Запишите их номера. Кратко обоснуйте свой выбор.

2016/2017

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС.

Фамилия, имя__________________________________________ Класс

Задание № 1. Установите соответствие между деятелем науки и областью его деятельности(максимальный балл за все задание – 5 ):

1. Николай Лобачевский А. География
2. Василий Струве Б. Генетика
3. Владимир Соловьев В. Экономика
4. Николай Пржевальский Г. Астрономия
5. Николай Пирогов Д. История
6. Александр Попов Е. Медицина
7. Николай Вавилов Ж. Химия
8. Александр Бутлеров З. Физика
9. Петр Струве И. Математика
10. Сергей Соловьев К. Философия
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
                   

Задание № 2. Восстановите правильную хронологическую последовательность событий (максимальный балл за все задание – 3) Ответ запишите в виде ряда цифр, отражающего последовательность событий:

А)

1. Указ о Заповедных летах

2. Указ о вольных хлебопашцах

3. Указ об обязанных крестьянах

4. Соборное уложение

5. введение Юрьева дня

Б)

1. Восстание декабристов.

2. Публикация книги «Путешествие из Петербурга в Москву».

3. Основание «Северного союза русских рабочих».

4. Основание группы «Освобождение труда».

5. Убийство Александра II народовольцами.

В)

1. Парижский мирный договор

2. Тильзитский мирный договор

3. Портсмутский мирный договор

4. Сан-Стефанский мирный договор

5. Ясский мирный договор

Задание № 3. Замените фрагмент историческим термином (по1 баллу за каждый термин, всего – 4 балла).

1. Правители-государи, первоначально избираемые народным собранием(вече) и призываемых к правлению на определенных условиях («ряд»), а позже утвердивших за собою наследственную власть в области-отчине._________________________________

2.Собрания и балы, заведенные в XVIII веке с целью уничтожения старорусской замкнутости и введения европейских обычаев.___________________________________

3. В Древней Руси люди, вышедшие из своего состояния, лишившиеся прежних средств существования; сюда относились вольноотпущенники и выкупленные холопы, находящиеся под покровительством церкви._____________________________________

4. В Московской Руси совокупность финансовых повинностей, лежавших на общине – крестьянской и посадской.____________________________________________________

.

Задание №4. Из предложенных изображений выберите три, связанных между собой.

Запишите их номера. Кратко обоснуйте свой выбор.

Запишите их номера. Кратко обоснуйте свой выбор. - student2.ru Запишите их номера. Кратко обоснуйте свой выбор. - student2.ru Запишите их номера. Кратко обоснуйте свой выбор. - student2.ru

Запишите их номера. Кратко обоснуйте свой выбор. - student2.ru Запишите их номера. Кратко обоснуйте свой выбор. - student2.ru

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание № 5. Расставьте приведенные фрагменты гимнов в хронологической последовательности (запишите последовательность букв) (5 баллов)

А. Союз нерушимый республик свободных Сплотила навеки Великая Русь. Да здравствует созданный волей народов Единый, могучий Советский Союз! Б. Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна. Могучая воля, великая слава — Твое достоянье на все времена!   В. Вставай, проклятьем заклейменный, Весь мир голодных и рабов! Кипит наш разум возмущенный И в смертный бой вести готов. Весь мир насилья мы разрушим До основанья, а затем Мы наш, мы новый мир построим — Кто был ничем, тот станет всем! Г. Отречемся от старого мира, Отряхнем его прах с наших ног! Нам не нужно златого кумира, Ненавистен нам царский чертог. Мы пойдем к нашим страждущим братьям, Мы к голодному люду пойдем, С ним пошлем мы злодеям проклятья На борьбу мы его позовем. Д. Боже, Царя храни! Сильный, державный, Царствуй на славу нам, Царствуй на страх врагам, Царь православный. Боже, Царя храни!

