Иные должностные лица по решению Президента Республики Беларусь.

Политология

(Вопросы и ответы)

Президент РБ.

Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Первые выборы президента Белоруссии состоялись 10 июля 1994 года.

9 сентября 2001

19 марта 2006 - очередные выборы президента РБ

19 декабря 2010

Президент вступает в должность после принесения Присяги. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, судей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного судов не позднее двух месяцев со дня избрания Президента. С момента принесения Присяги вновь избранным Президентом полномочия предыдущего Президента прекращаются.

Президент Республики Беларусь:

1. назначает республиканские референдумы;

2. назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;

3. распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;

4. назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

5. образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;

6. с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;

7. определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;

8. с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;

9. с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

10. назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;

11. освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;

12. назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля;

13. обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;

14. обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;

15. имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;

16. назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией;

17. решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;

18. устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;

19. осуществляет помилование осужденных;

20. ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;

21. принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;

22. в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

23. в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок;

24. подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;

25. имеет право отменять акты Правительства;

26. непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;

27. формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности;

28. является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;

29. вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

30. осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.

Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов. Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений.

Президент не может занимать другие должности, получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства.

Президент приостанавливает членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок полномочий.

Президент может в любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается Палатой представителей.

Президент Республики Беларусь может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии.

Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики. Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

Непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения. Предложение о смещении Президента с должности не может инициироваться в период рассмотрения в соответствии с Конституцией вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента.

В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом.

В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру.

Парламент РБ

Парламент Беларуси называется Национальное собрание Республики Беларусь.Является органом представительной и законодательной власти Республики Беларусь.

Парламент Беларуси состоит из двух палат:

· Палата представителей

· Совет Республики

Палата представителей ежегодно проводит по 2 очередные сессии. Внеочередные сессии созываются по инициативе Президента страны.

В Беларуси парламент избирается сроком на4 года.

Палата представителей

В составе Палаты представителей 110 депутатов, избираемых народом Беларуси.

Депутаты должны быть гражданами Беларуси в возрасте от 21 года. Они могут быть членами правительства, но не могут в то же время работать в Совете Республики.

Функции Палаты представителей:

- рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

- рассматривает проекты законов, в том числе:

    • об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь, военной доктрины, ратификации и денонсации международных договоров;
    • об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства;
    • о правах национальных меньшинств;
    • об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении;
    • об установлении республиканских налогов и сборов;
    • о принципах осуществления отношений собственности;
    • об основах социальной защиты;
    • о принципах регулирования труда и занятости;
    • о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении;
    • об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;
    • об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства;
    • о местном самоуправлении;
    • о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей;
    • об уголовной ответственности;
    • об амнистии;
    • об объявлении войны и о заключении мира;
    • о правовом режиме военного и чрезвычайного положения;
    • об установлении государственных наград;
    • о толковании законов;

- назначает выборы Президента;

- дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

- заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу (при этом повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству);

- рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;

- по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству (при этом вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности);

- принимает отставку Президента;

- выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления;

- на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности;

- отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей.

Председатели Палаты представителей:

  • Малофеев Анатолий Александрович (28.11.1996 — 20.11.2000; и. о. до 17.12.1996)
  • Попов Вадим Александрович (21.11.2000 — 18.11.2004)
  • Коноплев Владимир Николаевич (16.11.2004 — 02.10.2007)
  • Попов Вадим Александрович (02.10.2007 — 27.10.2008)
  • Андрейченко Владимир Павлович (27.10.2008 — настоящее время)

Совет Республики

Совет Республики – это региональный представительный орган, состоящий из 64 членов.

Местные Советы избирают 56 членов: 8 от каждой области и 8 от Минска. Еще 8 членов назначает Президент Беларуси.

Кандидаты в члены Совета Республики должны быть в возрасте от 30 лет, постоянно проживать в соответствующем регионе Беларуси по меньшей мере 5 лет

Функции Совета Республики:

- одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции, проекты иных законов;

- даёт согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

- избирает шесть судей Конституционного Суда;

- избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

- отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;

- принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;

- рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности;

- рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.

