Компетенция Президента РФ, его взаимоотношения с другими государственными органами, акты Президента РФ. 10 страница

Депутаты поддерживают связь с избирателями своего региона в субъекте (или субъектах) Российской Федерации, от которого они были избраны в Думу; рассматривают обращения избирателей; ведут прием граждан; вносят предложения в соответствующие органы государственной власти, местного самоуправления и общественные объединения; информируют избирателей о своей деятельности во время встреч с ними и через СМИ.

Депутаты Думы на территории региональной группы, от которой они избраны, вправе участвовать с совещательным голосом в работе местных представительных органов, а в некоторых регионах они имеют право законодательной инициативы.

В период заседаний Государственной Думы депутаты рассматривают поступающие предложения, заявления и жалобы избирателей, могут осуществлять прием избирателей в приемной Государственной Думы.

Члены Совета Федерации, избранные (назначенные) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, также имеют возможность работать в своем субъекте Федерации, для чего им ежемесячно предоставляется до 10 дней, но закон «О статусе…» не регламентирует формы их работы с населением субъекта РФ.

 
Возлагая на депутатов сложные обязанности по управлению государством, закон наделяет их специальной правоспособностью и предоставляет необходимые для этого условия, что является важнейшими гарантиями их депутатской деятельности.

 
Гарантиями деятельности депутатов, во-первых, являются упомянутые выше права, связанные с деятельностью в представительном органе. Важнейшей гарантией является депутатская неприкосновенность в течение всего срока полномочий: депутаты не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, они не несут ответственности за политические позиции и высказывания. Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещение, багаж, транспортные средства, переписку, средства связи, документы. Однако в соответствии с постановлением Конституционного Суда и положениями федерального закона это касается лишь действий, связанных с осуществлением ими своих полномочий депутата Думы. В случае возбуждения уголовного дела Генеральный прокурор обязан внести в Думу представление о лишении депутата неприкосновенности. Без согласия Думы дело не может быть передано в суд.

Важными условиями для осуществления депутатских полномочий являются социальные гарантии. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. В связи с этим они имеют материальное обеспечение и социальные гарантии на уровне федеральных министров. Во-первых, это — ежемесячная зарплата и иные денежные выплаты, ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней с выплатой пособия на лечение в размере двухмесячной зарплаты. При уходе на пенсию депутаты получают ежемесячную доплату к государственной пенсии в таком размере, чтобы общая сумма пенсии не превышала 75 % депутатского оклада. Они имеют право на государственное страхование на случай причинения вреда их здоровью и имуществу, а также страхование на случай заболевания или потери трудоспособности. Депутаты имеют гарантии трудовых прав: по окончании депутатских полномочий им предоставляется прежняя работа или, с их согласия, равноценная. В случае роспуска Думы депутат получает единовременное пособие в размере трехмесячного оклада. Работа в Государственной Думе засчитывается в стаж федеральной государственной службы. Депутатам и членам их семей предоставляется медицинское и санаторно-курортное обслуживание, а для депутатов, не имеющих жилой площади в Москве, предусматривается жилищно-бытовое обеспечение и возмещение расходов, связанных с переездом в Москву.

Материально-техническое обеспечение депутатской деятельности: депутатам предоставляется служебное помещение с необходимой оргтехникой в Москве и в избирательном округе; служебная квартира в Москве; служебный транспорт и бесплатный проезд на всех видах транспорта (кроме такси); право бесплатного пользования правительственной и другими видами связи; право внеочередного поселения в гостиницу. Депутатам выдается дипломатический паспорт на весь срок их полномочий; ежемесячно возмещаются дополнительные расходы, связанные с осуществлением ими своих полномочий, в сумме пяти МРОТ.

Депутаты вправе иметь до пяти помощников, работающих по контракту, на содержание которых выделяется 1,65 месячного вознаграждения депутата, а также до 40 помощников на общественных началах (без оплаты их услуг).

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите виды нормативно-правовых актов. Какие виды федеральных законов вы знаете?

2. Назовите основные стадии законодательного процесса.

3. Какие органы государственной власти участвуют в законодательном процессе? Кто может быть субъектом права законодательной инициативы?

4. Какова роль Государственной Думы в законодательном процессе?

5. Какова роль Совета Федерации в законодательном процессе?

6. Какова роль Президента РФ в законодательном процессе?

7. Каковы особенности принятия федеральных конституционных законов и законов Российской Федерации по внесению поправок в Конституцию?

8. Назовите основные формы работы депутатов Государственной Думы.

9. Назовите основные гарантии депутатской деятельности.

10. Назовите социальные гарантии депутатов Государственной Думы.

Библиографический список

Основной

Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. / М. В. Баглай. — 8-е изд., изм. и доп. — М. : Норма, 2009. — Гл. 21 – 23.

Козлова, Е. И. Конституционное право России : учеб. / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2008. — Гл. 17–19.

Конституционное право России : учеб. / А. В. Безруков и др. ; отв. ред. : А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. — 3-е изд., пересмотр. и доп. — М. : Норма, 2008. — Гл. 20– 22, 27, 28.

Раздел 6. Федеральные органы государственной власти (Правительство, суды, прокуратура)

16.Правительство Российской Федерации

Учебные цели: уяснение порядка формирования Правительства и его компетенции, организации его деятельности, системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.

План

16.1. Исполнительная власть: понятие и система, порядок формирования Правительства Российской Федерации.

16.2. Компетенция Правительства Российской Федерации, его акты.

16.3. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.

Наши рекомендации