Начало беседы: налаживание психологического

Контакта

Признание друг в друге достойного человека, взаимное понимание того, что каждый из них как личность заслуживает внимания, уважительного отноше­ния к личным планам, взглядам, суждениям - основа того, что называется пси­хологическим контактом.

Основа психологического контакта закладывается бук­вально в первые 3-4 минуты, которые должны сразу же показать этому важному для управленца собеседнику иск­реннее внимание и уважение к его личности.

Этому способствует следование принципу этикета, который неформально называется принципом "джентльмен и леди". Этот принцип требует следующих действий:

а) встать из-за стола и подойти к прибывшему на встречу (или лично открыть дверь помещения при прибытии собеседника), улыбнуться и обменяться рукопожатием;

2) выразить свое искреннее удовлетворение по поводу того, что собеседник явился точно в срок ("при наших дорогах и нашем транспорте"), при­был на встречу (при опоздании) несмотря на такую погоду, личную занятость и т.п.;

3) предложить собеседнику снять верхнее платье, помочь ему это сделать и повесить пальто, плащ, шубу на место, находящееся в поле зрения собеседника (см.схемы далее);

4) предложить собеседнику сесть (см.схемы);

5) в процессе всех этих действий необходимо упомянуть о каких-либо ин­тересных событиях местного или федерального значения, сделать комплимент (относительного того, как внешне выглядит кандидат, особенно, если это - женщина).

Завершая весь ритуал приема гостя, поинтересоваться у него, ка­ким временем он располагает и не торопится ли он;

6) предложить кандидату выпить ВМЕСТЕ кофе, чая и включить при нем са­мовар, электрочайник, кофейник.

При размещении за столом, в помещении необходимо учитывать следующие пространственно-позиционные факторы, влияющие на психологический контакт, т.к. занятие различных мест создает предпосылки для различных психологичес­ких позиций собеседников (см.схемы 1-4 ):

Схема 1. Позиции взаимодействия и обороны

Начало беседы: налаживание психологического - student2.ru Уп С-2

С-1

С-3 С-4

Позиции:

Уп – управленец ; С- собеседник, его места за столом (1,2,3,4);

Уп-С-1 - угловая взаимодействующая;

Уп-С-2 делового взаимодействия;

Уп-С-3 - конкурентно-оборонительная;

Уп-С-4 - независимая, оборонительная.

Схема 2. Позиции ЗНАЧИМОСТИ лиц за столом

Начало беседы: налаживание психологического - student2.ru

Уп Б -1

Б В Г

а) если дверь за спиной Б-1, В, Г, то Уп - первое по реальной значимости лицо, затем (по важности) Б и Б-1- вто­рые лица, В - третье, Г- четвертое лицо;

б) если дверь за спиной Уп, то фактически главным лицом являет­ся Б-1, затем Г,В,Б.

Схемы 3 и 4: позиции делового общения

Схема 3. Позиция, задающая тревожность

Начало беседы: налаживание психологического - student2.ru Начало беседы: налаживание психологического - student2.ru Начало беседы: налаживание психологического - student2.ru Начало беседы: налаживание психологического - student2.ru

Начало беседы: налаживание психологического - student2.ru стол

Начало беседы: налаживание психологического - student2.ru Уп С шкаф

Начало беседы: налаживание психологического - student2.ru Начало беседы: налаживание психологического - student2.ru дверь

а) стул, на котором сидит "С" , находится в конкурирующей к «Уп» позиции;

б) половина стола принадлежит "С";

в) позиция "С" спиной к двери, что создает тревожность у "С";

г) шкаф для верхнего платья (или вешалка) за спиной у "С", что усиливает его тревожность.

Схема 4. Позиция делового общения

Начало беседы: налаживание психологического - student2.ru Начало беседы: налаживание психологического - student2.ru Начало беседы: налаживание психологического - student2.ru Шкаф Деловой стол Чайный стол Уп С дверь
 
  Начало беседы: налаживание психологического - student2.ru


дверь

а) стул, на котором сидит "С", находится в угловой взаимо­действующей с управленцем позиции;

б) «С» видит стол с самоваром (чайным сервизом) для дружеской беседы, что создает располагающую атмосферу;

в) "С" видит дверь (которая к тому же при ее распахивании закрывает "С"), что снижает его тревожность;

г) шкаф для верхнего платья (или вешалка) виден "С", что успокаи­вает "С";

д) большая часть стола принадлежит управленцу - хозяину помещения (и ситуации).

Запомним еще несколько правил:

1. Для начала разговора, которое должно снять настороженность, нелов­кость собеседника, можно использовать и иные темы: об успехах в работе (если они известны управленцу), о важном личном (для собеседника) событии, о здо­ровье супруги (если известно, что она поправилась после болезни), о пого­де...;

2. Общение должно строиться с позиции вежливости, внимательности, лю­безности, но и определенной сдержанности.

Управленец не должен играть "своего в доску парня", но и не быть официозно-педантичным;

3. Внешний вид управленца должен моментально производить впечатление аккуратного, опрятного человека, имеющего хороший вкус и достойные манеры (внешность джентльмена).

Следует помнить: первое, что бросается в глаза – одежда; второе - ноги и обувь; третье - прическа, ногти и пальцы.

После этого оценивается по­мещение и слова управленца. При этом одновременно на собеседника воз­действует запах помещения и самого управленца.Для женщин запах стоит вообще на первом месте (вместе с чистотой рубашки, костюма, обуви).

Дело в том, что манера одеваться и использование различных аксессуаров (значки, кольца, запонки, галстуки и т.д.) наглядно выражает отношение челове­ка к окружающим людям и его собственное мнение о себе.

Это отношение созна­тельно или подсознательно будет моментально оценено интеллектуально развитым собеседником.

Несколько советов из "кодекса джентльмена". Главное - добиться гармонии в одежде или иногда, оставаясь гармоничным в одежде, чуть-чуть нарушить цветовую гармонию значком, галстуком (очень строгая гармония часто бывает утомительной для взгляда; см. таб.).

Таблица " Таблица гармонии " (цветовая гамма)

Костюма Рубашки Галстука Туфлей Носков
песоч-ный розовая,белая, желтая,светло-голубая Желтый в полоску, темно-голубой Светло-коричневые, желтые под цвет туфлей
Серый белая,светло-голубая, розовая, черная серый;в полоску /с полосой цвета рубашки/ черные, темно-серые черные, серые
темно- серый белая; черная, светло-розовая черно-красный полосатый черные черные
Темно-синий белая,голубая в белую, голубую и красную полоску черные черные, темно-синие
Темноко-ричневый белая,бежевая, светло-розовая красно-черный; в коричневую полоску коричневые корич-невые
Черный белая серебристо-серый, красно-коричневый черные черные

Руководствуясь этой таблицей и при ношении темного пиджака со светло-серыми брюками (или серого пиджака с темными брюками, что несколько хуже первого варианта), и (1) исключив популярные у детей дошкольного возраста пестрые носки, не имея на пальцах рук перстней и колец (исключая обручального), а на шее различного рода цепей и цепочек (так любимых бандитами, торговцами и мелкими перекупщиками из Средней Азии), (2) имея коротко подстриженные ногти и аккурат­ную прическу, (3) пользуясь хорошей туалетной водой, можно произвести впечатле­ние на окружающих как элегантно одетая личность, уважающая самого себя и собеседника.

Наши рекомендации