Функции, система и общая характеристика органов, осуществляющих правоохранительную деятельность
Признаки, понятие и задачи правоохранительной деятельности
Существенные признаки правоохранительной деятельности сводятся к следующим.
1) Для такого рода деятельности характерным считается применение мер юридической ответственности. Так, в случае совершения уголовного преступления применяются меры наказания, установленные Уголовным кодексом РФ
2) Применение мер юридической ответственности может осуществляться только на основе закона или иного правового акта, принятого в его исполнение. Соответствующий правовой акт устанавливает круг органов, имеющих право применять меры юридической ответственности, ее пределы и перечень обстоятельств, которые должны учитываться при вынесении решения.
3) Правоохранительная деятельность реализуется не произвольно, по усмотрению правоприменителя, а в рамках точно определенных процедур. Такой подход обеспечивает объективность применения соответствующих мер юридической ответственности и обеспечивает права лиц, в отношении которых они применяются.
4) Правоохранительная деятельность реализуется Органом, специально на то уполномоченным государством. Это в равной степени относится как к государственным органам, другим публичным структурам государства, так и к негосударственным организациям.
Таким образом, правоохранительная деятельность - это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями путем применения мер юридической ответственности в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур. .
Из приведенного определения следуют два общих положения.
Во-первых, в связи с разнообразием задач и особенностями статуса правоприменителя правоохранительная деятельность может осуществляться как государственными структурами, так и негосударственными организациями; как в рамках централизованных подсистем , так и действующих автономно (су-' дом, органами охраны порядка местного самоуправления); не только гласно, но и с использованием негласных методов работы (оперативно-розыскной деятельности).
Во-вторых, при многообразии организационных форм и методов работы во всех случаях и для всех органов и организаций, осуществляющих правоохрану, незыблемым остается соблюдение конституционных принципов правоохраны:
- принципа законности, из которого следует, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, а органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать конституционные нормы и.законы (ст. 15 Конституции РФ);
- приоритета прав и свобод человека и гражданина, который включает обязанность государства обеспечивать соблюдение политических, экономических, социальных прав человека как высшей ценности государства (ст. 2 гл. II Конституции РФ);
- равенства граждан и юридических лиц перед законом.
Задачи правоохранительной деятельности:
1)охрана прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;
2)разрешение споров о праве (юридических конфликтов);
3)предупреждение и пресечение правонарушений, применение мер ответственности к лицам, виновным в их совершении.
Функции, система и общая характеристика органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.
Направления правоохранительной деятельности разнообразны, главные из них следующие:
Судебная власть и правосудие – важнейшая ветвь правоохранительной деятельности гос-ва, поскольку его реализует только суд в особом процессуальном порядке с правом применять гос. принуждение к правонарушителям, в том числе в форме уголовного наказания. Ни один гос. орган не имеет таких полномочий, какими наделен суд. Только он вправе разбирать дела, осуществляя правосудие, применять наказания от имени гос-ва в случае доказательства вины. Организационное обеспечение деятельности судов возложено на Судебный департамент при ВС РФ, который решает вопросы их финансового, ресурсного, материально-тех. обеспечения.
Прокурорский надзор, осуществляемый Генеральным прокурором и всеми подчиненными ему прокурорами, направлен на опротестование и отмену противоречащих закону актов органов гос. управления, коммерческих и некоммерческих организаций, а также предотвращение противоправных действий должностных лиц и охрану граждан. Также в компетенцию входят уголовное преследование, поддержание гос. обвинения в суде и проч. ф-ции.
Охрана общественного порядка возложена на органы Министерства внутренних дел РФ (прежде всего на полицию) в целях предотвращения, пресечения и раскрытия нарушений законности и правопорядка.
Расследование преступлений – деятельность особых должностных лиц – следователей и дознавателей, имеющая целью раскрытие преступлений и изобличение лиц, их совершивших.
Защита прав и интересов граждан и организаций осуществляется прежде всего адвокатурой в форме дачи консультаций по правовым вопросам, составления разного рода деловых бумаг, выступлений адвокатов на суде в кач-ве защитников в уголовных делах и представителей в гражд. и арбитраж. делах.
Правовая работа в гражданском обороте – юридические службы организации, обеспечивают законность в гражд. обороте, в сфере договорных отношений предприятий, организаций, учреждений и фирм (юрисконсульты).
Негосударственная правоохранительная деятельность осуществляется специально созданными по инициативе граждан обществ. организациями (третейские суды, народные дружины), функционирующими самостоятельно или в помощь гос. органам в целях охраны общественного порядка, рассмотрения правовых конфликтов их компетенции.