Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
М.Г.Рахимов,
Президент Республики Башкортостан
Конституции Республики Башкортостан исполнилось пять лет. Сегодня, оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что практически единогласное принятие Верховным Советом республики этого исторического документа позволило сплотить различные политические и общественные движения, всех граждан Башкортостана. Вспоминая, как разрабатывалась и принималась Конституция, хочу отметить спокойную деловую атмосферу, большую заинтересованность всех участников этого процесса. Мы стремились как можно полнее учесть их многочисленные пожелания, особенности республики'при создании Основного Закона Башкортостана. Думаю, во многом это удалось. Пять лет действия этого важнейшего политико-правового акта показали правильность его основных положений, большие потенциальные возможности для обеспечения поступательного , развития республики.
Конституция Республики Башкортостан была разработана с учетом конкретных условий и накопленного опыта строительства суверенного Башкортостана в составе России. В основу легли такие поистине исторические документы, как Декларация о государственном суверенитете Республики Башкортостан, принятая 11 октября 1990 года, Федеративный договор и Приложение к нему от Республики Башкортостан, подписанные 31 марта 1993 года. В этих документах впервые в истории были четко закреплены основы государственного суверенитета Башкортостана.
Сегодня, по прошествии пяти лет со времени принятия ныне действующей Конституции, можно подвести некоторые итоги.
Прежде всего достигнут подлинный прорыв в государственном строительстве. Яркий тому пример; впервые Башкортостан имеет достаточно развернутую систему республиканского законодательства. Она была разработана с учетом специфики нашей республики и интересов ее граждан и органично дополняет систему федерального законодательства. Многие актуальные, жизненно важные республиканские законы не имеют аналогов в Российской Федерации или приняты еще до появления многих федеральных нормативных правовых актов. Это исключительно важное условие нашего движения вперед, с учетом медлительности и непоследовательности в законотворчестве российской Государственной Думы.
Всякие реформы должны опираться на качественную правовуюоснову. Ситуация, когда многиесферы жизнедеятельности людей оказываются неурегулированными, создает серьезные трудности для государственных органов и граждан.Законотворческий процесс должен успевать за переменами,обеспечивать права,свободы и интересы людей в новых реалиях жизни. И тот факт, что Республика Башкортостан имеет однуиз наиболее развитых систем законодательства среди субъектов Федерации, - наше большое достижение.
Жизнедеятельность общества и благополучие его граждан в переходные исторические периоды во многом зависят от наличия сильной, эффективной и гибкой системы государственной власти и управления. Только подобная система может регулировать общественную жизнь, противостоять кризисам, осуществлять стратегию развития.
Нам удалось на демократической, конституционной основе сформировать действенную модель государственной власти, способную работать в самых сложных условиях. В нее успешно вошел двухпалатный парламент - Государственное Собрание, структура которого позволяет осуществлять планомерную законотворческую деятельность с учетом интересов районов и городов республики.
Важную роль в защите государственногосуверенитета, экономических и политических интересов республики, обеспечении законностии правопорядка, единства и согласованности действий всех органов государственной власти и управления, в реализации прав и свобод граждан, в укреплении отношений сорганами власти Российской Федерации и ее субъектов, с иностранными государствами и международными организациями играет институт президентской власти.
За эти годы был создан и новый механизм исполнительной власти, Сегодня Кабинет Министров Республики Башкортостан - это полноценный государственный орган, способный оперативно и квалифицированно решать те сложные и ответственные задачи, которые возлагаются на него Конституцией, поручаются Президентом и Государственным Собранием. Эффективностьего работы должна в настоящее время значительно повыситься в связи с теми важными и сложными задачами, которыестоят перед республикой.
Обеспечена в республике и надежная вертикаль исполнительной власти, включающая в себя администрации городов и районов. При этом они тесно взаимодействуют с представительными органами местного государственного управления - городскими и районными Советами.
Все более широкое развитие, в соответствии с Конституцией и законодательством республики, получает местное самоуправление. Оно сего-
дня может эффективно решать местные проблемы на уровне сел и поселков.
Создана и полноценная система республиканских судебных органов,
включающая в себя Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды. Принципиально важно; что судебная система республики имеет достаточную правовую базу, которая активно развивается в соответствии с федеральным законодательством.
Таким образом, реализован конституционный принцип разделения властей, обеспечивается единство деятельности государственных органов и их необходимое взаимодействие в интересах многонационального народа Башкортостана.
Но формирование и развитие государственности - не самоцель, а важ-нейший инструмент решения экономических, социальных и духовно-культурных проблем республики.
И здесь, опираясь на нашу Конституцию, мы пошли собственным путем. Кратко перечислю особенности нашей политики в экономике и других сферах.
