицо, военнослужащий, иностранный гражданин или лицо без гражданства); юридическое лицо, зарегистрированное в установленном по­рядке и действующее со своим уставом; иностранное юридическое лицо;

субъективная сторона состава административного правонарушения - это отношение субъекта к совершенному им деянию, т.е. вина в форме умысла или неосторожности. Вина юридических лиц связана с выходом юридическо­го лица за пределы отведенной ему правоспособности либо ненадлежащим исполнением обязанностей. Она определяется через оценку данного обстоя­тельства компетентным органом, налагающим административное взыскание. Вина выражает субъективное отношение к противоправному деянию коллек­тива юридического лица, определяемое по доминирующей в нем воле, носи­телем которой является администрация, ее должностные лица. Отсюда вина юридического лица должна пониматься как выражение вины должностных лиц администрации и считаться доказанной только при наличии установлен­ной вины должностного лица.

Признаки административного правонарушения необходимо отличать от его юридического состава. При наличии признаков административного пра­вонарушения могут отсутствовать признаки его состава, что исключает при­влечение к административной ответственности.

Административная ответственность наступает за административное пра­вонарушение (проступок), состав которого и санкции предусматриваются за­коном. Административная ответственность - это форма юридической ответ­ственности граждан и юридических лиц за совершение ими административ­ного правонарушения. Она представляет собой административное принужде­ние в виде применения уполномоченным органом или должностным лицом

административного взыскания к лицу, совершившему административный проступок.

Административная ответственность характеризуется рядом признаков, от­личающих ее от других видов юридической ответственности:

административная ответственность регулируется нормами администра­тивного права, которые содержатся как в законах, так и в подзаконных ак­тах. Уголовная ответственность может устанавливаться только уголовным законом;

основанием административной ответственности является административ­ный проступок, а уголовной - преступление;

в отличие от гражданской и уголовной ответственности ряд взысканий, специфичных для административной ответственности, могут применяться в административном порядке, т.е. без обращения в суд;

административная ответственность распространяется не только на физи­ческих, но и на юридических лиц;

за административные правонарушения применяются меры администра­тивной ответственности (за уголовные правонарушения - меры уголовной от­ветственности);

в отличие от гражданской ответственности, административная ответст­венность имеет публично-правовой характер: это ответственность перед го­сударством в лице уполномоченных органов государственной власти, кото­рым нарушитель не подчинен в служебном порядке;

применение мер административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому они применены, считается админи­стративно наказанным в течение определенного срока (1 год);

меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регулирующим производство по делам об администра­тивных правонарушениях; а меры уголовной ответственности - в соответст­вии с Уголовно-процессуальным кодексом, меры гражданской ответственно­сти - в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным и Арбит­ражным процессуальным кодексами.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

- Ознакомится с особенностями административного права как отрасли права.

- Разобраться в предмете и методе административного права.

- Уяснить основные принципы административного права.

- Знать особенности административного правонарушения.

- Иметь представление об особенностях административной ответст­венности.

- Разобраться в основаниях освобождения от административной от­ветственности.

Наши рекомендации