Административно-политическая элита в кадровой структуре государственного управления

Отечественное обществоведение достаточно успешно преодо­левает доминировавшие долгие годы в нашей стране идеологизи­рованные формы эгалитаризма, предпринимаются небезуспеш­ные попытки раскрыть сущность, основные социально-статус­ные, функциональные, количественные и качественные характеристики элиты, определить особенности формирования элитных слоев на современном этапе становления России как де­мократического правового государства. Правда, в подавляющем своем большинстве имеющиеся публикации по проблеме элит носят социолого-политологический характер и в значительно меньшей степени отражают существо вопроса с точки зрения кадроведения и государственного управления.

Решить эту задачу непросто, но и каких-то особых трудностей на этом пути тоже нет, ведь элитаристские теории имеют давние традиции. Их истоки восходят к философии Конфуция, Платона и Аристотеля, социолого-политологическим трудам Т. Мора, Т. Кампанеллы, Н. Макиавелли, Ж.-Ж.Руссо, Т. Гоббса, Ф. Ниц­ше и других мыслителей прошлого. В те далекие годы они суме­ли выразить вековую мечту человечества о справедливых и муд­рых правителях, о рациональном государстве, в котором правят знания, гуманизм и законность, а во власти находится наиболее достойная талантливая, пассионарная, патриотично настроенная часть общества.

Однако только в конце XIX - начале XX в. итальянские поли­тологи Г. Моска, В. Парето и Р. Михельс, основываясь на теоре­тических выводах Г. Гегеля, М. Вебера, М.Я. Острогорского, П.А. Сорокина представили целостную социально-философ­скую концепцию элиты. Базовая составляющая этой концеп­ции - любое общество делится на господствующее меньшинство (элита, которая правит) и зависимое управляемое большинство (масса, которой правят). Элиту они представили как социальный слой, который в силу обладания наибольшим количеством пози­тивных (материальных, интеллектуально-профессиональных, социально-психологических, морально-волевых) качеств зани­мает наиболее влиятельные позиции во властно-управленческой иерархии общества. Именно они раскрыли социально-политиче­скую сущность и основные закономерности формирования, раз­вития, функционирования и распада элитных слоев, проанали­зировали различные типы элит, представили в динамике их основ­ные качественные характеристики.

Господство элиты, доказывали они, - это закон общественной жизни. Вектор движения общества задается лидерами и контро­лируется его элитой. Причем правящее меньшинство опирается не только на свой авторитет и легитимные способы властвова­ния, а нередко прибегает к грубому принуждению, подавлению, манипулированию общественным сознанием, различного рода пропагандистским уловкам и «хитрым технологиям» воздействия на людей. И все это для того, чтобы в народе не возникало сомне­ний в искренности власти, чистоте ее помыслов и справедливо­сти принимаемых ею решений.

Подавляющее большинство современных ученых рассматри­вает элиту как сравнительно небольшую и достаточно сплочен­ную социальную группу, занимающую «командное положение» в кадровых системах политической, административно-управлен­ческой, экономической, военной и духовной сфер общества. Их отличают как официальные, так и не менее прочные неформаль­ные внутриэлитные связи, групповое сознание, сплоченность и автономность от других страт общества. Это особые страты, состоящие из людей, обладающих высшим социально-правовым статусом, в большинстве своем с хорошей профессиональной подготовкой, высоким авторитетом и харизматическим превос­ходством над остальной массой населения. И главное - полно­мочиями, позволяющими контролировать властные структуры и оказывать управляющее влияние на общество, активно влиять на жизнь и повседневную деятельность людей. Не случайно, в за­падной литературе их называют «policy-mаkеr», т.е. «творцами политики», «принимающими решения».

