Лекция 7. Группы интересов и партии
Политический плюрализм и составляющая его ядро многопартийность относятся к числу базовых принципов демократии, без реализации которых эта форма человеческого общежития практически неосуществима. В политическом смысле плюрализм – это ничто иное, как одновременное существование нескольких или множества организованных политических сил, социальных и политических точек зрения и концепций, которые имеют одинаковое и гарантированное право на существование и конкурируют друг с другом с целью завоевания социального и политического влияния, а, в конечном счете, и власти. В рамках господствующих среди западных политологов и социологов представлений о плюрализме как институциональном выражении «согласия содержательного несоответствия», т.е. организационно оформленного множества несовпадающих слоевых и групповых интересов, реализация плюралистических норм человеческого общежития предполагает, прежде всего, освоение всеми политическими силами «искусства жить вместе, искусства единства во множестве». Построенное на общественном согласии (консенсусе) «мирное» сосуществование разнородных (гетерогенных) политических сил в рамках плюрализма в качестве основных принципов включает:
• взаимную терпимость, основанную на признании правомерности чужих интересов и чужих взглядов как условия существования собственных, т.е. естественного права людей и организаций на инакомыслие и инакодействие в рамках закона;
• установка на поиск компромисса, построенного на добровольном самоограничении и сдержанности сторон, их взаимных шагов навстречу друг другу;
• отрицание каких бы то ни было социально закрепленных организационных, правовых и иных привилегий за отдельными общественными институтами и структурами (наподобие конституционно закрепленного при советской власти положения о руководящей роли КПСС) и утверждение автономии и равенства всех перед законом;
• рационально осознанное понимание того, что помимо различных частных и корпоративных интересов есть «нечто», возвышающееся над ними. Это «нечто» порождается общей средой обитания и охватывается понятием общенациональный, общегосударственный, общенародный интерес, который в современных обществах включает обеспечение таких общих ценностей, как национальная безопасность и независимость, экономическое благосостояние и развитие, свобода и конституционный порядок.
В наиболее концентрированном виде политический плюрализм предстает в облике многопартийности. Исторически появление политических партий связано с расколом общества на классы, с возникновением и развитием классовой борьбы. Говоря о причинах, сделавших необходимым создание политических партий, В.И. Ленин вполне обоснованно писал: «Для того, чтобы масса определенного класса могла научиться понимать свои интересы, свое положение, научиться вести свою политику, именно для этого необходима организация передовых элементов класса немедленно и во что бы то ни стало, хотя бы в начале эти элементы составляли ничтожную долю класса». Первые, известные истории, политические партии возникли еще в Древней Греции. Однако то были сравнительно немногочисленные, узкие по составу и не всегда организационно оформленные группировки, выражавшие интересы различных фракций рабовладельцев. Ни в рамках рабовладельческого строя, ни в период средних веков партии не могли играть сколько-нибудь значительной роли в общественной жизни. Лишь на почве капитализма, в результате усиления классовой дифференциации общества и углубления социальных противоречий, по мере вовлечения в политику все более широких масс людей партии начинают приобретать роль реального фактора политико-властных отношений.
В марксистской традиции партии рассматриваются как высшая форма организации того или иного класса или его слоя, охватывающая его наиболее активную часть, отражающая его коренные политические интересы и преследующая долгосрочные классовые цели. Партии как политические организации непосредственно участвуют в общественно-политической жизни, выражают свое отношение к существующей власти, создаются во имя сохранения и упрочения данной власти или ее изменения. В либерально-демократической традиции партии трактуются как организованные политические силы, объединяющие граждан одной политической традиции и служащие для завоевания или участия во власти с целью реализации целей своих приверженцев. Воплощая право человека на политическую ассоциацию с другими людьми, партии отражают общегрупповые интересы и цели разнородных слоев населения (социальных, национальных, религиозных и т.д.). Через этот институт люди выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов.
Партии – это институционализированные инструменты для формирования и представительства политических устремлений и целей разнородных социально-классовых сил. Это своего рода посредники между общественностью и органами государственной власти.
Обычно выделяют четыре основных структурообразующих элемента партии: Во-первых, всякая партия суть носитель определенной идеологии или, по крайней мере, выражает конкретную ориентацию видения мира и человека. Во-вторых, это относительно продолжительное по времени объединение, т.е. организация с определенной структурой и территориальным измерением (национальным, региональным, местным, а иногда интернациональным). В-третьих, цель всякой партии – завоевание власти или участие в ней наряду с другими партиями. В-четвертых, каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа – от включения в состав своих членов до формирования широкого круга сочувствующих.
