Особенности современной дипломатической службы Германии

Впослевоенный период западногерманская дипломатия фор­мировалась как дипломатия противостояния и конфронтации. Хо­лодная война диктовала свои законы, и МИД ФРГ и его сотруд­ники были весьма активными и жесткими проводниками полити­ки НАТО. Германская дипломатия была одним из наиболее актив­ных отрядов Запада в проведении политики гонки вооружений, длительное время блокировала усилия по разрядке напряженности и развитию мирного сотрудничества. В Бонне упорно придержива­лись тезиса, что главной причиной напряженности является рас­кол Германии, поэтому основные усилия международного сообще­ства должны быть направлены на его преодоление, и лишь после этого можно переходить к осуществлению практических шагов по разрядке напряженности.

Эпоха разрядки смягчила стиль германской дипломатии, в зна­чительной мере сориентировала ее на поиски взаимоприемлемых вариантов решения острых международных проблем. Однако пол­ного очищения от конфронтационности времен «холодной войны» не произошло.

Связанное членством в НАТО, правительство ФРГ не предпри­нимало попыток проводить какой-то самостоятельный курс, спо­собный вызвать раздражение на Западе. В то же время, западно­германская дипломатия имела свою специфическую цель: объеди­нение Германии на своих условиях. И они не скрывались. Речь шла о фактическом поглощении ГДР, ликвидации существовавше­го там строя и включения всей Германии в систему западных со­юзов. При этом здесь хорошо понимали, что достижение такой цели без поддержки западных союзников по НАТО нереально. Было также ясно, что даже для союзников объединение не являет­ся приоритетной задачей. Памятуя недавнее прошлое, ни Лондон, ни Париж не желали восстановления мощного германского госу­дарства. Осознавая это, в ФРГ стремились демонстрировать в от­ношении союзников, особенно Вашингтона, Парижа и Лондона, полную лояльность, отсутствие каких-либо амбиций на самостоя­тельность и выход из-под их опеки. В этих целях активно эксплу­атировалась идея европейского единства. Правительство ФРГ на­стойчиво продвигало тезис, что объединение должно стать одним из составных элементов европейской интеграции, а объединенная Германия — составной частью единой Европы. Тем самым союз­никам давали понять, что в рамках единой Европы Германия не может представлять для них какой-либо угрозы, что с помощью механизмов единых политических, экономических и военных структур они вполне смогут контролировать Германию.

И Запад принял предложенную ФРГ конструкцию. Западногер­манская дипломатия эффективно использовала в своих интересах сложившуюся в Европе в годы «холодной войны» ситуацию и су­мела обеспечить своей политике поддержку союзников, в том числе и в период начавшейся в 80-е годы разрядки напряженнос­ти.

Объединение страны было одним из важнейших, хотя и не единственным направлением, по которому развивались усилия за­падногерманской дипломатии.

Другим ее приоритетом было всемерное ослабление ГДР, под­рыв ее экономической стабильности, предотвращение междуна­родного признания второго германского государства. Эта политика имела лишь частичный успех. Усилиями СССР и других госу­дарств «доктрина Хальштейна» была сломлена и ГДР, наряду с ФРГ, стала в 1973 г. полноправным членом ООН, получив широ­кое международное признание. Однако в противоборстве на эко­номическом пространстве ГДР не смогла выдержать конкуренции с ФРГ.

С началом разрядки международной напряженности ФРГ мо­дифицировала свою политику в отношении ГДР. Хотя в Бонне ни­когда не отказывались от претензии на единоличное представи­тельство интересов «Германии в целом» и от политико-пропаган­дистского давления на ГДР, с середины 70-х годов правительство ФРГ в рамках «новой восточной политики» стало осторожно нала­живать контакты с ГДР, стремясь с их помощью «размягчить» ее режим. Выделялись кредиты, финансировалось строительство ком­муникаций, стимулировалось, в том числе с помощью финансовых средств, оживление «человеческих контактов». Эти методы «мир­ного наступления» на ГДР приносили свои плоды, способствуя политической и экономической дестабилизации республики.

Менее успешными были попытки западногерманской дипло­матии добиться решения другой «национальной задачи» — призна­ния существования Германии в границах 1937 г., которые и долж­ны были стать границами объединенной Германии. Постановка такой задачи фактически означала претензию на пересмотр сложившихся в Европе границ. Поэтому так прямолинейно эта задача официальными властями не формулировалась.

Правительство ФРГ ограничивалось тем, что отказывалось безоговорочно и прямо фиксировать в договорной форме оконча­тельность существующих германских границ, ссылаясь на необхо­димость решения этого вопроса в рамках мирного урегулирования. Наряду с этим, Бонн активно пробивал при выработке Хельсинк­ского Заключительного Акта идею включения в раздел принципов взаимоотношений государств возможности изменения границ «мирным путем и по договоренности». Этого Бонну удалось до­биться.

