Электоральной активности молодежи

ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СРЕДИ

СТУДЕНТОВ ИГУ

Курсовая работа

По направлению «Политология»

Студент 2 курса очного отделения

__________________C. В. Лопатин

Руководитель:

__________________ . Д. А. Мясников

Защищена с оценкой

_____________________

Дата

_____________________

Иркутск 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты формирования электоральной активности молодежи………………………………………………………………………
1.1 Понятие электоральной активности и его формирования……………
1.2 Методы повышения электоральной активности среди студенческой молодежи ………………………………………………………………..  
Глава 2.Причины низкой электоральной активности.………………………
2.1 Анализ мнения студентов ИГУ о причинах пассивности на выборах.    
2.2 Результаты исследования……………………………………………….  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
Список источников и литературы………………………………………………

Введение

Активность молодежи, формирование ее гражданской и жизненной позиции, желание участвовать в принятии государственных решений – это залог национальной безопасности государства. Однако практика проведения выборов различных уровней показывает, что активность молодого избирателя в последнее время снижается. Существует множество факторов, влияющих на электоральное отчуждение молодых избирателей: психологические, исторические, социальные, экономические и другие. В российской политической традиции их принято объединять в три основные группы: правовой нигилизм, недоверие к власти, негативная социальная адаптация. Таким образом, становится очевидной актуальность выработки комплекса мер по формированию политико-правовой культуры молодежи, преодолению ее электоральной пассивности, выстраиванию диалога между молодым поколением и органами государственной власти.

Объектом исследованиявыступают студенческая молодежь Иркутского Государственного Университета, в возрасте от 18-23 лет.

Предмет исследования – электоральная активность студентов ИГУ.

Гипотеза исследованиязаключается в том, что слабая избирательная активность студенческой молодежи является следствием низкой политической культуры и острых социально-экономических проблем.

Целью работывыступает раскрытие причин электорального отчуждения молодых избирателей. Для выполнения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Рассмотрение теоретических аспектов электоральной активности среди молодежи и её формирования;

2. Характеристика причин молодежного абсентеизма среди студентов.

3. Ознакомление с методами повышения электоральной активности.

4. Анализ мнения студентов ИГУ о причинах пассивности на выборах.

5. Выявление основных проблем отчуждения среди студентов.

Для того чтобы изучить данную тему более эффективно, в работе были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ литературы по данной теме;

2. Проведение социологического опроса.

Данная курсовая работа включает в себя 2 главы. Первая глава – теоретическая. В ней содержатся основные аспекты формирования имиджа

Вторая глава включает анализ восприятия образов С. Левченко и С. Ерощенко в период выборов губернатора Иркутской области с помощью социологического исследования.

Введение данной курсовой работы определяет актуальность, объект, предмет, цель, задачи, методы и гипотезу исследования. В заключении представлен вывод избирательной кампании 2015 года. Далее следует список использованных источников и литературы, а также приложения из проведённого исследования.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования

электоральной активности молодежи

1.1 Понятие электоральной активности и его формирования

Электоральная активность предполагает активность населения, проявленную в ходе выборов. Она демонстрирует процент пришедших на выборы и проголосовавших результативно. Игнорирование выборов негативно сказывается на всей системе общественно-политических институтов страны, поскольку только с помощью волеизъявления граждан в полной мере могут реализовываться через вся-

ческие общественные ожидания, сдерживаться и разрешаться социальные

конфликты.

В социологии под молодежью понимается социально-демографическая

группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей. Молодежь в свою очередь, представляет собой особую социально-демографическую группу в возрасте от 14 до 30 лет, проходящую стадию социализации и составляющую примерно пятую часть населения страны. По этой причине, электоральная активность молодежи, формирование ее гражданской и жизненной позиции, желание участвовать в принятии государственных решений является залогом национальной безопасности.

Опираясь на имеющиеся теоретические разработки, эмпирические данные представляется возможным выявить противоречие между заинтересованностью общества и органов государственной и муниципальной власти в сознательном, эффективном участии молодежи в электоральных процессах и преобладанием иррациональных и случайных мотиваций молодежного участия. С этим противоречием связана и основная проблема исследования. Она заключается в недостаточной изученности факторов, влияющих на молодежный электорат, следовательно, специфики избирательной культуры молодежи и путей совершенствования механизма управления избирательным поведением.