Председатели Совета Республики:

  • Шипук Павел Владимирович (13.01.1997 — 19.12.2000)
  • Войтович Александр Павлович (19.12.2000 — 28.07.2003)
  • Новицкий Геннадий Васильевич (28.07.2003 — 27.09.2008)
  • Батура Борис Васильевич (31.09.2008 — 24.05.2010)
  • Рубинов Анатолий Николаевич (24.05.2010 — настоящее время)

Правительство РБ

В состав белорусского правительства, или Совета Министров, входят:

- Премьер-министр Беларуси (Мясникович Михаил Владимирович);

- Заместители (Семашко Владимир Ильич, Калинин Анатолий Николаевич , Русый Михаил Иванович, Тозик Анатолий Афанасьевич);

- Глава Администрации Президента Республики Беларусь (Кобяков Андрей Владимирович);

- Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь (Ермакова Надежда Андреевна);

- министры;

- председатели государственных комитетов;

- Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь (Мартынецкий Константин Алексеевич);

- Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси (Русецкий Анатолий Максимович);

- Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ (Сидько Сергей Дмитриевич);

иные должностные лица по решению Президента Республики Беларусь.

Правительство подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом.

Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей.

Полномочия правительства регулируются Конституцией Республики Беларусь.

Деятельность правительства Беларуси

Совет Министров Беларуси отвечает за работу государственных органов, в числе которых:

· государственные административные органы

· министерства

· государственные комитеты

· концерны

· организации, подчиненные правительству

В компетенцию правительства входят:

· контроль над национальным бюджетом

· внутренняя и внешняя политика

· программы экономического и социального развития

· национальная безопасность и оборона

Как работает местная власть в Беларуси?

Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица.

Система органов местного управления имеет 3 уровня:

· первичный (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)

· базовый (городские (городов областного подчинения), районные)

· областной

Органы местного управления входят в систему исполнительной власти и на местном уровне решают вопросы:

· местного хозяйства и коммунальной собственности

· экономического и социального развития

· местного бюджета

· создания, реорганизации и ликвидации предприятий

· создания землеустройства и землепользования

· защиты прав и удовлетворение законных интересов граждан

· охраны здоровья, образования, социального и культурного обеспечения, торгового, транспортного, коммунального, бытового и иного обслуживания

· законности и общественной безопасности на соответствующей территории

· исполнения законодательства по вопросам военной службы

Органы местного управления принимают решения по вопросам местного уровня в рамках национального законодательства и в пределах своей компетенции.

Избирательная система РБ

Избирательная система – 1) порядок формирования выборных (прежде всего представительных) органов государства; 2) система распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.
Известны две основные избирательные системы: мажоритарная система (система большинства) и система пропорционального представительства.

Мажоритарная избирательная система — система выборов в коллегиальный орган (парламент) или должностного лица, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.

Пропорциональная избирательная система — одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент Республики Беларусь избираются непосредственно избирателями Республики Беларусь. Это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь ее граждане имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании.

Прямыми являются все выборы в Беларуси, за исключением выборов в Совет Республики Национального Собрания, который формируется путем косвенных выборов.

Право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.

Избирательная система Республики Беларусь включает выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов.

Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии.

При проведении выборов имеют право присутствовать наблюдатели - депутаты, доверенные лица кандидатов, представители политических партий и общественных объединений, международных организаций и СМИ.

Права наблюдателей:

· присутствовать на заседаниях избирательных комиссий;

· присутствовать при пломбировании или опечатывании ящиков для голосования;

· находиться в день голосования в помещениях для голосования;

· присутствовать при досрочном голосовании, голосовании по месту нахождения граждан;

· наблюдать за выдачей бюллетеней, ходом голосования, соблюдением установленного законом порядка голосования;

· обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой комиссии;

· получать информацию о результатах подсчета голосов и составлении протоколов соответствующих комиссий о результатах выборов;

· наблюдать за пересчетом голосов (в случае его проведения).

История выборов в Республике Беларусь

Избирательные процедуры на территории Беларуси начали применяться еще в эпоху средневековья, когда дворяне выбирали депутатов в высший представительный орган - Сейм, а мещане - состав городских советов.

Однако после вхождения белорусских земель в состав Российской империи эти традиции на некоторое время были преданы забвению.

Первыми свободными выборами в Беларуси как суверенном государстве стали выборы Президента страны в 1994 году. В этих выборах победил оппозиционный кандидат Александр Лукашенко, который тогда с большим отрывом опередил действующего премьер-министра Вячеслава Кебича, экс-спикера Парламента Станислава Шушкевича, а также лидеров крупнейших белорусских партий - коммунистов (ПКБ) и националистов (БНФ).