По типу структурных связей партия может быть представлена тремя концентрическими окружностями:
Функционеры и активисты партии
Рядовые члены партии
«Твердый» электорат и партийные меценаты
Из приоритетной цели партии – борьбы за власть и использования этой власти в качестве средства реализации своей программы – вытекают такие ее функции, как: а) функция социального представительства (всякая политическая партия является выразителем определенных социальных интересов, опирается в своей деятельности на конкретные социальные слои и группы, является их представителем на политической арене. В этой связи она имеет в качестве одной из центральных задачу из всего многообразия самых различных интересов этих групп (экономических, этнических, религиозных и т.д.) выявить, сформировать и обосновать их совокупный политический интерес, равно как и четко артикулировать его в политико-властной сфере. В теоретико-идеологическом плане функция социального представительства и артикуляции совокупного политического интереса объединенных в тех или иных партиях социальных слоев и групп находит свое выражение в партийных программах и доктринах. Последние представляют собой ничто иное, как своего рода «декларации партий о намерениях», в которых они открыто заявляют о том, ради чего и для кого они создаются, какие преследуют цели и какие средства собираются использовать для их достижения); б) функция политической социализации граждан, т.е. их политического просвещения и научения, формирование свойств и навыков участия в политико-властных процессах, а также влияния на них с помощью тех или иных конвенциональных (конституционно оговоренных и законодательно закрепленных) акций и процедур; в) функция социальной интеграции – в силу того, что любая партия в условиях демократически организованного общества может прийти к власти только получив большинство на выборах, она с необходимостью стремится объединить вокруг своей программы самые различные слои населения; г) прагматическая функция, связанная не столько с борьбой за власть, сколько прежде всего с ее отправлением и удержанием (искусство умелого пользования и распоряжения властью с тем, чтобы сохранить ее сверх конституционного срока приобретения, т.е. не потерять на новых выборах); д) функция воспроизводства и рекрутирования политической элиты для всех уровней системы организации государственной власти.
Существует много критериев, с помощью которых классифицируются политические партии: по социальному признаку различают партии классовые, интерклассовые (межклассовые), партии «хватай всех» и т.д.; по организационной структуре и характеру членства – кадровые и массовые, с четкими и формально определенными принципами членства и со свободным членством, с членством индивидуальным и коллективным и т.д.; по отношению к месту в политической системе – легальные, полулегальные и нелегальные, правящие и оппозиционные, парламентские и внепарламентские, монопольно-государственные и авангардные и пр.; по целевым и идейным установкам, способам и формам действия – радикальные, либеральные, консервативные; коммунистические, социалистические и социал-демократические, христианские и т.д.; по числу депутатских мест в парламенте – мажоритарные партии (от фр. majorite – большинство), партии с мажоритарным призванием, доминирующие партии и партии миноритарные (от фр.minorite – меньшинство) и т.д.
В зависимости от положения политических партий в политической системе, а также характера взаимодействия между ними и «типажа» самих партий, в каждой стране складывается их особая конфигурация, т.е. партийная система. В политологии под этим понятием имеются ввиду контуры политического рынка или пространства, формируемого за счет независимых субъектов (партий) и определяемого как их количеством и типом внутренней структуры, так численностью и активностью избирателей, а также возможностям создания партийных коалиций и блоков. Исторически сформировалось всего три основных вида партийных систем: бипартизм (двухпартийная), система «двух с половиной партий» и многопартийность. Бипартизм предполагает наличие двух крупных примерно равных по влиянию политических партий, которые поочередно сменяют друг друга у власти путем завоевания большинства мест в парламенте, избираемым прямым всеобщим голосованием. Система «двух с половиной партий» – нечто вроде переходной от бипартизма к многопартийности: рядом с двумя основными образованиями появляется третья партия, в чьих возможностях определить успех одного из них и, в принципе, политическую ориентацию всей правительственной коалиции.
В рамках многопартийной системы выделяют:
• многопартийную систему без доминирующей партии. В такой системе ни одна из партий не имеет абсолютного большинства в парламенте и, следовательно, вынуждена при формировании правительства заключать союзы и соглашения с другими представленными в парламенте партиями;
•многопартийная система с доминирующей партией характеризуется тем, что одна из партий лидирует на политической арене, располагая самостоятельно или в тесном союзе с другой партией абсолютным большинством мест в парламенте;
• «блоковую» многопартийную систему, которая принимает форму резкой поляризации политических сил, группирующихся в периоды проведения избирательных компаний на два противостоящих друг другу блока. Функционирование этой системы во многом напоминает функционирование бипартизма.
