Межпартийное соперничество
Подобно тому как вопрос о явке на выборы не является парадоксом, ничего не оставляющим от теории рационального выбора, точно так же и тот факт, что соперничающие партии при двухпартийной системе не сливаются в одну, ни в коей мере не дискредитирует идеи Даунса, особенно если придерживаться точки зрения о необходимости совершенствования моделей, содержащихся в «Экономической теории демократии», а не рассматривать их как истину в последней инстанции. С точки зрения Даунса, подобная конвергенция была бы возможна при соблюдении восьми взаимодополняющих условий (как, например, единые выборы, недальновидность поведения части избирателей, одномерность и т.д.), модификация которых может легко свести на нет сам результат конвергенции (Grofman, 1993, ch. 12). Значительная часть более
поздних исследований о межпартийном соперничестве рассматривает условия, в которых конвергенция не должна произойти.
Одна из специфических характеристик «Экономической теории демократии» состоит в предположении, согласно которому действия избирателей мотивируются исключительно политическими соображениями, в то время как действия партий и/или их кандидатов определяются лишь стремлением к победе на выборах. Почему бы нам не допустить, что и у избирателей, и у партийных кандидатов могут быть разнообразные мотивы поведения, особенно если это допущение необходимо для понимания того, что мы наблюдаем в окружающем нас мире? В недавно разработанных моделях межпартийного соперничества учитывается не только стремление политических деятелей и партийных активистов прийти к власти per se, но и их озабоченность в связи с определением политического курса, который следует проводить в жизнь после победы на выборах (Wittman, 1973; 1977; Enelow, Hinich, 1984; Alesina, Rosenthal, 1993; Enelow, Hinich, 1990).
Даунс недвусмысленно рассматривает электоральный выбор как разовое событие, при котором избиратели отдают предпочтение лучшему из того, что есть, не заботясь о влиянии результата своего решения на будущие выборы и будущий политический курс. Кроме того, Даунс не предлагает никакой модели ни для последовательного избирательного процесса — такого, как, например, в Соединенных Штатах, при котором проводятся как праймериз, так и всеобщие выборы, — ни для выборов, одновременно происходящих по многомандатным округам. Более поздние модели, предложенные, в частности, П. Арансоном и П. Ордещуком, Дж. Коулманом или Г. Оуэном и Б. Грофманом, допускают частичное расхождение итоговых показателей за счет двухэтапного процесса выборов, давая возможность избирателям более осторожно отнестись к кандидатам, которые могут одержать победу на праймериз, но потерпеть поражение в ходе всеобщих выборов, или позволить кандидатам принимать стратегические решения, чтобы достичь желательных для них результатов в двухэтапной избирательной процедуре (Aranson, Ordeshook, 1972; Coleman, 1972; Owen, Grofman 1995).
При двухпартийном соперничестве в Соединенных Штатах, в котором большую роль играют партийные активисты — добавим к этому роль праймериз и устойчивых «партийных имиджей», — практически обеспечивается процесс самоотбора, в ходе которого кандидатами станут лишь те деятели, чьи политические позиции будут в максимальной степени соответствовать партийным. Признавая роль этих усложняющих ситуацию факторов, мы — в противовес даунсианству, как оно представляется в «классической пародии», — должны будем предположить, что в результате межпартийного соперничества позиция каждого партийного кандидата будут значительно ближе к позиции среднего члена данной партии, чем к позиции среднего избирателя как такового, но одновременно предвыборные обещания всех кандидатов будут в большей степени импонировать потенциально колеблющимся избирателям. Именно о такой ситуации идет речь в работе К. Шапиро и др. (Shapiro et al., 1990).
Другое соображение, ограничивающее традиционный даунсовский подход, основывается на определении избирателей как потребителей, которые вынуждены просто принять как должное совокупность возможностей, предлагаемых им политическим рынком, и выбрать лучшие из них. При этом за политическими деятелями остается право выбора из этой совокупности воз-
можностей тех идей, которые они предпочтут отстаивать в качестве своих собственных. Авторам недавно вышедших работ удается устранить такого рода ограничения, благодаря рассмотрению таких проблем, как: (1) роль данных политических деятелей в выдвижении новых подходов к решению стоящих проблем и переосмыслении ими старых проблем в их новых модификациях (Riker, 1982); (2) роль внушения, влияющего на предпочтения избирателей относительно тех или иных проблем, и изменение оценки избирателями связи между предлагаемым политическим курсом и его вероятными последствиями (Hammond, Humes, 1993); (3) роль, которую политические кампании играют не только в выражении политическими деятелями своих собственных взглядов или личностных особенностей, но и в точной (или искаженной) интерпретации взглядов своих политических соперников (Skaperdas, Grofman, 1995); (4) мнение избирателей относительно того, в какой степени кандидаты смогут выполнить данные ими обещания (Grofman, 1985).