С тех пор в Беларуси еще трижды проходили выборы Президента (в 2001, 2006 и 2010), четырежды проводились парламентские выборы (1995, 2000, 2004, 2008). Местные выборы состоялись в 1995, 1999, 2003, 2007 и 2010.

На президентских выборах, которые состоялись 19 декабря 2010 года, победил Александр Лукашенко, набрав 79,65%.

Избирательный процесс включает следующие последовательные стадии (этапы процесса):

1. назначение выборов;

2. образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей;

3. выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;

4. предвыборная агитация;

5. голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование.

6. В свою очередь каждая стадия избирательного процесса представляет собой организованную совокупность избирательных действий и избирательных процедур, обеспечивающих реализацию избирательных прав и легитимную результативность выборов.

Избирательный процесс базируется на принципах: законности; равенства прав участников процесса; осуществления избирательных производств уполномоченными органами; гласности; непрерывности осуществления избирательных мероприятий; документирования осуществления избирательных действий и определения результатов выборов.

Избирательное право – это система правовых норм, регулирующих процесс организации и проведения выборов и референдумов. Избирательное право является институтом конституционного права, оно регулирует как процесс выборов депутатов парламента, депутатов местных советов депутатов, так и президента. Основным источником избирательного права являются конституция (раздел 3), избирательный кодекс и другие НПА.

Избирательное право в узком смысле понимается как субъективное право гражданина избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право).

Принципы избирательного права в РБ: всеобщее, равное, свободное, прямое избирательное право при тайном голосовании.

1. Всеобщее – каждый гражданин, достигший определенного установленного в законе возраста имеет право избирать и быть избранным в государственные органы независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, образования, социального происхождения и т.д.

2. Равное – все избиратели либо кандидаты находятся в равных условиях и участвуют в выборах на равных основаниях. Для избирателей этот принцип обеспечен тем, что каждый избиратель включен в единый список избирателей и голосует только 1 раз. Никто из избирателей не имеет преимущества. Относительно кандидатов: равное финансирование, равное количество эфирного времени.

3. Свободное – каждый избиратель самостоятельно решает: участвовать ему в выборах или нет и за кого голосовать.
2. Прямое избирательное право – избиратель отдает свой голос за или против кандидата или решает непосредственно.
3. Косвенное избирательное право – кандидата избирают с помощью специальных коллегий или представительного органа.

4. Тайное голосование – никто не вправе осуществлять контроль за волеизъявлением человека. Это обеспечено нахождением на избирательных участках специальных кабин для голосования.

Конституция и закон устанавливает ряд цензов:
1) Возрастной. Избирателями являются граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 18 лет. Кандидатом в депутаты может стать достигший 21 года гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий на территории государства. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет. Кандидатом в Президенты может быть гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет.

2) Оседлости. Президентом может стать гражданин, проживающий на территории Республики Беларусь не менее 10 лет перед выборами, в совет республики избираются граждане, проживающие на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

3) Гражданство. Избирается только гражданин РБ.

Подготовка и проведение выборов

Подготовка и проведение выборов включают несколько этапов. Первым из этих этапов является этап назначения выборов. Избирательный кодекс Республики Беларусь регламентирует данный вопрос для выборов Президента в статье 56. Эта статья предусматривает, что выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей не позднее, чем за пять месяцев до истечения срока его полномочий, и проводятся в воскресенье не позднее, чем за два месяца до истечения срока полномочий Президента. Если по каким-либо причинам должность Президента является вакантной, то выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. Сокращенные сроки проведения предвыборных мероприятий устанавливаются Центральной комиссией.

Выборы в Палату представителей нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Палаты представителей действующего созыва. Если Палата представителей была распущена, то одновременно с этим актом Президент должен назначить новые выборы. Внеочередные выборы в Палату представителей проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Палаты представителей.

Выборы в местные Советы депутатов нового созыва назначаются Президентом не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий местных Советов. Выборы во все местные Советы депутатов проводятся одновременно. В случае роспуска местного Совета выборы назначаются Президентом не позднее чем в месячный срок со дня его роспуска. Сообщение о дне выборов обязательно публикуется в средствах массовой информации на следующий день после назначения выборов, то есть после принятия решения и подписания соответствующего указа.
Выборы членов Совета Республики нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Совета Республики действующего созыва. Сообщение о дате проведения выборов обнародуется в средствах массовой информации не позднее трех дней после назначения выборов.