Причем развивается (меняется, эволюционирует) элита по своим особым законам. Прежде всего, по законам цикличности и циркуляции. Зарождается элита в низших, чаше всего оппозици­онных слоях общества. В ходе нелегкой социально-политической борьбы созревает и постепенно, но уверенно поднимается на выс­шие этажи социальной иерархии, закрепляет свои позиции во власти, расцветает, более или менее успешно защищает интересы тех, кого представляет. В целом же развитие элиты протекает в рамках двух тенденций: аристократической - в направлении закрытости, застойности, окостенелости и демократической - в направлении демократизации, открытости, динамичного кадро­вого обновления.

Аристократическая тенденция проявляется в том, что находя­щиеся у власти люди стремятся закрепить свое господство, замк­нуть элитное пространство и передавать власть чуть ли не по на­следству. Результат известен: «кристаллизация» правящего класса и кадровый застой, окостенелость форм и методов управления, консерватизм в политике, сначала застой, а затем и социальный кризис общества.

Демократическая же тенденция действует как противовес ари­стократической, отражает динамику развития жизни, объектив­но детерминирует пополнение и обновление элитных рядов наи­более способными и активными представителями различных слоев общества. Причем используется множество способов, с по­мощью которых правящий класс выявляет потенциальных лиде­ров и обновляет себя: каждому периоду истории соответствует своя система кадровой работы, своя «элитная инженерия», свои способы воспроизводства власти: наследование и передача по за­вещанию, путем переворота, партийной номенклатуры, демокра­тических выборов и конкурсов.

Хорошо, если указанные (аристократическая и демократичес­кая) тенденции сочетаются в оптимальном режиме. Только в этом случае обеспечивается стабильность и высокий авторитет власти, должная эффективность государственно-управленческой деятельности. Такое бывает не часто и в очень ограниченных вре­менных рамках. Чаше всего наблюдается перекос либо в сторону аристократической тенденции, порождая застой элиты и кризисность общественного развития, либо безбрежная демократия, ко­торая ведет к «рыхлости», коррумпированности и моральной де­градации как самой элиты, так и общества в целом. Итог таких перекосов один - социальная напряженность, революционные потрясения, приход к власти контрэлиты.

В любом случае действует закономерность: какой бы автори­тетной и влиятельной не была элита, рано или поздно наступает время, когда она бюрократизируется, теряет социальный дина­мизм и конструктивную активность, разрушается и. в конце кон­цов, исчезает. Хорошо, если легитимным путем, а не революци­онных переворотов и путчей.

Кругооборот (циркуляция) элит - универсальный закон исто­рии. Основа же такой циркуляции - плюрализм и конкуренция. Причем конкуренция не только в политике, экономических кон­цепциях, идеологии и стремлении к более «мудрому» государ­ственному администрированию, а и в политической воле, про­фессионализме, культуре, нравственности.

Ведущие социальные характеристики правящей администра­тивно-политической элиты: относительная самостоятельность по отношению к обществу; высший социально-правовой ста­тус, престижность социального положения и относительно высокий авторитет в народе; безраздельное обладание госу­дарственной властью, реальная, а не мнимая возможность управ­лять, прямо или опосредованно распоряжаться экономически­ми, материально-техническими и людским ресурсами; группо­вое сознание; сопричастность к принятию важнейших государственных решений. Указанные признаки обеспечивают внутреннее единство и внешнее равновесие элиты, ее стабиль­ность и жизнеспособность.

Что же касается профессионально-личностных качеств эли­ты, то следует остановиться на некоторых ведущих из них:

□ властность и политическое честолюбие (стремление к власти, понимание механизмов властвования и роли власти в соци­альной целостности) - доминантная черта того, кто стремит­ся на вершины государственного управления, и того, кто же­лает удержаться во власти. Не случайно говорится, что «ре­флектирующим мыслителям, фантазирующим художникам, самопогруженным схимникам, добросовестным ремесленни­кам в правящих структурах делать нечего».