Задание № 6. Определите правильность предложенных утверждений. Ответ внесите в таблицу (1 балл за каждый правильный ответ, всего 10 баллов)

Утверждения
1. Первая Конституция России была принята в 1918 г.
2. Покровский собор на Красной площади воздвигнут в честь освобождения Москвы от польской интервенции
3. Конституция была дарована Финляндии Александром I
4. Пересвет и Ослябю – иноки Соловецкого монастыря
5. Самой длительной войной в истории России стала Северная война
6. Первые приказы возникли при Иване III
7. Первой по времени реформой Александра II стала военная реформа
8. В летописях Грозным называют и Ивана III, и Ивана IV
9. Павел I вошел в историю России как царь-освободитель
10. Избрание царя на российский престол состоялось только однажды.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
                   

Задание № 7. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 10).

Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты,

обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых

номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые

вставки впишите под соответствующими номерами в таблицу.

Русско-турецкие войны второй половины XVIII века, разразившиеся

в царствование (1 – имя), должны были решить ряд важнейших задач. России был необходим выход к (2 – название)морю, а также предстояло покончить с набегами вассала Османской империи – (3 – название)ханства. Первая война началась в (4)году. Она ознаменовалась не только победами на суше в сражениях при Ларге и через две недели при (5 – название)под руководством (6 – фамилия), но и на море, крупнейшим из которых стала победа в (7 –название)сражении. Победы русских войск способствовали заключению в (8) году выгодного для России Кучук-Кайнарджийского мира. По его условиям Российская империя получала первые земли в Крыму – крепость Еникале и город (9 – название), а также равные с европейцами торговые привилегии.

Однако мир был вскоре нарушен. Главной причиной новой войны стало

присоединение Крыма к России, произошедшее в (10)году. Именно в этой

войне отличились выдающиеся военные деятели России – полководец (11 –

фамилия), в следующее царствование получивший высший воинский чин (12 –название чина), и флотоводец, командующий Черноморским флотом (13 –фамилия).Наиболее известной победой русских войск в этой войне сталовзятие крепости Измаил в (14)году. Разгром турецких армий, неудача шведовв затеянной ими в те же годы войне с Россией, а также прекращение

финансовой поддержки Турции со стороны (15 – название страны), в которой разразилась революция, вынудили османское правительство начать переговоры и в итоге подписать в мир в (16 – название города). Согласно мирному договору, Турция признавала за Россией Крым, а также обязалась передать крепость Очаков. Следующая русско-турецкая война началась только в (17) году.

Ответ:

1
 

Задание № 8.

Перед Вами фотографии известных храмов России. Расставьте их

в хронологической последовательности в соответствии с временем их

строительства и заполните таблицу, указав ОФИЦИАЛЬНОЕ название храма.

( всего 13 баллов)

Запишите их номера. Кратко обоснуйте свой выбор. - student2.ru

1.

Запишите их номера. Кратко обоснуйте свой выбор. - student2.ru

2.

Запишите их номера. Кратко обоснуйте свой выбор. - student2.ru

3.

Запишите их номера. Кратко обоснуйте свой выбор. - student2.ru

4.

Порядковый номер иллюстрации (1 балл за верную хронологию в целом) Название храма, (1 балл за каждый верный элемент ответа) Правитель, заложивший храм (1 балл за каждый верный элемент ответа) Событие, которому посвящён храм (1 балл за каждый верный элемент ответа)
       
       
       
       

Задание №9. Прочитайте отрывки из исторического источника и ответьте на вопросы (3 балла.):

Из воспоминаний А. Тырковой-Вильямс.

Отец запутался в долгах. Это была не его вина. Он расплачивался за общее положение помещичьего хозяйства. Только 25 лет прошло со времени освобождения крестьян. Четверть века - короткий срок для такого резкого экономического перелома, как переход от бесплатного рабского труда к платным рабочим. Сколько раз отцовские земли висели на волоске, сколько раз то банк, то местные кредиторы грозили продать все с молотка. Тульский земельный банк, где были заложены его имения, брал большие проценты и неумолимо требовал платежей в срок.