Вторым этапом в подготовке и проведении выборов является формирование избирательных комиссий.

Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов парламента и местных Советов депутатов с определенными особенностями, зависящими от вида выборов, обеспечивают: Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее – Центральная комиссия), территориальные избирательные комиссии – областные, Минская городская, районные, городские, поселковые, сельские, окружные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.

Центральная комиссия осуществляет на всей территории Республики Беларусь контроль за исполнением законодательства о выборах, отзыве депутатов и членов Совета Республики, дает разъяснения этого законодательства в целях его единообразного применения; образует избирательные округа по выборам депутатов Палаты представителей; решает вопросы о порядке участия граждан Республики Беларусь, находящихся за пределами Республики Беларусь, в выборах Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей; регистрирует инициативные группы граждан по выдвижению кандидатов в Президенты Республики Беларусь, их доверенных лиц, инициативную группу избирателей по сбору подписей в поддержку предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата Палаты представителей; обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности политических партий, других общественных объединений, кандидатов в Президенты Республики Беларусь, кандидатов в депутаты; определяет порядок использования государственных средств массовой информации в предвыборной кампании; устанавливает формы бюллетеней и списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, голосовании об отзыве депутатов, протоколов предвыборных собраний и заседаний комиссий и других документов по выборам, референдуму, отзыву депутатов, образцы ящиков для голосования, печатей комиссий, порядок хранения документов по выборам; подводит итоги выборов, публикует сообщения о них в средствах массовой информации; регистрирует избранных депутатов Палаты представителей и публикует их список в печати; решает вопросы, связанные с проведением второго тура голосования, повторных выборов и выборов Президента Республики Беларусь в случае вакансии должности Президента; решает вопросы, связанные с организацией отзыва депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, назначает выборы Палаты представителей вместо выбывших депутатов и обеспечивает их проведение.

Территориальные комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов, осуществляют следующие полномочия: осуществляют контроль за соблюдением актов законодательства о выборах на территории области, города Минска; руководят деятельностью нижестоящих территориальных и участковых комиссий; контролируют составление списков граждан, имеющих право участвовать в выборах, отзыве депутата и представление их для всеобщего ознакомления; распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов.

Основная нагрузка при подготовке и проведении выборов возлагается на участковые комиссии, которые обеспечивают соблюдение требований законодательства Республики Беларусь о выборах на территории участка для голосования; уточняют и подписывают списки граждан, имеющих право участвовать в выборах по участку для голосования; знакомят избирателей со списком этих граждан, рассматривают заявления о неправильностях в списке, решают вопрос о внесении в него соответствующих изменений; оповещают избирателей о месте нахождения, времени работы и номере телефона участковой комиссии, а также дне выборов, времени и месте голосования; обеспечивают реализацию права избирателей проголосовать на выборах досрочно, а также сохранность бюллетеней; организуют голосование в день выборов; проводят подсчет голосов и устанавливают результаты голосования по участку; рассматривают заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов, организации голосования, подсчета голосов и принимают по ним решения; заслушивают сообщения должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов, предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; осуществляют другие полномочия в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

Срок полномочий Центральной комиссии – 5 лет.

В состав Центральной комиссии не могут входить кандидаты в Президенты Республики Беларусь, кандидаты в депутаты Палаты представителей и их доверенные лица, а также иные лица в случаях, предусмотренных законодательством.
За пределами Республики Беларусь при проведении выборов Президента Республики Беларусь, депутатов парламента участковые комиссии образуются руководителями дипломатических представительств (консульских учреждений) Республики Беларусь, действующих на территории соответствующих иностранных государств.
Третьим этапом в подготовке и проведении выборов является составление списков избирателей. Учитывая, что выборы в Палату представителей, Президента, в местные Советы депутатов проводятся регулярно, еще до назначения соответствующих выборов известна примерная численность избирателей, которая существенно не изменяется после проведения последних выборов. Однако, как правильно указывается в литературе, нужны не приблизительные, а уточненные данные, в которых были бы учтены все прошедшие события и действия (смерть избирателя, выезд в другой населенный пункт или за пределы республики, достижение совершеннолетия и т.д.).