Речь, правда, идет не о всевластии, а о власти, как говорится, «в меру», о честолюбии в рамках принятых в обществе правил приличия. Иначе - авторитаризм и беззаконие. Не случайно, бо­лее 80% опрошенных россиян всегда считало и сегодня убежде­ны, что именно перечисленные качества должны быть приори­тетными в государственном управлении. Развращенность выс­шего кадрового звена управления способна лишь продвигать на влиятельные посты тех, кто сильнее и нахальнее, а не тех, кто умнее и талантливее. На ключевых постах оказываются не уважа­емые профессионалы, а те, которых боятся, против которых опа­саются голосовать даже в тайном порядке;

□ харизматичность, тяготение к лидерству, обладание сильными волевыми качествами. Такими качествами, по мнению 63% россиян, должен обладать современный руководитель. Без со­ответствующей харизмы никакой высокий профессионализм и трудолюбие не смогут поднять человека «на вершину» вла­сти. Необходимы способность и готовность в нужный момент и в нужном месте проявить волю и принципиальность, взять на себя ответственность, даже за самые непопулярные реше­ния. Государственный деятель, уклоняющийся от принятия та­кого рода решений, перестает быть государственным деятелем. Его место не в правящей элите, а на спокойных второстепен­ных должностях;

□ профессионализм, неординарность мышления и поступков. В перечне качеств современной элиты на первое место этот показатель ставят не меньше 75% опрошенных граждан. При­чем речь идет не об элементарном обладании какой-то сум­мой важных, но разрозненных знаний, умений и навыков, а о системном, органически едином наборе конкретных ком­петенций, обеспечивающих эффективное решение обществен­но значимых задач.

Особую ценность имеет профессиональная компетентность в области права (так считают более 56% опрошенных представи­телей высшего руководящего звена государственного аппарата), экономики и менеджмента (26%), социальной психологии и кадроведения (19%). Не говоря уже о тех профессиональных каче­ствах, которые определяют:

когнитивную компетенцию, предполагающую использование теоретических знаний, полученных в процессе обучения и мно­голетнего практического опыта управления;

функциональную компетенцию - государственный деятель должен не только знать что делать, но и уметь это делать. Речь идет о компетентности в области политического менеджмента, эконо­мического анализа, государственных и муниципальных финансов, научных методов управления, управления персоналом и т.д.;

ситуативную компетенцию - готовность и способность ре­шать оперативные проблемы государственного и муниципально­го управления;

интеллектуальную компетенцию - способность к адекватно­му восприятию событий и явлений в мониторинговом режиме, прогнозированию процессов, разработке различных вариантов решений и реализации наиболее эффективных из них;

личностную компетенцию - наличие прочных нравственных качеств, ораторских и коммуникативных способностей, готов­ность работать «в команде», расположенность к диалогу и сотруд­ничеству с оппонентами, умение анализировать, объективно ди­агностировать и своевременно разрешать конфликты.

Перечисленные качества проявляются дифференцированно, их сочетание в разных условиях различно. Наиболее рациональ­но они сочетаются у молодых и перспективных работников. Не случайно именно молодежь сегодня является предметом особо­го внимания с точки зрения формирования правящей элиты России;

□ прочность духовно-нравственных качеств. Элита только тогда является элитой, когда каждый ее представитель повседневно и ежечасно подтверждает свою воспитанность и нравствен­ную устойчивость к соблазнам власти. Эти качества на первое место среди ведущих характеристик современного руководи­теля ставят более 85% россиян.

Представленная модель элиты, конечно, идеал, а не характери­стика реально действующей в тех или иных социальных условиях элиты. Этот идеал в принципе недостижим, но стремится к нему следует. Только тогда, когда у власти находится зрелая и продуктив­ная элита, способная к проведению конструктивной модернизации экономики с параллельной отстройкой институтов гражданского общества, можно рассчитывать на прогресс общества, на полити­ческую стабильность, экономический рост и национальную безо­пасность. Именно на формирование такой элиты и должна быть направлена современная государственная кадровая политика.

Разумеется, высокоморальную элиту может иметь только вы­сокоморальное общество. Связь тут двусторонняя. Ведь элита - это люди, обладающие ценностями, на которые ориентируется население. Вот почему аморальная коррумпированная развра­щенная элита - первый признак и самый объективный индика­тор больного общества.