Дворянский банк открылся позже. Это было дело внутренней политики. Правительство решило сохранить дворянский правящий класс. Помочь ему удержать за собой земли, стремительно переходившие в купеческие, и отчасти в крестьянские руки. Мой отец первый в Новгородской губернии получил ссуду из новорожденного Дворянского банка... Крупные доходы за сено, за лес, иногда за рожь и овес уходили на банковские платежи... Потом по случаю какого-нибудь события в царской семье издавался манифест с разными милостями..., дворянские недоимки перечислялись в основной долг».

Вопросы:

1. Укажите, как называлась и в каком году была проведена реформа, упоминаемая в источнике.

2. Как автор воспоминаний объясняет причины трудностей, испытываемых помещиками в ведении хозяйства в указанное время?

3. Используя текст источника и знания по курсу истории, назовите меры, правительства по поддержке дворянских хозяйств.

Задание №10. Внимательно рассмотрите карту и ответьте на вопросы (6 баллов):

Запишите их номера. Кратко обоснуйте свой выбор. - student2.ru

1.Ука­жи­те век, к ко­то­ро­му от­но­сят­ся со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме. Это Ку­ли­ков­ская битва. Зна­чит XIVв

2.Ука­жи­те пол­ко­вод­ца, воз­гла­вив­ше­го поход, на­прав­ле­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но на схеме циф­рой «3».

3.Раскройте значение события, обозначенного на схеме.

Задание №11.: (3 балла) На территории г. Воронежа находятся памятники.

Выберите правильные ответы:

1.А.В. Суворову

2. А. Невскому

3. Петру I

4. Николаю I

5. А.С. Пушкину

6. О. Мандельштаму

_______

Задание №12. (5 баллов) Известно, что Воронеж – один из крупных культурных центров России, где жили многие талантливые представители самых разных направлений в области культуры и искусства. Соотнесите имена известных деятелей культуры, живших в Воронеже и сферы их деятельности.

1. А. Дуров 1. Собиратель русских народных песен (фольклор)

2. А. Бучкури 2. Архитектор (архитектура)

3. М. Пятницкий 3. Цирковой артист (цирк)

4. М. Замятин 4. Писатель (литература)

5. И. Бунин 5. Художник (живопись)

         

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

(эссе или развернутый ответ, 25 баллов).

Примерные Темы эссе:

Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников

о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать

собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или

даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что

именно он утверждает).

2. Можете выразить своё отношение к высказыванию (аргументировано

согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его

высказывание).

3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные,

примеры) по данной теме.

4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей

точки зрения.

1. «Основная линия политики монголов побуждала их поддерживать

политический сепаратизм на Руси. Образование централизованного государства явилось, таким образом, отнюдь не в результате мирной деятельности монголов-завоевателей, а в результате борьбы с монголами, когда борьба стала возможна, когда Золотая Орда стала слабеть и разлагаться». (А.Н. Насонов)

2. «Избранная польским монархом (Сигизмундом III) политика находилась

в резком противоречии с основными тенденциями развития русского общества в годы Смуты, когда всё более прочно утверждалось представление, что важные политические решения могут приниматься лишь по соглашению со «Всею землёю»… Попытки игнорировать роль «Всея земли» привели польского короля к конфликту с русским обществом, сплотившимся для отпора его политике». (Б.Н. Флоря)

3. «В истории России XVIII века ни одна военная победа не принесла столь

богатые плоды, как Полтавская. Россия с этого времени становится

значительной фигурой политической игры Европы». (Е.В. Анисимов)

4. «Александр (Первый) и Николай (Первый) владели, а не правили Россией,

проводили в ней свой династический, а не государственный интерес..., не желая и не умея понять нужд народа, истощали в своих видах его силы и средства». (В.О. Ключевский)

5. «В истории человечества редко встречаются столь величественные картины коренного, но мирного преобразования государства…, чем та, которую явила из себя эпоха «великих реформ» царствования Александра II». (Н.В. Давыдов)

Критерии оценивания:

1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые

ставит перед собой в своей работе участник).

2. Творческий характер восприятия темы, её осмысления.

3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

4. Чёткость и доказательность основных положений работы.

5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Наши рекомендации