Выдвижение кандидатов является четвертым этапом в подготовке и проведении выборов и, по существу, начальной стадией осуществления гражданином своего избирательного права. Именно на этой стадии определяется реальный круг кандидатов в депутаты и президенты.

Списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, составляется по каждому участку для голосования и подписывается председателем и секретарем участковой комиссии.

Регистрация кандидатов является пятым этапом избирательного процесса. В Республике Беларусь порядок регистрации кандидатов в Президенты и депутаты всех звеньев представительной власти предусмотрен статьей 68 Избирательного кодекса. Регистрация кандидатов в Президенты и в члены Совета Республики осуществляется Центральной комиссией по выборам, а кандидатов в депутаты – соответствующей окружной, территориальной избирательной комиссией. Регистрация кандидатов в Президенты начинается за 35 дней, а заканчивается за 25 дней до выборов, кандидатов в депутаты – начинается за 40 дней и заканчивается за 30 дней до выборов; кандидатов в члены Совета Республики – начинается за 60 дней и заканчивается за 55 дней до окончания полномочий Совета Республики действующего созыва.

Шестым этапом избирательного процесса является предвыборная агитация. Она ведется как кандидатами, так и представителями различных политических партий «за» или «против» кандидатов.

В предвыборной агитации используются плакаты, надписи, призывы, листки, фотоматериалы. Запрещается раздавать гражданам денежные средства, подарки и иные материальные ценности, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно предоставлять любые услуги и товары, кроме печатных материалов, специально изготовленных для избирательной кампании с соблюдением требований законодательства.
Завершением избирательного процесса для граждан (но не всей избирательной кампании) является голосование.

Голосование проводится с 8 до 20 часов. О времени и месте голосования участковые комиссии оповещают избирателей, не позднее, чем за 10 дней до выборов.
К седьмому этапу проведения выборов относится подсчет голосов избирателей. Процедура подсчета голосов достаточно подробно регламентируется в избирательном законодательстве. Ящики для голосования вскрываются участковой (счетной при выборах в Совет Республики) комиссией после объявления ее председателем об окончании голосования. Перед вскрытием ящиков для голосования все неиспользованные бюллетени подсчитываются и погашаются, складываются в пакеты и опечатываются. Вначале открываются ящики, которые использовались при досрочном голосовании, переносные, затем стационарные.

Подсчет голосов избирателей должен проводиться непосредственно членами участковой избирательной комиссии без перерыва до получения результатов.
Сообщение об итогах выборов Президента передается Центральной комиссией средствам массовой информации для обнародования в течение трех дней с момента подписания протокола об итогах выборов.

Сообщения об итогах выборов в Палату представителей Центральная комиссия направляет в печать в течение трех дней с момента подписания протокола; список избранных депутатов публикуется в алфавитном порядке с указанием их данных.
Сообщение об итогах выборов в местные Советы депутатов направляется соответствующими территориальными избирательными комиссиями в печать в пятидневный срок после выборов. В списке избранных депутатов, составленном в алфавитном порядке, указываются все необходимые данные.

Сообщение об итогах выборов в члены Совета Республики и список избранных членов Совета Республики направляется Центральной комиссией в печать в трехдневный срок со дня подписания протокола об итогах выборов.

РЕФЕРЕНДУМ

(НАРОДНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ)

Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы.

Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного Конституцией состава (полного состава), каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.

Президент после внесения на его рассмотрение в соответствии с законом предложений Палаты представителей и Совета Республики либо граждан о проведении референдума назначает республиканский референдум.

Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента о назначении референдума.

Решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь.

Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее десяти процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования.

В референдумах участвуют граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом.

Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом.

Порядок проведения республиканских и местных референдумов, а также перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум, определяются законом Республики Беларусь.

Референдум – голосование граждан, обладающих избирательным правом по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. В РБ референдум назначается президентом по собственной инициативе, а также по предложению палаты представителей и Совмина большинством голосов либо 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой области и г. Минска. В РБ проведено 4 референдума: 17 марта 1991г. по вопросу сохранения СССР, где более 70% граждан высказались за сохранение, 14 мая 1995г. о статусе русского языка, об установлении новых государственных символов (герба и флага), об экономической интеграции с РФ, 24 ноября 1996г. об изменениях и дополнениях в конституцию РБ, 17 октября 2004г. изменена часть 1 ст.81 и снят срок ограничений полномочий президента.

Внешняя политика

Наши рекомендации