Унитарное государство и его особенности в ЗС

Форма гос устройства – внутренняя организация гос власти, принцип деления гос-ва на отдельные части, юр статус этих составных частей, принципы взаимоотношений между собой центр и регион гос органов.

Унитарное гос-во – единое, цельное гос-во, составные части кот не обладают какой-либо самостоятельностью. УГ – самая распространённая форма гос устройства (Франция, Италия, Китай). 2 основные черты: 1) правовой статус адм-террит образований определяется центр властью; 2) центр власть осуществляет прямой или косвенный контроль за деят-тью органов гос власти на местах. С точки зрения организации публичной власти в центре и на местах, а также хар-ра взаимоотношений центр и местных органов все УГ можно подразделить на централизованные, относительно децентрализованные и децентрализованные.

В централизованном УГ а-т единицы единолично управляются назначенными из центра чиновниками, а выборные местные органы отсутствуют (Судан). В Индонезии чиновники, управляющие а-т единицами либо назначаются сверху, либо утверждаются из числа кандидатур, предложенных местными представительными органами.

Относительно децентрализованное УГ - наряду с назначенными из центра чиновниками (префекты во Франции) существуют избранные населением муниципальные органы (мэры, советы в департаментах во Франции). Права выборных органов на местах существенно ограничены, а правит агенты обладают не только обширными адм полномочиями, Но и правом вм-ва в дела муниц управления.

В децентрализованном УГ нет назначенных прав-м администраторов, а местное управление осуществляют выборные органы местных административных единиц (советы графств в Англии). Контроль прав-ва за деят-тью местных органов носит более опосредованный хар-р и может проявляться через бюджетное и финансово-кредитное регулирование. Существует достаточно чёткое разграничение полномочий между центром и местными территориальными сообществами, что сближает эти гос-ва с федерациями.

Территориальная автономия. В ДецУГ может существовать территориальная автономия – К закреплённое внутреннее самоуправление части территории гос-ва. Пол автономия предполагает наличие особого юр статуса, закреплённого в спец зак акте, а также право издания законов по вопросам местного значения. Органы адм автономии не обладают правом издания местных законов, однако их права в управленческой сфер несколько шире, чем в обычных адм единицах. Органы адм автономии могут участвовать в разработке акта, определяющего правовой статус данной автономии. Пол автономия – Северная Ирландия (Ольстер), которая имеет собственный парламент и прав-во. К Испании 1977 года провозгласила право на создание автономии по нац-террит принципу. Исходя из этого там создано 4 провинции: страна басков, Каталония, Андалусия и Галисия. Предоставление автономии может быть также продиктовано удалённостью от центра (Фареры с 1948 года и Гренландия в 1979 в составе Датского королевства). Иногда цель автономии – снять напряжённость (предоставление в Ираке автономии курдам). Возможность образования пол автономии предусматривается в К и находит детально регулирование либо в отдельном общегос законе (Дания, Финляндия), либо в особом законе, который разрабатывается зак органом автономной единицы и принимается парламентом страны (Италия, Испания).В Китае свыше сотни адм автономных образований. Адм автономия не обладает правом принятия собственных законов, не имеет собств парламента, хотя её жители избирают местный представительный орган, обладающий правом принятия норм актов по несколько более широкому кругу вопросов, чем обычные адм единицы. В Китае автономнее образования вправе вступать во ВЭС в соответствии с законами гос-ва. Адм автономия может создаваться в субъектах Ф гос-в (в индийском штате Ассам предоставлена автономия тем районам, где проживают племена нага и мизо).

Наши рекомендации