Дения называют в социологии социальной ролью
Социальных ролей, как и статусов, у каждого из нас до& статочно много. Совокупность ролей, выполняемых челове& ком, называется ролевым набором (ролевым репертуаром). Овладеть им бывает непросто. Подчас человек ведет себя совсем не в соответствии со своей статусной ролью. Предста& вим себе пожилого академика, который, выступая на науч& ной конференции, говорит на молодежном сленге, а после заседания отправляется на дискотеку. Или настоятельницу монастыря, снявшуюся в вечернем туалете для модного журнала. Конечно, наше время не знает таких жестких ог& раничений и условностей по рангу и чину, как, допустим, сословное общество Средневековья. Тем не менее несовпаде& ние ожидаемого в соответствии со статусом поведения и ре& альных поступков личности вызывает непонимание со сто& роны окружающих, а нередко и осуждение.
Напряженные отношения — ролевой конфликт — возника& ют и в тех ситуациях, когда человеку приходится придержи& ваться требований трудносовместимых ролей. Например, про& фессиональный рост требует значительных личных усилий по овладению специальностью, затрат времени. Для женщины это становится особенно сложным в связи с тем, что ей при& ходится выполнять роли матери, жены, которые, в свою оче& редь, предполагают широкий спектр обязанностей.
Ролевой набор, присущий отдельной личности, определя& ется многими факторами. Один из них — это возраст. Для периода юности, по оценкам социологов, характерна роле& вая промежуточность между ролью ребенка и ролью взрос& лого. Такая ситуация порождает известную неустойчивость социального положения молодого человека. Он постепенно теряет статус, предоставляемый родительской семьей, и дол& жен добиваться собственного статуса, овладевать новыми со& циальными ролями.
Появились ли за последние годы в вашем ролевом репер&
туаре новые роли?
Слово «роль» чаще связывают с театральным действием.
Именно сравнение роли человека в обществе и образного ее воплощения актером на сцене позволило Шекспиру за& явить устами одного из героев пьесы «Как вам это понра& вится? »:
Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той.
Младенец, школьник, юноша, любовник,
Солдат, судья, старик.
|
И все же в реальной жизни роли человека не заданы ему от рождения. Человек одновременно и автор, и актер им са& мим написанной драмы. Другое дело, что роль свою ему приходится и писать, и играть, исходя из сложившихся тре& бований общества по отношению к нему (не исключая, ко& нечно, его собственных целей и способностей).
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Овладение человеком набором ролей неразрывно связано с усвоением социальных норм. Именно с их помощью обще& ство предъявляет своим представителям те требования, которым должно удовлетворять их поведение. (Вспомните основные виды социальных норм.)
Напомним, что процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных ролей и норм, духовных ценностей называется социализацией.
Вне постоянных связей с другими людьми социализация невозможна. Особенно эти контакты важны в раннем возрас& те. Известно немало случаев, когда дети в силу разных при& чин были резко ограничены в общении с окружающими людь& ми. Это наносило развитию ребенка непоправимый ущерб.
Уже в первые месяцы жизни младенца, когда устанавли& ваются его отношения с матерью, а затем с другими близ& кими, начинается первый этап социализации личности. В дальнейшем большую роль в постижении мира взрослых приобретает игра. В ней дети часто подражают взрослым, принимают, по выражению одного психолога, роли другого. Вспомните свои еще недавние детские игры — кем только вы в них не побывали! — строителями, шоферами, врачами, продавцами; мальчики играют «в войну», девочки — «в доч& ки&матери».
В общении со взрослыми, в игре ребенок постепенно учится видеть себя так, как его видят другие, у него разви& вается самопознание. С этого момента, считают психологи, можно говорить о социальной личности.
Примерно к 8—9 годам осваивается другой тип игр — иг& ры по правилам. С этого возраста становятся понятными идеи справедливости, равного участия. А сколько эмоций вызывает сознательное отклонение одного из участников от принятых правил! Его обвиняют в жульничестве, нередко исключают из игры. Таким образом, норма, правило уже воспринимается как нечто необходимое и соблюдаемое все& ми. Возникает основа для начала довольно длительного про& цесса постижения моральных норм, духовных ценностей, утвердившихся в данном обществе. Социализация личности продолжается и в дальнейшем и, по мнению многих иссле& дователей, сопровождает человека всю жизнь. Социализация
|
взрослого человека — это освоение им новых социальных ро& лей: работника, родителя, супруга, руководителя и многих других.