Сбор информации
Из трех главных политических загадок, поставленных перед нами Даунсом, наиболее значительной, на мой взгляд, является последняя: «Зачем людям вообще нужно разбираться в политике?» Даунс выдвигает, в частности, концепции побочных результатов приобретения информации и роли упрощенческих символов, таких, как идеологические ярлыки и информационное значение одобрения того или иного действия (особенно при назначении партийных кандидатов). Эти идеи позднее получили развитие в работах целого ряда авторов4. К сожалению, из-за того, что большое число работ, следующих даунсовской традиции, было посвящено проблемам участия в выборах и межпартийной конкуренции, плодотворные идеи самого Даунса не получили того широкого признания, на которое по праву могут претендовать.
Заключение
Критические выпады против модели рационального выбора (Green, Shapiro, 1994) полезны тем, что ставят под вопрос претенциозность исследований и выявляют его слабые стороны. Однако наряду с этим они нередко создают искаженную картину того вклада, который внесла теория рационального выбора в политическую науку. Некоторые из создателей моделей рационального выбора, несомненно, проявили большую самонадеянность, полагая, что смысл разработанных ими моделей очевиден сам по себе и не требует дополнительных разъяснений. Не без некоторой доли высокомерия они, видимо, считают, что кроме самих создателей таких моделей и тех, кому их смысл ясен без всяких объяснений, никто не в состоянии внести вклад в политическую науку. Это высокомерие некоторых теоретиков рационального выбора, равно как и преувеличение эмпирических успехов применения разработанных ими
4 К числу особенно важных из них относятся следующие работы: Page, 1978; Popkin, 1991; 1993, Norrander, Grofman, 1988; Lupia, 1992; 1993; 1994. См. также: McKelvey, Ordeshook, 1985; 1986, Grofman, Withers, 1993 и др.
моделей, и явились главными причинами недавних нападок на подобные модели со стороны представителей других направлений в рамках дисциплины5. Вместе с тем теории рационального выбора есть чем гордиться, особенно если рассматривать ее вклад в политологию с точки зрения той помощи, которую этот подход оказывает в осмыслении динамики электоральной политики, проведения избирательных кампаний и определения выбора избирателей. Эта помощь будет тем более существенной, если оценивать эмпирические результаты и аналитические подходы теории рационального выбора, соотнося их с той работой (как теоретической, так и эмпирической), которая была проделана в других областях политической науки.
ЛИТЕРАТУРА
Alesina A., Rosenthal H. Partisan politics. New York: Cambridge University Press, 1993. Almond G.A. The early impact ofDowns's «An economic theory of democracy» on America political science // Grofman. Op. cit. 1993. P. 201-207.
Aranson P., Ordeshook P.C. Spatial strategy for sequential elections // Probability Models
of Collective Decision Making / Ed. by R.G. Niemi, H.F. Weisberg. Columbus (Ohio): Merrill, 1972. P. 298-331.
Валу В. Sociologists, economists, and democracy. London: Collier-Macmillan, 1970.
Boyd R. W. Election calendars and voter turnout // American Politics Quarterly. 1986. Vol. 14. P. 89-104.
Brace K., Grofman В., Handley L., Niemi R.M. Minority voting equality: The 65 percent rule in theory and practice // Law and Policy. 1988. Vol. 10. P. 43-62.
Budge I., Robertson D., Heart D. (eds). Ideology, strategy and party change. Cambridge:
Cambridge University Press, 1987.
Coleman J. The positions of political parties in elections // Probability Models of Collective
Decision Making / Ed. by R.G. Niemi, H. Weisberg. Columbus (Ohio): Merrill, 1972. P. 332-357.
Downs A. An economic theory of democracy. New York: Harper and Row, 1957.
Enelow J.M., Hinich M.J. The spatial theory of voting. New York: Cambridge University
Press, 1984.
Enelow J.M., Hinich M.J. (eds). Advances in the spatial theory of voting. New York: Cambridge University Press, 1990.
Engstrom R.L., Caridas V.M. Voting for judges: Race and rolloff in judicial elections //
Political Participation and American Democracy / Ed. by W. Crotty. New York: Greenwood Press, 1991. P. 171-191.
Erikson R.S. Why do people vote? Because they are registered //American Politics Quarterly. 1981. Vol. 9. P. 259-276.
Fiorina M. Elections and the economy in the 1980s. Department of Government, Harvard
University, Occasional paper. 1990. P. 90-95.
Fiorina M. Divided government. New York: Macmillan, 1992.
5 Более того, негативное воздействие на значительную часть работ по моделированию межпартийного соперничества, включая и совсем недавние исследования, оказывало стремление ученых обходить запутанные эмпирические реалии, для чего была создана теория доступного верификации подтверждения. К числу важных исключений из этого правила нужно отнести следующие работы: Enelow, Hinich, 1984; Fiorina, 1992; Alesina, Rosenthal, 1993. Видимо, единственным наиболее важным источником информации и оценки подходов к выбору избирателей в условиях многопартийности является Проект Манифеста европейской партии (Budge, Robertson, Heart, 1987).
Foster С. В. The performance of rational voter models in recent presidential elections //
American Political Science Review. 1984. Vol. 78. P. 678-690.