При этом следует иметь в виду, что элиту нельзя рассматривать как простую арифметическую сумму работников на высших по­литических или государственно-административных должностях. Это не какая-то официально институциональная структура. Толь­ко в условиях монопольного правления КПСС элита была орга­низационно оформлена. Ничего подобного в свободном демокра­тическом плюралистическом государстве быть не может. Демо­кратическая элита функционирует только как социальное образование, со своими особыми внутриэлитными отношениями и внешними связями.

Если в обычных условиях характер внутриэлитных отноше­ний как бы скрыт и не привлекает к себе особого внимания, то в критической ситуации он обнаруживается отчетливо, а порой и агрессивно - атмосфера внутриэлитного взаимопонимания и доверительности исчезает. Элита же, разъедаемая взаимным недоверием и подозрительностью, внутренним противостоянием и интригами, разрушается и рано или поздно покидает арену по­литической жизни.

Особо опасно появление в элитной среде непримиримо про­тивоборствующих группировок и внесистемных оппозиционных сил. Не менее опасны также клановость, групповщина, полити­ческие отношения, построенные на землячестве, личной предан­ности, родственных связях, политическом инвестировании. Это одно из самых серьезных препятствий на пути формирования не только качественной правящей элиты, но становления демокра­тической государственности в целом.

Что же представляет собой высший административно-поли­тический состав государственного управления современной Рос­сии в более конкретном плане?

1. Это элита трудно нарождающегося демократического много­национального российского государства, в значительной степени отражающая все те противоречия и «слабости», которые характе­ризуют современную российскую действительность. Это относи­тельно самостоятельная, достаточно замкнутая, привилегиро­ванная группа политиков и высших руководителей государства, в большей или меньшей степени обладающая нужными в услови­ях современного государства профессиональными и личностны­ми психолого-волевыми качествами, обеспечивающими им уча­стие в принятии и реализации (часто весьма непопулярных) госу­дарственно-управленческих решений.

Современная правящая российская элита стремится, с одной стороны, сохранить плюрализм и политические свободы, динамич­но развивать рыночные отношения, а с другой - ужесточить власт­ную вертикаль управления страной, сделать демократию в России «управляемой». Власть «не боится» принимать непопулярные ре­шения. Примером может служить принятие решения по поводу монетизации льгот, об отмене выборности губернаторов, о перехо­де к пропорциональной системе выборов депутатов Государствен­ной Думы, о проведении курса на вступление России в ВТО.

2. Это относительно немногочисленная социальная прослойка, насчитывающая, не считая судей и высшее руководство силовых и правоохранительных структур, всего несколько тысяч человек. По нашим подсчетам около 32 тысяч. Это:

□ Президент страны и руководители соответствующих прези­дентских структур: руководство Администрации Президента РФ, Полномочные представители Президента в федеральных округах, члены Государственного совета, Совета безопасно­сти, руководители Управления делами Президента, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, руководящий состав РАГС при Президенте Рос­сийской Федерации. Перечисленные должностные лица во главе с Президентом страны участвуют в выработке и проведе­нии в жизнь внутренней и внешней политики государства, ко­ординируют взаимодействие различных ветвей и уровней вла­сти, контролируют и профессионально обеспечивают ход реа­лизации президентских решений и программ;

□ руководящий состав и депутатский корпус органов законода­тельной (представительной) власти - Федерального Собра­ния Российской Федерации, законодательных органов субъек­тов Российской Федерации; представительных органов мест­ного самоуправления. Указанные лица принимают законы и общеобязательные решения на своих территориях, утвержда­ют и контролируют исполнение соответствующих бюджетов, в рамках своих полномочий решают задачи формирования по­литического пространства государственного управления, осу­ществляют контроль деятельности исполнительной власти;

