Проведение референдума

В соответствии с 24 статьей ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», подготовку и проведение референдума осуществляют Центральные избирательные комиссии, Избирательные комиссии субъектов Федерации, территориальные и участковые комиссии референдума. При этом действует иерархическая система, что означает подчинение нижестоящих комиссий референдума решениям вышестоящих комиссий. Комиссии референдума являются независимыми от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Касательно порядка формирования таких комиссий, выделяют следующее: 1) избирательные комиссии субъектов РФ могут формировать одну или несколько территориальных комиссий для руководства участковыми комиссиями, сформированными на участках референдума, которые образованы на судах, находящихся в плавании, и полярных станциях. 2)ЦИК может формировать одну или несколько территориальных комиссий для руководства участковыми комиссиям, сформированными за пределами Российской Федерации. 3) Срок полномочий специальных территориальных комиссий определяется формировавшей данные комиссии комиссией.[18]

Комиссии референдума занимаются подготовкой и непосредственной реализацией референдума. К примеру, участковые комиссии осуществляют составление списка голосующих, проводят голосование на своих участках, а также обеспечивают голосование граждан, не имеющих возможности прибыть на участки, на дому; устанавливают результаты голосования на своих участках. Центральная избирательная комиссия в свою очередь занимается осуществлением контроля за подготовкой и реализацией референдума, обеспечивает соблюдение порядка проведения законодательству Российской Федерации, создает форму и утверждает текст бюллетеней голосования, подводит общие результаты референдума, публикацию итогов в Средствах Массовой Информации и др. Российское законодательство определяет обязанность содействия государственных органов избирательным комиссиям в пределах своих полномочий.

Глава 4 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» определяет статусы наблюдателей, иностранных наблюдателей, а также представителей СМИ в подготовке и проведении референдума. Наблюдателей от Российской Федерации вправе назначить инициативная группа по проведению референдума, в задачи наблюдателей входит: контроль выдачи бюллетеней для голосования, находиться в помещении для голосования, наблюдать за подсчетом числа участников голосования, контролировать соблюдение правил голосования и проведения референдума в общем, обжаловать решения и действия/бездействия участковой или иной комиссии референдума и т.д. Иностранные наблюдатели приглашаются Президентом РФ, Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думой Федерального Собрания РФ, Правительством РФ, Центральной избирательной комиссией и другими органами . Деятельность иностранных наблюдателей регулируется ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

Следующий этап в организации и проведении референдума является создание избирательных округов, списков избирателей и непосредственное голосование граждан.

Округом референдума является вся территория Российской Федерации, а лица, обладающие правом участия в референдуме, но проживающие за пределами Российской Федерации, являются приписанными к округу референдума.

Для проведения голосования в Российской Федерации создаются так называемые участки референдума, которые формируются не позднее чем за 50 дней до начала голосования на основании договоренности территориальной комиссии с главой муниципального образования, при условии что на территории каждого участка референдума должно быть зарегистрировано не более 3000 участников референдума.

Как говорилось ранее, для голосования лиц, находящихся в местах временного пребывания, в труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании или лиц, находящихся на полярных станциях, комиссии референдума образуют участки референдума в соответствии с правилами, указанными в предыдущем абзаце и закрепленными в статье 40 пункте 2 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». Списки участков референдума публикуются главой муниципального образования не позднее чем за 45 дней до голосования.

После формирования участков референдума происходит создание списков участников референдума, если говорить проще – граждан, принимающих участие в референдуме. Списки участников референдума формируются территориальной комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования на основании сведений граждан, представляемых главой муниципального образования.[19] Согласно пункту 11 статьи 42 ФКЗ «О референдуме», списки участников референдума создаются в 2-х экземплярах, один из которых передается в соответствующую участковую комиссию не позднее чем за 21 день до голосования, а второй хранится в территориальной комиссии.

В данные списки включаются все граждане Российской Федерации, обладающие правом участвовать в референдуме. Гражданин РФ может быть включен в список участников только на одном участке референдума. Основанием для включения его в список участников является факт проживания на соответствующем участке референдума. В свою очередь, каждый гражданин может уведомить участковую комиссию о не включении его в данный список.

Наши рекомендации