Это особый вариант приватизации,не допускавший перехода общенародной собственности в руки сомнительных дельцов из-за пределов республики и криминальных структур, защита конституционных социально-экономических прав членов трудовых коллективов и всех граждан Башкортостана, сохранение государственного контроля за крупнейшими бюджетообразующими предприятиями.
Это отказ от «шоковой терапии» и максимально возможная поддержка республиканских предприятий в сочетании с их постепенным и последовательным реформированием.
Это создание собственной банковской и кредитно-фннансовой системы, обслуживающей прежде всего реальное производство и граждан.
Это сохранение сложившихся форм коллективной организации труда и жизни на селе (вопреки директивам из Центраоб их насильственном роспуске) с постепенным переводомхозяйств и сельского населения насовременные рыночные отношения.
Это всемерное развитие и усиление активной регулирующей роли государства в рыночных условиях, содействие установлению выгодных для предприятий и республики хозяйственных связей.
Самостоятельная экономическая политика позволила нам не только быть одним из немногих «доноров» федерального бюджета, но и реализовывать более широкую,по сравнению с федеральной, программу социальной поддержки населения. Мы смогли ввести дополнительные льготы для ветеранов, молодежи,многодетных семей, развернуть широкое строитель-
ство дорог, газопроводов, жилья, учреждений образования, медицины и культуры, асфальтировать сельские населенные пункты, т.е. комплексно повышать качество жизни населения.
Наконец, нам не только удалось защититьот развала и деградации систему образования, науки и культуры, но и создать в этой сфере новые учреждения и структуры, повысить качество их работы. Это позволило обеспечить многообразие и насыщенность духовной жизни Башкортостана,начать планомерное возрождение национальных культурвсех его народов.
Каковы же реальные итоги проводимой нами стратегии развития? Напомню некоторые объективные показатели. На сегодня Башкортостан по объему произведенного валового продукта занимает восьмое место, по объему промышленной продукции - шестое, по производству продукции сельского хозяйства " третье, по инвестициям в основной капитал предприятий - третье, по объемам введенного жилья - третье место в России. Начата реализация Государственной жилищной программы на 1998-2000 годы. Только за первое полугодие 1998 года на социальную поддержку населения выделено более 1 млрд. рублей, несмотря ни на что сохраняются относительно низкие цены на продукты первой необходимости.
Работают школы и учреждения культуры, больницы и санатории.
Конечно, глубокий финансово-экономический кризис, разразившийся во втором полугодии 1998 года в России, не мог не коснуться и Башкортостана. Да, мы также испытываем сегодня значительные трудности. Однако, вопреки утверждениям тех критиков нашего варианта развития, которые обвиняли нас в консерватизме, недостаточной интеграции с крупными российскими и международными финансовыми и промышленными структурами, замедлении хода реформ, мы наглядно видим, что Республика Башкортостан значительно легче переносит общероссийский кризис.
У нас не закрылись и не обанкротились основные промышленные предприятия, не рухнула банковская система. Нет угрозы голода в крупных городах, как в некоторых регионах России из-за развала села и чрезмерного упования на импорт продовольствия. Мы не остановили выплаты по полученным иностранным кредитам, продолжаем расширять и углублять международное экономическое сотрудничество. В республике не нарушилась социальная и общественно-политическая стабильность.
Самое важное - Башкортостан благодаря своей конституционно закрепленной самостоятельности, реализации собственного варианта развития оказался более защищенным и подготовленным к кризисным ситуациям. Он не отброшен назад, а, несмотря на значительные трудности, продолжает реализацию сохраненного и накопленного потенциала реформи-
рования и развития, движение по пути к цивилизованной, социально ориентированной подлинно рыночной экономике.
Разумеется, и у нас много нерешенных проблем, сложных задач. Но здесь многое зависит от федеральной политики и от нашей собственной активности и инициативы, способности реализовать весь потенциал чало-женный в нашей Конституции готовности осваивать реалии рыночной экономики и разумно использовать ее механизмы на благо родной республики и ее граждан. Надеюсь, глубже понять и обсудить эти непростые вопросы поможет и данная конференция.
В сегодняшних условиях мы еще раз убедились в принципиальной правоте избранного нами и закрепленного в Основном Законе республики самостоятельного пути развития. И это вселяет уверенность в то, что мы сумеем преодолеть все удары кризиса и построить процветающий Башкортостан в составе обновленной России.
КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН -ОСНОВНОЙ ЗАКОН ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
М.АЗайцев,
Председатель Государственного Собрания РеспубликиБашкортостан
Пять лет назад у нас произошло событие, историческая значимость которого становится все более весомой. Полномочными представителями многонационального народа Башкортостана " депутатами Верховного Совета была принята новая Конституция республики. Впервые появился самостоятельный Основной Закон, отражающий особенности и интересы нашего края.