□ руководящий состав федеральных структур исполнительной власти и подведомственных им организаций - «несущий стер­жень» кадровой системы государственн ого управления: члены Правительства Российской Федерации, руководители подве­домственных Правительству и Президенту РФ федеральных министерств, служб и федеральных агентств, главы диплома­тических представительств РФ за рубежом, начальники управ­лений и департаментов органов исполнительной власти; Цен­трального банка России, Сбербанка РФ, Банка ВТБ, Агент­ства по страхованию вкладов, таких организаций, как Пенсионный фонд, Фонд социального страхования. Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд занятости, Институт сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Финансовая акаде­мия при Правительстве Российской Федерации, учреждения и научно-учебные центры, подведомственные другим органам федеральной исполнительной власти;

□ руководящее звено системы государственных органов исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации - президен­ты республик, руководство администраций краев, областей и автономных образований, которые обеспечивают осуществ­ление общих для данной территории задач социально-эконо­мического развития, исполнение законов Российской Феде­рации, актов Президента и Правительства РФ, связь между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Далее идут кадры высшего звена региональных министерств, служб и агентств, подведомствен­ных им учреждений;

□ руководство органов местного самоуправления - председатели и члены представительных органов муниципальных образова­ний, главы муниципальных образований, руководители испол­нительно-распорядительных и контрольных органов (адми­нистраций) муниципальных образований, иные назначаемые и выборные руководящие работники местного самоуправле­ния, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

□ лидеры политических партий и общероссийских обществен­ных объединений, интеллектуалы, вырабатывающие полити­ческие идеи и концепции.

Важным структурным звеном элитного слоя является также окружение тех, кто реально властвует на высшем уровне государ­ственного управления (элитное окружение) - помощники, кон­сультанты, советники, эксперты, аналитики, юристы, социоло­ги, работники служб паблик-риллейшнз. Это люди, занимающие в иерархии государственного управления высшие и главные должности. Они облечены обширными полномочиями и реаль­ными властными возможностями реального воздействия на про­цесс принятия и проведения в жизнь управленческих решений по всем важнейшим вопросам жизни страны. К этой группе мож­но также отнести наиболее авторитетных журналистов и полити­ческих обозревателей, комментаторов радио, телевидения, пе­чатных и других средств массовой информации. Околоэлитное окружение в России насчитывает примерно семь тысяч человек.

Ведущими факторами, обеспечивающими вхождение в правя­щий слой в годы демократических преобразований, были поли­тические ориентации, депутатство в Верховном Совете РСФСР, отношение к ГКЧП и событиям 1991 и 1993 годов. Позже больше внимания стали обращать на наличие управленческого опыта, в том числе в советских органах, крупных хозяйственных струк­турах. Часть представителей элиты обладают опытом руководства городами и районами, прошли школу представителя Президента в субъектах РФ, парламентской деятельности в Государственной Думе и законодательных структурах субъектов РФ. В последние годы в элите усилили свои позиции представители силовых структур. Почти «на нет» сошло влияние представителей высшей партийной номенклатуры советских времен.

3. Практическое отсутствие в элитном слое женщин. Их насчи­тывается всего 1,7%. Среди первых руководителей федеральных министерств их только две. Среди заместителей - только шесть. Среди губернаторов и глав администраций субъектов Россий­ской Федерации и их заместителей женщин - 28. На должностях категории «советники» женщин насчитывается чуть больше 18%. На высших должностях - 2,4%; на главных -6,3 %. Это не­сколько выше, чем было 3-4 года назад, тем не менее, говорить, что приток женщин в элитный слой государственного управле­ния существенен и будет динамично усиливаться в будущем, по­ка не приходится.

4. Большинство членов нынешней российской правящей эли­ты - это люди, родившиеся в 60-е годы прошлого столетия. Сред­ний возраст составляет 48,5 года, что на 15-17 лет моложе, чем возрастной показатель элиты застойного советского периода. А вот молодежи до 30 лет в этом звене государственного руковод­ства практически нет. Каждый второй федеральный министр во­шел в предпенсионный и пенсионный возраст. Лишь 14% губер­наторов пришли на указанный ответственный пост в возрасте до 40 лет, более 17% - в пенсионном возрасте.