Дипломатическая служба ГДР в течение 40 лет существования республики работала над решением иных по содержанию задач, отвечающих ее интересам и вписывающихся в общую политику стран Варшавского договора. Прежде всего, это была задача обес­печения международного признания ГДР и упрочения ее позиций на международной арене, укрепления влияния ГДР в самом Вар­шавском договоре. Дипломатия ГДР проявила при этом немало настойчивости, умения и высокого профессионализма, доказав, что является одной из наиболее сильных и квалифицированных дипломатических служб в мире.

Было бы, однако, преувеличением считать, что объединение Германии стало исключительно результатом действий германской дипломатии, хотя она активно работала над решением этой задачи весь послевоенный период. Тем не менее, лишь после глубоких изменений в общественном и государственном устройстве в Вос­точной Европе и Советском Союзе, с изменением подходов совет­ского руководства к проблеме объединения Германии у правитель­ства ФРГ появилась возможность реализовать свои планы. И дип­ломатия ФРГ умело воспользовалась предоставленным историей шансом.

С объединением Германии начался новый этап в истории ее дипломатической службы. Достигнутое единство страны добавило ей уверенности, настойчивости и жесткости в достижении постав­ленных целей. Заметно возросла международная активность Гер­мании. Она стала вторгаться в области, которые ранее были для нее закрыты.

В настоящее время одной из главных особенностей герман­ской дипломатии, как, впрочем, и дипломатии других государств ЕС является вплетение национальной политики Германии в общую ткань европейской политики.

Делая ставку на развитие европейской интеграции и распро­странение ее в возрастающей мере на внешнеполитическую и военную сферы, правительство ФРГ использует все возможности, чтобы придать ей «немецкий акцент». Вместе с тем, в Берлине внимательно следят за тем, чтобы не спровоцировать при этом антинемецкие настроения. В этом смысле немцы извлекли уроки из истории и осознали, что путем договоренностей и сотрудниче­ства можно добиться лучших результатов, чем методами давления и, тем более, силового воздействия. Проявляя гибкость в отноше­ниях с союзниками и опираясь на растущую экономическую мощь, Германия существенно укрепила свои позиции в Европе и мировом сообществе.

Для современной дипломатии ФРГ характерна также четкая ориентированность на поддержку, продвижение и защиту герман­ских экономических интересов за рубежом.Это объявлено одним из главных приоритетов. Правительство ФРГ и деловые круги внима­тельно следят за тем, чтобы посольства и консульства оказывали самую активную поддержку реализации немецких экономических проектов. Для этого широко используются и контакты на высоком и высшем уровне.

Еще одним важным направлением деятельности германской дипломатической службы является культурная политика за рубе­жом.МИД ФРГ координирует работу всех организаций, занимаю­щихся сотрудничеством в культурной сфере и продвижением не­мецких интересов в этой области. Бюджетное финансирование Институтов Гете и других организаций-популяризаторов немецкой культуры также осуществляется через МИД ФРГ. Самостоятельно в организационном плане работают за границей «Фонд Конрада Аденауэра», «Фонд Фридриха Эберта» и другие партийные фонды, а также фонды, созданные крупными промышленными корпора­циями. Однако и они согласовывают свою деятельность с МИД ФРГ.

Дипломатия ФРГ не стоит в стороне и от информационной по­литики за рубежом.Корреспондентские пункты информационных агентств, электронных и печатных СМИ, при всей их независи­мости, поддерживают контакты с пресс-службами своих посольств, обмениваются с ними информацией, а в необходимых случаях со­гласовывают с ними и свои публикации.

Современная дипломатия и дипломатические служащие ФРГ активно используют также приемы и методы, характерные для со­временной политики Запада в целом. В том числе а) использова­ние темы прав человека для оправдания политического, диплома­тического, экономического и военного давления на государства, политика которого по тем или иным причинам не устраивает Запад; б) демонтаж принципа невмешательства во внутренние дела государств; в) пропаганда теории «гуманитарного вмешательства»; г) применение двойных стандартов в отношениях с иностранными государствами; д) использование новых информационных техноло­гий для взлома внутренней стабильности и внутреннего устройства государств.

Контрольные вопросы

1. Какой смысл вкладывают в ФРГ в понятие «дипломатическая служба?

2. Кто и как осуществляет руководство дипломатической службой ФРГ?

3. Перечислите основные задачи современной дипломатии запад­ногерманского государства.

4. Каковы особенности прохождения дипслужбы в Германии?

5. Перечислите и оцените методы современной германской дипло­матии.

Литература

1. История дипломатии. 2-е издание / Под ред. В.П.Потемкина Т. I. М., 1959; Т. II. М., 1963; Т. III. М., 1965;

2. Бисмарк О. Мысли и воспоминания. Т. I—III. M., 1940.

3. 40 Jahre Abssenpolitik der Bundesrepublik Deutschland. Eine Dokumentation — Verlag Bonn Aktuell, 1989.

4. Hans-Dietrich Genscher. Erinnerungen. Der Siedler Verlag, 1995.

5. Dieter Cycon. Die gliicklichen Jahre Deutschland und Russland. Ver­lag Busse+Seewald, 1991.

6. Hans Jurgen Doscher. Verschworene Gesellschaft. Das Auswartige Amt unter Adenauer zwischen Neubeginn und Kontinuitat. Berlin, 1995.

Глава 6.5.

Наши рекомендации