Государство и политические партии.
Государство и политические партии – это основные элементы политической системы общества.
Государство –особая организация политической власти, которая осуществляется специальным аппаратом, распространяется на всю территорию, ее население, обладает суверенитетом, издает правовые веления и взымает налоги.
Политические партии – это общественные объединения, которые образуются с целью реализации определенной идеологии и объединяют ее приверженцев.
Отношение государства и партии регламентируется Конституцией страны, а также ФЗ 2002 г. «О политических партиях».
Партии имеют Устав, Программу.
В РФ партия может образовываться, если имеется 500 чел президентский законопроект, ан и утвержден Гос Думой в марте 2012г. (ранее 50 тыс. чел). В наст время 67 партий.
Гос-во и полит партии находятся в тесной взаимосвязи как элементы полит системы об-ва, кот проявляется в следующем: Гос-во:
а)определяет порядок формирования и деятельности партий;
б) контролирует деятельность партий правовыми ср-ми;
в) оказывает помощь (финансово в преддверии выборов);
г) запрещает деятельность, если она выходит за рамки.
Партии:
а) борются за власть, выражая интересы своих членов и сочувствующих;
б) придя к власти реализуют свои программные цели;
в) становятся организациями, посредством которых интересы гражданского обществ реализуются государством.
Партии являются самообразующимися организациями для государства. Гос-во заинтересовано в них.
(Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Яблоко, Патриоты России, Справедливая Россия).
Государство и церковь. Светские и теократические государства.
Государство –особая организация политической власти, которая осуществляется специальным аппаратом, распространяется на всю территорию, ее население, обладает суверенитетом, издает правовые веления и взимает налоги.
Церковь – это организация, которая объединяет приверженцев (сторонников) той или иной религии.
Отношение государства и церкви исторически складывались по-разному:
- в одних случаях государство подчиняло себе церковь (в России это было практически постоянно);
- иногда церковь подчиняла себе государство (Римская католическая церковь – Франция, Арабский халифат);
- иногда они находились в отдельных социальных нишах (сосуществовали);
В настоящее время различают два основных типа взаимодействия государства и церкви, которые характеризуются:
1. Светское государство:
- церковь отделена от государства;
- ни одна из церквей не является основной,
- устанавливается свода религиозной идеи и религиозных вероисповеданий,
- государство не вмешивается во внутреннюю деятельность церкви;
- церковь не участвует в работе государственных органов;
- государство лишь нормативно определяет порядок деятельностии церковных конфессий;
В России (светское государство) такой порядок установлен ст. 14 Конституции РФ, а также ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997 г.).
2. Теократическое государство:
- государственная власть осуществляется от имени Бога;
- выделяется главная церковь (нормативно закреплена основная религия);
- духовная власть существенно влияет на власть гос-ва (все государственные решения согласуются с идеологией правящей церкви);
- источниками права являются религиозные тексты,
- реальная власть вручается исполнительным органам, которые контролируются церковью (Саудовская Аравия, Иран, Ливия, Египет).
Вместе с тем есть исключение среди светских государств, где конституционно закреплена главная религия (Англия, Швеция, Норвегия), во главе церкви стоит Монарх.
Среди теократических государств выделяется клерикальное государство - это Ватикан (абсолютная теократическая монархия, во главе его стоит высший религиозный деятель).