Религиозное возрождение 11в. Клюнийская реформа церкви.
Коронование Оттона 1 императорской короной, после чего, Папа попал от него в зависимость. После смерти Николая 1, папство пережило очень сильный упадок. Кон 9-10 в. – является самым печальным временем его существования. Со времени Пипина Короткого Папы забывали о своих обязанностях, вели светский образ жизни, такую же ж вели и др. представители церкви. Так, происходила феодализация церкви, т.е. преобладание среди духов-ва тех обычаев и нравов, которые господствовали среди светского феодального общества. Папы в кон. 9 и в 10 в. находились в полной зависимости от римской знати, так от Николая 1 до Иоанна 12 на протяжении 98 лет сменилось 25 пап. Так, возмущения среди верующих росли, тогда появились мысли о преобразовании церкви. Клюнийское движение. Религиозное движение, вышедшее из основанного в нач 10 в. Монастыря Клюни, около города Макона в Бургундии. Клюнийскую реформу начал второй аббат Клюни — св. Одон Клюнийский. 1) К 6 в. Монастыри перестали жить по прежнему строгому уставу св. Бенедикта Нурийского, родившегося в Ит в кон 5в. Бенедиктинский указ требовал, чтобы человек, поступивший в монастырь принадлежал не себе, а Богу. Кроме молитв и соблюдения постов особенное вним-е уделяли повиновению старшим и смирению. Устав св. Бенедикта распространился по Европе, особенно широко по Фр и Герм. Уже в 8в. Было видно, что монахи тяготились этим указом и нарушали его. Так, мирские, светские интересы проникали в монастырь. При КВ и Людовиге Благочестивом Бенедикт Альянский попытался возродить бенедиктинский указ в монастырях. Попытка не имела успеха и к 10в. Монастыри и вся церковь жили светской жизнью. 2) движение в пользу церковной реформы вышло из Клюнийского монастыря. В начале имелось ввиду преобразование монастырской жизни. Сразу же клюнийский монастырь встал под покровительство Папы. 3) Клюнийское движение — движение за реформу монашеской жизни и церкви, центром которого было Клюнийское аббатство. Возникло как протест против падения нравственности монашества и духовенства, против вмешательства светских властей в церковную жизнь. Главное требование Клюнийского движения к жизни монахов — строгое соблюдение устава Бенедикта Нурсийского; особое внимание уделялось длительному и торжественному совершению литургии, строгому соблюдению распорядка молитв. Лидеры Клюнийского движения осуждали симонию (продажа и покупка церковных должностей или духовного сана), требовали строго соблюдения целибата духовенством, на практике добивались освобождения монастырей от власти светских сеньоров и епископов + независимость от светской власти и епископов, непосредственное подчинение папе. В ходе Клюнийского движения сложилась клюнийская конгрегация монастырей. Она была строго централизованной и возглавлялась аббатом Клюни, который напрямую подчинялся папе и не зависел от местных церковных властей. Монастыри, принявшие реформу, выводились из-под власти местного епископата и подчинялись Клюнийскому аббатству. Аббат Клюни считался аббатом всех монастырей конгрегации, а для управления повседневными делами аббат Клюни сам назначал настоятелей в монастыри. Монахи реформированных монастырей именно ему давали обет послушания, он считался аббатом всех монастырей конгрегации. Если в начале XI в. насчитывалось около тридцати клюнийских монастырей, то в первой половине XII в. — уже более тысячи. Строго централизованная, с фактически монархическим управлением клюнийская конгрегация, независимая от светских и местных духовных властей, была мощным орудием в руках папства как в укреплении его власти в церкви, так и в борьбе за независимость от светской власти. 4) Гос-во поддерживало клюнийское движение и выражало сочувствие клюнийцам преобразовать и улучшить церковь, но это продолжалось до тех пор, пока клюнийцы не обратили внимание на обычай инвеституры. 5) начиная с Оттона 1 инвеститура была оч важна д/немецких государей, т.к. она создавала им в лице епископов сильную поддержку д/ борьбы с герцогами и князьями. Так, короли не хотели отказываться от инвеституры и за это даже готовы были вступить в борьбу с церковью.
Результатом реформы стало образование могущественной конгрегации из сотен монастырей на территории Западной Европы под главенством Клюни, укрепление папской власти и католической церкви. Клюнийская реформа стала фундаментом для Григорианской реформы.