Руководители исполнительной и законодательной (представи­тельной) власти в центре и в административных центрах субъек­тов Федерации - люди зрелого возраста, обладающие большим жизненным опытом и практикой управления. Значительная часть нынешнего высшего руководства наиболее значимый опыт руко­водящей работы получила в советских, партийных, комсомоль­ских и хозяйственных структурах СССР. Большинство из них до­статочно легко отказались от прежних политико-идеологических ориентиров и стали прочной опорой современной власти.

Процесс формирования элиты и сегодня характеризуется достаточно высокой динамикой персонально-кадрового об­новления. Выборы, конкурсы, назначения по представлению Президента стали действенным каналом не только пополнения и обновления элиты, но и более четкой ее статусной и социаль­но-демографической фрагментации. Четко просматривается тенденция выхода на политический Олимп молодых политиков и военных. Многие из них, к сожалению, не обладают должным жизненным опытом, не прошли серьезной школы государствен­но-политического менеджмента, не обладают опытом хозяйствен­ного управления в рыночных условиях.

Жизненный, социальный и профессиональный опыт сегодня все больше выходит в число ведущих критериев отбора в государ­ственную управленческую элиту. Более понятным становится и то, что даже талантливый, но не опирающийся на опыт и посто­янно обновляемые знания специалист вольно или невольно ста­новится фактором торможения.

5. Одна из важнейших позитивных перемен, которые харак­теризуют процесс формирования современной российской пра­вящей элиты, является замедление темпов спонтанного кадрового обновления. Лихорадочные, зачастую слабо продуманные кадро­вые перемещения, громкие отставки с компроматами и уголов­ными преследованиями, с одной стороны, и назначения на «по­четные должности» в различного рода фондах и ассоциациях, с другой, которые были характерны периоду правления Б.Н. Ель­цина, прекратились. Кадровые процессы стали более осмыслен­ными и планомерными. Увольнения происходят спокойно и вежливо, как правило, с предоставлением нового места работы высокого элитного уровня. Оживляется практика ротации и даже

возврата во власть, не так, как это было в советские времена, ког­да отставка однозначно означала «политическую смерть».

Но и здесь есть свои особенности. Сегодня практически все ключевые должности в государственном и хозяйственном руко­водстве федерального уровня занимают земляки главы государ­ства - более 20%. В несколько раз увеличилось количество вы­ходцев из бизнеса (их прослойка составляет 12%), военного ве­домства и спецслужб (более 25%). Значительное число «бывших» руководителей высокого ранга нашли себя в качестве сенаторов верхней палаты парламента. Немало и таких, которые из сферы федерального руководства переместились с повышением в кресла руководителей субъектов Федерации. Причем практика рекомен­даций на такого рода должности из Центра усиливается.

6. В технологиях формирования элитного слоя государствен­ного управления по мере ухода от советской номенклатурной си­стемы появилось еще одно новое явление - административный ресурс. Ныне ресурс стал одной из важнейших составляющих «управляемой демократии». Использование такого ресурса поз­воляет подключить к решению кадровых проблем огромные фи­нансовые возможности государства и бизнеса, с помощью юри­дических манипуляций и подкупа организовать «давление» на избирателей, снизить накал конкурентной политической борьбы, направить ее в «нужное русло» и гарантировано обеспе­чить запланированное кадровое решение.

При этом предпочтение отдается крупным хозяйственникам, руководителям акционерных обществ и влиятельным чиновни­кам. Прошло то время, когда во власть направлялись известные политики разной идеологической ориентации, влиятельные представители науки и творческой интеллигенции, юристы, жур­налисты, опытные работники социальной сферы. В Государствен­ной Думе конституционное большинство сегодня принадлежит членам партии «Единая Россия», которая монополизировала институт губернаторства. Сейчас среди губернаторов только два члена КПРФ и по одному представителю от ЛДПР и «Родины». С конца девяностых годов практически прекратился доступ в элиту представителей неэлитных слоев: рабочих, крестьян,

представителей среднего класса. Даже во фракции левой ориен­тации. В элиту попадают нужные, часто не самые авторитетные люди. Не те, на кого рассчитывает общество, а те, которые распо­лагают большими, чем их оппоненты, материально-финансовы­ми, медийными и родственно-дружескими ресурсами.