Электоральное поведение определяется как изменение в численности, и удельном весе голосов, отданных партиям и кандидатам на выборах, по сравнению с предшествующими выборами, а также как изменение в численности и удельном весе (по отношению к зарегистрированным избирателям абсентеистов (избирателей, не принявших участие в голосовании) и опустивших незаполненные или неправильно заполненные, а, следовательно, недействительные бюллетени. Поведение электората изучается на основании электоральной статистики и данных социологии и предполагает исследование процесса формирования выбора, факторов, влияющих на сохранение избирателями своих ориентаций и отказа от них, а также обстоятельств, определяющих конечный выбор избирателей, не имеющих устойчивый политических предпочтений.

Электоральное поведение в таком понимании может анализироваться как объективными (различными характеристиками социального положения), объясняющими специфику поведения отдельных групп, так и субъективными (самоидентификация с политическими партиями, символами, идеологиями, восприятие отдельных, в данный момент политических проблем, воздействие средств массовой коммуникации, личного общения и др.)

Существует три основные модели электорального поведения (в основе данного подхода к анализу электорального поведения лежит исследование, проведенное группой американских ученых Колумбийского университета под руководством П. Лазарсфельда в 1944 г., в котором основное внимание было уделено отдельным избирателям):

1.Социологическая модель выдвигает в центр внимания, наряду с анализом статистических данных результатов выборов, с одной стороны, анализ влияния текущей политики на решения избирателей с социально-структурными основополагающими их поведения.

2.Социально-психологическая модель - модель «зависимого избирателя» в которой партийная идентификация связана с процессами социализации, и, прежде всего юношеской социализации (точнее, партийных предпочтений родителей, семьи в целом). Здесь же существенное влияние оказывает референтная группа, а также складывающаяся традиция голосования за представителей определенной партии.

3.Модель рационального выбора состоит в том, что каждый гражданин голосует за ту партию, которая, как он полагает, предоставит ему больше выгод, чем любая другая.

Из проведенного анализа теоретико-методологической базы мы делаем вывод о том, что электоральное поведение – это совокупность действий и поступков граждан, связанных с осуществлением местных или общенациональных выборов в органы власти, а также их участием в референдумах.

Бурное развитие электоральной деятельности сегодня вступает в противоречие с уровнем готовности и способности различных групп населения российских регионов, в особенности молодых избирателей, к эффективному участию в ней. Речь в данном случае идет не только о явке на избирательные участки, но о сознательном выборе и умении использовать инструмент выборов для защиты собственных интересов и достижения социальных целей. Исследуя электоральное поведение молодежи, мы в той или иной степени изучаем и специфику молодежной избирательной культуры, определяем основные тенденции ее развития. Это позволяет сформировать ясное представление о молодежи как субъекте политики в современном российском обществе, предложить концептуальные решения проблемы ее социальной субъектности в целом.

Исследуя электоральное поведение молодежи на региональном уровне, необходимо учитывать реальное состояние дел в молодежной среде, ее предпочтения и ориентации. Важными оценочными показателями здесь являются степень заинтересованности политикой и участие в ней, а также самоидентификация молодых людей с конкретными социально-политическими силами современной России. Данные критерии позволяют выявить отношение к политике, выступающей сегодня в качестве главного инструмента в механизме реформирования общества. Исследуя проблему сознательного и добровольного неучастия россиян в политической жизни страны мы выявили, что в основе этого современного явления лежит абсентеизм (от лат. absentis - отсутствующий). Этим термином обозначают одну из форм бойкотирования выборов, отказ от участия в них, проявление безразличия к осуществлению своих прав и обязанностей. В широком плане под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни, обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит и т.п. Можно предположить, абсентеизм возникает тогда, когда исчезает внешнее принуждение к политической деятельности, когда у человека появляются право и реальная возможность воздержаться от политических действий. Анализируя причины, побуждающие избирателя приходить на избирательные участки, мы приходим к выводу, что поддержка тех или иных политических сил определяется совокупностью факторов социальной и экономической группы. Среди субъективных факторов, оказывающих влияние на исход выборов, можно выделить социальные характеристики электората: возрастная структура населения, уровень жизни, доля лиц с высшим образованием, региональная политическая культура и другие.

Среди объективных факторов электорального поведения населения выделяют: самовосприятие избирателем своей социальной принадлежности, целенаправленную деятельность политических партий и других общественных организаций, личность кандидата, текущие моменты политической жизни и особенности избирательной системы. Однако на исход выборов влияет не один фактор, а их сложное переплетение. В различных регионах значимость факторов неодинакова, и поэтому в каждом регионе следует выявлять наиболее значимый, приоритетный фактор или их группу.

Наши рекомендации