Понятие и виды форм (источников права)

ТЕМА 3. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

Омск 2010

ПЛАН

Введение

§1. Понятие и виды форм (источников) права

§2. Нормативный правовой акт: понятие признаки и виды

§3. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Заключение

Список литературы

Введение

Среди многочисленных вопросов, касающихся современного российского права, особое внимание исследователей традиционно уделяется вопросам источников права – их понятию, содержанию, соотношению с нормами права, их роли и значению в правовой системе и др.

Данные вопросы имеют большое теоретическое и практическое значение. От того, как понимаются источники права, как они соотносятся с другими однопорядковыми явлениями и понятиями, включая прежде всего форму права, какие юридически значимые феномены признаются в той или иной правовой системе в качестве источников права, а какие не признаются таковыми, напрямую зависит содержание и характер самой правовой системы – ее социальная значимость и эффективность.

Цель лекции: рассмотреть основные формы (источники) права, определить место нормативного правового акта в российской правовой системе. Поставленная цель обуславливает следующие задачи:

- определить понятие формы (источника) права;

- охарактеризовать основные формы (источники) права;

- проанализировать признаки и виды нормативных правовых актов;

- рассмотреть действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Понятие и виды форм (источников права).

1.1.Для того чтобы стать выполнять присущие праву регулятивные, воспитательные и иные функции оно должно иметь свое внешнее выражение.

В отечественной и зарубежной литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами права, в других - источниками, а в третьих случаях их именуют одновременно и формами, и источниками права.

В научных и учебных изданиях форму (источник) права как способ закрепления правовых велений иногда рассматривают в виде внешней формы права. Наряду с ней выделяют также и внутреннюю форму, которая рассматривается как система или структура, т.е. внутреннее строение права.

1.2. Все когда-либо имевшие место формы (источники) права трудно перечислить. Наиболее важными и широко известными из них являются:

- правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов, правовые договоры, нормативно-правовые акты, принимаемые с санкции государства общественными организациями, прецеденты.

Представление об источниках права, так же, как и их виды, никогда не оставалось неизменным. Некоторые из них (правовой обычай, закон, прецедент), совершив значительную эволюцию с древнейших времен, сохранились в правовых системах и поныне.

1.3. Формы (источники) права варьировались и варьируются не только в зависимости от этапов развития общества, государства и права, но и в зависимости от особенностей самих правовых систем.

Так, например, при анализе современной правовой системы Великобритании исследователями называются, как правило, три "основных источника права". Это - прежде всего "статутное право", возникающее в результате законодательной деятельности парламента; "делегированное законодательство", исходящее от "всех трех государственных органов", которым частично делегируется законодательная власть со стороны парламента, и "обычное право", которое появляется в результате правотворческой деятельности различных судебных инстанций.

Сравнивая между собой, например, романо-германскую правовую семью и семью общего права можно отметить, что в странах романо-германской правовой семьи "стремятся найти справедливые юридические решения, используя правовую технику, в основе которой находится закон", то в странах, относящихся к семье общего права, "стремятся к тому же результату, основываясь в первую очередь на судебных решениях". Прецеденты, судебные решения как источник права и регулятивные средства политической власти выступают при этом на первый план.

Известная иерархия форм или источников права прослеживается не только в правовых семьях, охватывающих многие страны, но и в правовых системах отдельных стран.

Например, "статутное право" Австралии в представлении большинства граждан этой страны занимает "очень важное место" среди других источников права и весьма распространено, тем не менее в практическом плане оно как источник занимает лишь третье место после "общего права" и "делегированного законодательства.

Несмотря на то, что в формально-юридическом плане, согласно классической теории парламентаризма, "статутное право" как продукт деятельности высших органов государственной власти - парламентов должно иметь несомненный приоритет и занимать ведущее место, практически же оно, как это подтверждает практика, не имеет никаких приоритетов и занимает лишь ведомое место. Приоритет же отдается актам, принимаемым судебными органами, на базе правотворческой деятельности которых формируется общее право, и актам органов государственного управления, которые формируют массив делегированного законодательства.

Подобная картина наблюдается не только в правовой системе Австралии, но и в правовых системах ряда других современных стран. Основная разница при этом заключается лишь в том, что в правовых системах одних стран ведущее положение вместо актов высших органов государственной власти фактически занимают акты органов управления, изданные в порядке делегирования правотворческих функций парламента, в то время как в правовых системах других стран ведущее положение занимает "судебное", или "общее, право".

Типичными примерами функционирования ярко выраженного делегированного законодательства могут служить правовые системы Франции, ФРГ, Швейцарии, Италии и других стран.

Наиболее характерным примером ярко выраженного доминирования общего (обычного или прецедентного) права в системе регулятивных средств осуществления власти может служить правовая система Великобритании.

С формально-юридической точки зрения, высшей юридической силой и "непререкаемым приоритетом" в ней обладают акты парламента. Это обусловлено тем, что теоретически парламент по сравнению со всеми остальными правотворческими органами обладает "полным и неограниченным суверенитетом внутри страны", является "высшим творцом" всего действующего права. Однако в практическом плане все обстоит далеко не так. Как в количественном отношении (удельный вес в законодательном массиве), так и в качественном (с точки зрения иерархии различных источников права) пальма первенства в правовой системе Великобритании неизменно принадлежит обычному (прецедентному) праву. Закон же (статут) "по традиции" играет в английском праве второстепенную роль, "ограничиваясь лишь внесением корректив или дополнений в прецедентное право".

Правда, в настоящее время, как свидетельствуют исследования в области английского права, ситуация постепенно меняется в пользу законодательства. Но тем не менее "обычное право" продолжает играть в английской правовой системе доминирующую роль. Важнейшее значение по-прежнему имеют судебные прецеденты, доктрины, обычаи, традиции. Доказательством этого является уже то, что только на основе традиций и обычаев в современной Великобритании по-прежнему решаются многие важнейшие вопросы политической и социальной жизни страны, в частности, вопросы назначения и ухода в отставку премьер-министра, определения прерогатив короны, определения правительственной программы, характера поведения монарха и др. Таким образом, в разных правовых системах различные формы (источники) права всегда играли и продолжают играть далеко не одинаковую, регулятивную и иную роль, обусловленную характером и местом каждой из них в конкретной правовой системе. Однако, несмотря на это, все они постоянно являлись и являются, по сравнению с неправовыми средствами, весьма важными рычагами воздействия на общественные отношения и различные общественно-политические институты.

1.4. В Российской Федерации прочно сложилась главная подсистема источников континентального европейского права – нормативные правовые акты государственных органов, а также акты, принимаемые в порядке всенародного голосования либо органами местного самоуправления, и негосударственными организациями в соответствии с законом.

Кроме нормативных правовых актов в Российской Федерации имеют определенное нормоустановительное значение правовой обычай, судебная практика и внутригосударственные договоры и соглашения нормативного содержания, а также международные договоры Российской Федерации и общепризнанные нормы международного права.

Однако главное значение в системе источников российского права имеют именно нормативные правовые акты.

Наши рекомендации