7. Своими особыми чертами российская элита отличается с точки зрения ее профессионализма. Ошибаются те, кто считает, что государственное управление - прерогатива только полити­ков. Хотя понятно, что для многих представителей высшего зве­на государственного управления публичная политика действи­тельно является профессией. Но профессией особого рода. В го­сударственном управлении главное состоит в другом - своевременном и высокопрофессиональном решении конкрет­ных проблем. Что требует соответствующих профессиональных знаний и навыков. Не случайно, что из 239 руководителей субъ­ектов РФ, по данным профессора В.Н.Лысенко, в политику из промышленности пришло 42 человека, сельского хозяйства - 41, строительства - 17, бизнеса - 10, партийного, государственного и муниципального управления - 24. Лишь четверть представля­ют гуманитарную сферу.

За последние 10-15 лет «технократический сектор» правящей элиты сократился почти наполовину. Более чем на 40% она со­стоит из специалистов с гуманитарным и социально-экономиче­ским образованием. На высших и главных должностях государ­ственной службы работников с таким образованием 34,4%. Сре­ди губернаторов по базовому образованию «технарей» осталось лишь 15%. Из года в год сокращается и число специалистов с сельскохозяйственным образованием. Зато резко увеличилась прослойка юристов, экономистов и менеджеров.

Практически каждый второй представитель высшего управ­ленческого персонала имеет ученую степень доктора или канди­дата наук. На высших должностях гражданской службы их 49,4%, на главных - 35,5%. Среди губернаторов насчитывается 11 док­торов и 13 кандидатов наук. Похоже, что научная степень стала не показателем высокого профессионализма, а всего лишь неотъ­емлемым фактором успешности карьеры.

Тем не менее, даже несмотря на неплохие статистические дан­ные, ситуация в высших эшелонах административно-политичес­кого руководства страны с точки зрения профессионализма пока далека от благополучной. В отличие от Запада, где стратегия по­литической социализации определяется социальным происхож­дением человека, его образованием, принадлежностью к влия­тельной партии, «сильными» индивидуальными личностно-психологическими качествами, в российских условиях ведущую роль играют иные критерии: волевые качества, умение устанавливать и поддерживать дружеские отношения с наиболее влиятельными людьми; «своевременный» переход в партию власти; землячест­во. Не последнюю роль играют и коррупционные связи. Образо­вание и опыт играют второстепенную роль. Наметилась также четкая тенденция «разделения интеллекта и воли», одни властву­ют, руководят и контролируют исполнение своих решений, дру­гие профессионально обеспечивают их деятельность - анализи­руют, обдумывают, разрабатывают.

Уже ни у кого не вызывает вопросов тот факт, что не менее четверти первых руководителей министерств и ведомств испол­нительной власти, около 30% их заместителей не имеют базового профильного образования и не продолжают своего образования. Среди государственных служащих, занимающих высшие и глав­ные должности, лишь 40% имеют соответствующую послевузов­скую подготовку. И их, похоже, это мало волнует, никто по ито­гам аттестации не был освобожден от занимаемой должности по признаку отсутствия необходимого профессионального образо­вания. И это еще не все.

Многочисленные исследования свидетельствуют, что во взаи­моотношениях между нынешней властью и ее интеллектуальным ядром четко просматриваются новые тенденции. Многие руко­водители лишь имитируют научное понимание действительности и воспринимают науку лишь в той мере, в какой она ей полезна

и выгодна. Интеллект же, в свою очередь, все больше приспосаб­ливается к сиюминутным потребностям властвующей элиты, дальше апробированных штампов (за редким исключением) не идет, предлагает решения, удовлетворяющие не критериям науч­ной методологии, а сиюминутным потребностям данного кон­кретного руководства. Степень участия интеллектуалов в приня­тии государственных решений относительно сокращается, не­редко решения и вовсе принимаются без глубокой их научной проработки. В результате интеллектуальная эффективность госу­дарственного управления падает.