Glafer A., Grofman B. A positive relationship between turnout and plurality does not
refute the rational voter model // Quality and Quantity. 1992. Vol. 26. P. 85-93.
Green D., Shapiro I. Pathologies of rational choice theories. New Haven (Conn.): Yale
University Press, 1994.
Grofman B. A review of macro-election systems // German Political Yearbook (Sozia-
Iwissenschaftliches Jahrbuch fur Politik). 1975. Vol. 4. P. 303-352.
Grofman B. Models of voter turnout: A brief idiosyncratic review // Public Choice. 1983.
Vol. 41. P. 55-61.
Grofman B. The neglected role of the status quo in models of issue voting // Journal of Politics. 1985. Vol. 47. P. 231-237.
Grofman B. (ed.). Information, participation and choice: An economic theory of democracy in perspective. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1993.
Grofman В., Withers J. Information-pooling models of electoral politics // Grofman. Op. cit. 1993. P. 55-64.
Hammond Т.Н., Humes B.D. «What this campaign is all about is...» A rational choice alternative to the Downsian spatial models of elections // Grofman. Op. cit. 1993. P. 141-159.
Jackman R. W. Rationality and political participation // American Journal of Political Science. 1993. Vol. 37. P. 279-290.
Jackman R. W., Miller R.A. Voter turnout in the industrial democracies during the 1980s //
Comparative Political Studies. 1995. Vol. 27. P. 467-492,
Lupia A. Busy voters, agenda control, and the power of information // American Political
Science Review. 1992. Vol. 86. P. 390-403.
Lupia A. Credibility and the responsiveness of direct legislation // Political Economy, Competition, and Representation / Ed. by W.A. Bamett, M.J. Hinich, N. Schofield. New York: Cambridge University Press, 1993. P. 379-404.
Lupia A. Short cuts versus encyclopedias: Information and voting behavior in California
insurance reform elections // American Political Science Review. 1994. Vol. 88. P. 63—76.
McKelvey R.D., Ordeshook P. C. Sequential elections with limited information // American
Journal of Political Science. 1985. Vol. 29. P. 480-512.
McKelvey R.D., Ordeshook P.C. Information, electoral equilibria and the democratic ideal
//Journal of Politics. 1986. Vol. 4. P. 909-937.
Norrander В., Grofman B. A rational choice model of citizen participation in high and low
commitment electoral activitie // Public Choice. 1988. Vol. 59. P. 187-192.
Owen G., Grofman B. To vote or not to vote: The paradox of nonvoting // Public Choice.
1984. Vol. 42. P. 311-325.
Owen G., Grofman B. A two-stage model of two-party competition. Prepared for deliveryatthe Annual Meeting of the Public Choice Society, Long Beach (Cal.). 1995. 24-26 March.
Page B. Choice and echoes in presidential elections. Chicago: University of Chicago Press, 1978.
Petracca M. The rational actor approach to politics: Science, self-interest, and normative
democratic theory // The Economic Approach to Politics / Ed. byK.R. Monroe. New
York: HarperCollins, 1991. P. 171-203.
Popkin S. The reasoning voter. Chicago: University of Chicago Press, 1991.
Popkin S. Information shortcuts and the reasoning voter // Grofman. Op. cit. 1993,
Powell G.B. American voter turnout in comparative perspective // American Political Science Review. 1986. Vol. 80. P. 17-43.
Rae D. W. The political consequences of electoral laws. NewHaven (Conn.): Yale Univeraty
Press, 1971; originally published 1967.
Riker W. Liberalism versus populism. San Francisco: Freeman, 1982.
Riker W., Ordeshook P. C. An introduction to positive political theory. Englewood Cliffs (N.J.): Prentice-Hall, 1973.
Rosenstone S.J., WolfingerR.E. The effect of registration laws on voter turnout // American Political Science Review. 1978. Vol. 72. P. 22-45.
Shapiro C.R., Brady D. W., Brody R.A., Ferejohn J.A. Linking constituency opinion and Senate voting scores: A hybrid explanation // Legislative Studies Quarterly. 1990. Vol. 15. P. 599-623.
Skaperdas S.,Grofman B. Modeling negative campaigning // American Political Science Review. 1995. Vol. 89. P. 62-73.
Uhlaner C. What the Downsian voter weighs: A reassessment of the costs and benefits of action // Grofman.Op. cit. 1993. P. 67-79.
Wittman D.A. Parties as utility maxunizers // American Political Science Review. 1973. Vol. 68. P. 490-498.
Wittman D.A. Candidates with policy preferences: A dynamic model // Journal of EconomicTheory. 1977. Vol. 14. P. 180-189.
Wolfinger R.E. The rational citizen faces election day; or, What rational choice theorists don't tell you about American elections // Elections at Home and Abroad: Essays in Honor of Warren E. Miller / Ed. by T. Mann, K. Jennings. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1993.
Глава 31
ПОЛИТЭКОНОМИЯ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ1
А. Б. АТКИНСОН