В дополнение к вышеперечисленным типам партийных систем многие политологи, особенно из числа отечественных, выделяют в качестве еще одного самостоятельного типа однопартийные системы. Эти системы, однако, не имеют ничего общего с демократической организацией общественно-политической жизни. Диктатура или единовластие одной партии и демократия – явления, которые взаимно исключают друг друга.
Следует особо отметить зависимость того или иного типа партийных систем от типа избирательной системы, применяемой в той или иной стране. Так, мажоритарная избирательная система, при которой побеждает кандидат, набравший больше всех голосов, способствует формированию бипартизма или «блоковой» партийной системы, тогда как пропорциональная, при которой партии, располагающие поддержкой всего 2-3 % избирателей, могут провести в парламент своих кандидатов, закрепляет дробление и фрагментацию политических сил, сохранение множества мелких партий, в том числе экстремистского толка.
Вторым наиболее массовым организованным субъектом политического рынка выступают группы интересов и группы давления. Под этим понятием имеются в виду организации самого разного типа, члены которых, не претендуя на высшую политическую власть в системе, пытаются влиять на нее для обеспечения своих специфических интересов. В этом их принципиальное отличие от политических партий.
В число таких групп входят:
• профсоюзы рабочих и служащих;
• фермерские (крестьянские) организации и союзы;
• профессиональные ассоциации предпринимателей;
• феминистские, экологические, правозащитные, пацифистские и т.п. движения;
• союзы ветеранов;
• философские клубы и общества и др.
Существуют различные классификации групп давления. Они могут быть:
• широкого и специализированного профиля;
• представляющие преимущественно материальные интересы и ставящие на первое место идеологические ценности и моральные принципы;
• массовые и кадровые;
• частные и общественные.
В качестве приоритетных группы давления выполняют следующие две функции. Во-первых, это селекция, обобщение, формулирование и артикуляция основных интересов своих членов; во-вторых, целенаправленное воздействие на институты публичной власти с целью удовлетворения особо значимых интересов.
При этом объектами этого воздействия выступают все ветви власти, но прежде всего законодательная и исполнительная, а также партии, которые эту власть контролируют. Существенное значение придается апелляции к общественному мнению и его мобилизации.
Группы давления могут воздействовать на власть и ее окружение непосредственно, воздействуя на партии либо воздействуя на общественное мнение, влияющее на власть.
Группы давления оказывают обществу хорошую услугу, направляя в соответствующие каналы его чаяния, которые без этого часто принимают неорганизованную и насильственную форму. Но, вместе с тем, группы давления могут приводить и к дезорганизации общества. Обычно выделяют четыре типа возможных дисфункциональных последствий деятельности групп давления:
• общественный протекционизм, т.е. тенденция групп требовать сохранения достигнутых позиций и прав;
• управленческий застой, когда действия и инициативы правительства блокируются;
• отрицание коллективной дисциплины, т.е. каждая группа стремится переложить на других бремя национальных расходов;
• изменение в соотношении сил, т.е. равновесие между различными интересами может быть нарушено, т.к. каждая группа обладает неравными средствами влияния.
С понятием групп давления тесно связано понятие «лоббизм», или «лобби». В самом широком смысле оба эти понятия чаще всего употребляются в качестве синонимов. Как специализированный вид деятельности «лобби» – это воздействие любого юридического или физического лица, предпринимающееся чаще всего за плату, на процессы принятия административных и законодательных решений в пользу другого юридического или физического лица. В качестве легальных, лоббистская деятельность принимает формы: а) выступлений на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента; б) представления проектов законов и других нормативных актов, результатов научных исследований и экспертиз; в) проведения пропагандистских кампаний в печати и других органах СМИ; г) организации демонстраций, маршей, пикетирования и т.д. К нелегальным (уголовно наказуемым) действиям относятся: а) взятка как разовый акт или подкуп законодателя либо чиновника на длительный срок; б) шантаж, тиражирование заведомо ложной или искаженной информации и др. В западных странах лоббистская деятельность регулируется специальным законодательством, что придает ей характер правоправной деятельности, вытекающей из конституционного права граждан обращаться с петициями в органы власти. В России пока доминирует так называемый «дикий лоббизм», в основе которого лежит такое явление, как политическая коррупция.
Коррупция – крайний метод скрытого давления на власть. Причем индивидуальная коррупция становится все более редкой в мировой практике, особенно в прямой форме. Чаще существует угроза коллективной коррупции путем финансирования партий и избирательных кампаний. В то же время в западных странах используется целый комплекс мер по ее предотвращению. В отношении избирательной кампании – это гласность расходов на ее проведение, установление их потолка и финансирование за счет государства. В отношении лоббирования – практика регистрации лоббистов и жесткий правовой контроль за их деятельностью и др.