И это, несмотря на то, что, в отличие от советских времен, сего­дня в стране действует и прилично финансируется множество науч­но-информационных центров, институтов и академий. Все более весомую роль начинают играть информационные технологии (со­здаются даже электронные правительства), которые не только по­могают в сборе нужной управленческой информации, но и в ее ана­лизе, осмыслении и прогнозировании общественных процессов.

В каждом государственном органе функционируют свои ана­литические службы. На научные разработки в области политики и государственного управления выделяются огромные бюджет­ные средства, к их освоению на конкурсной основе привлекают­ся все ведущие научные центры страны. Но реальная отдача от них пока невысока.

Говоря о профессионализме, напомним еще раз: демократиче­скому государству на руководящих постах нужны профессионалы с основательной правовой, экономической, политологической и управленческой подготовкой, прочными навыками планирова­ния стратегической эффективности и обеспечения устойчивости социального развития страны, не боящиеся истины и готовые че­стно служить обществу. Только таких лидеров народ уважает и подчиняется им без внешнего давления и принуждения.

Элита - это результат длительного естественно-исторического развития в русле серьезной социокультурной и мировоззренчес­кой трансформации общества. Этот процесс в нашей стране за­трудняется и тем, что в структуре государственных и политико-партийных институтов России формально существуют, но реально не действуют легитимные традиции смены элит. Номенклатурность сохраняется, если президенты назначают своих преемни­ков, губернаторы «избираются» по безальтернативным предложениям Президента, депутаты избираются по спискам одной партии, победители формируют «управленческие команды» по своему усмотрению. Поэтому выход на российскую политиче­скую арену в ближайшей исторической перспективе демократи­ческой, высокой правовой культуры и достаточно продуктивной элиты проблематичен.

Потребуется еще немало сил и времени, чтобы преодолеть ро­димые пятна авторитаризма (номенклатурную закрытость кадро­вых решений, популизм и демагогию), такие негативные порож­дения рынка, как коррупция, барство, склонность к личному обо­гащению, злоупотребления властными полномочиями в форме как прямого казнокрадства, так и косвенного присвоения казен­ных средств посредством различного рода юбилеев, саммитов и неформальных «деловых» встреч на лучших курортах страны и мира. Надо понимать, что такую элиту, говоря словами ПЛ. Со­рокина, «заботят не столько интересы страны, сколько собствен­ные хищнические аппетиты». Главный ее интерес не во власти как таковой, не в возможности добросовестно управлять государ­ственным имуществом, а в собственности в личном владении. Если же законно удовлетворить личный интерес не получается, то включаются коррупционные схемы. Таких людей никто и ничто не сдерживает, даже высокая публичная должность.

Формирование административно-политической элиты, как и кадрового состава государственного управления в целом - важ­нейший приоритет кадровой политики демократического, право­вого и социального государства. Нам еще предстоит научиться властвовать на уровне лучших мировых демократических стан­дартов. Только при этом условии в стране появится элита заслуг, элита действительно наиболее талантливых политиков и управ­ленцев, а не элита привилегий, корпоративных интересов и кру­говой поруки. Не происхождение, богатство и положение семьи, не идеологическая конъюнктура, а личные качества и личные заслуги, профессионализм и конкретный вклад в дело должны стать главны­ми критериями продвижения в правящую элиту. Одних волевых ка­честв, преданности делу и даже порядочности здесь мало. Нужна высокая правовая, финансово-экономическая, управленческая и духовно-нравственная культура. Только элита, состоящая из та­ких людей, в тесном контакте с деятелями науки и культуры, в со­юзе с теми, кто добился высоких достижений в экономике, смо­жет овладеть, как говорят, инновационным ключом к будущему.

Наши рекомендации