Надо сказать, путь к этому не был простым. Не вдаваясь в далекую историю, отмечу лишь, что начавшиеся во второй половине 80-х годов радикальные перемены в стране способствовали росту самосознания многонационального народа Башкортостана. И неслучайно, когда развернулась дискуссия о судьбе Союза ССР, широкий размах приобрело у нас движение за придание Башкортостану статуса союзной республики. В качестве главных аргументов приводились убедительные свидетельства, что мощный экономический потенциал Башкирии используется неэффективно, многие материальные ценности, созданные здесь, неоправданно отправляются за пределы республики. Вовсю бушевали тогда митинговые страсти вокруг проблем экологии, межнациональных отношений. Из-за кризиса в партийном руководстве в республике возник своеобразный вакуум власти. Оказывало свое негативное воздействие и нарастающее противоборство между руководством Союза ССР и Российской Федерации.
В этих условиях Верховный Совет Башкортостана (кстати, впервые демократически избранный) в короткий срок взял под контроль ситуацию, пошел на конструктивный диалог с людьми. Им была определена стратегическая задача - становление реальной государственности Башкортостана. Началась разработка основополагающего документа - Декларации о государственном суверенитете, которая после всенародного обсуждения была принята 11-го октября 1990 года. На следующий же день Верховный Совет образовал Конституционную комиссию, В нее вошли народные депутаты, члены Правительства республики, руководители судебных и правоохранительных органов, гористы, экономисты, политологи, философы. Спустя немногим более двух месяцев, Комиссия представила ряд принципиально важных изменений и дополнений в Основной Закон 1978 года.
Все они были приняты Верховным Советом. В наименовании республики исчезло «автономная», в новой редакции были изложены преамбула и одиннадцать статей, а в четыре статьи вносились существенные изменения/По Закону, принятому 25 февраля 1992 года, изменившему наименование государства, республика стала называться Республика Башкортостан. Изменения и дополнения в действующую тогда Конституцию вносились на восьми сессиях Верховного Совета. Все это нашло свое отражение и в проекте новой Конституции, который дважды публиковался в печати для всенародного обсуждения.
В ходе работы Конституционной комиссии в ее адрес поступило множество предложений и замечаний, уточняющих и развивающих отдельные положения проекта. Тема будущей Конституции постоянно присутствовала и в средствах массовой информации.
Принятию новой Конституции предшествовало еще одно важнейшее политическое событие - первые в истории всенародные выборы Президента Республики Башкортостан. 12 декабря 1993 года подавляющее большинство избирателей доверили этот высший должностной пост бывшему в то время Председателю Верховного Совета Муртазе Губайдулловичу Ра-химову.
Введение института президентства означало радикальный шаг вперед по укреплению государственности Башкортостана, углублению демократизации общества. Не секрет - раньше фактическая власть принадлежала первому партийному лицу в республике, а не избираемому главе государственного органа. Ни о каком волеизъявлении народа тогда не могло быть и речи.
Наряду с избранием Президента принятие новой Конституции явилось важной вехой в становлении реальной государственности Республики Башкортостан. Нынешняя Конституция принципиально отличается от прежних основных законов Башкирской АССР. Те просто воспроизводили в сокращенном виде союзную и российскую конституции. Вместо «СССР» и «РСФСР» лишь вписывалось «БАССР».
В статье 1-й Конституции говорится, что Республика Башкортостан есть суверенное демократическое правовое государство. В дальнейших разделах и статьях конкретизируется эта конституционная норма. Одной из фундаментальных основ правового государств, как известно, является парламенгаризм. На протяжении семи с лишним десятилетий он у нас начисто отвергался, как явление, присущее лишь буржуазным государствам. Но развитие общественных отношений, переход к действенной демократии, сама жизнь привели и нас к парламентаризму.
Парламентаризм включает два фундаментальных постулата;
первый - это разделение властей (законодательная, исполнительная и судебная власть как самостоятельные ветви власти);
второй - наличие профессионального парламента,обладающего определенными прерогативами и полномочиями.
Принципы парламентаризма получили прямое воплощение в нашей Конституции. Их практическая реализация началась с разработки нормативной правовой основы создания будущего Парламента. 2 марта 1994 года был принят Закон «О Государственном Собрании Республики Башкортостан». В нем конкретизировались конституционные положения по организации законодательного (представительного) органа власти, воспроизводились закрепленные в Конституции предметы его ведения.
В Законе «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан» определялись процедура и сроки образования нового законодательного органа. Примечательно, что тогда; когда шло формирование нормативной правовой базы создания Парламента, состоялось подписание 3 августа 1994 года в Москве Договора «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан». Этим историческим документом устранялись всякие возможные препятствия для вступления в действие во всей полноте нашей Конституции.
В легитимно установленные сроки 5 марта 1995 года на альтернативной основе состоялись выборы в Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан. Предвыборная борьба носила довольно острый характер. Так, тогда в Палату представителей на 148 депутатских мест был зарегистрирован 351 кандидат, а в Законодательную палату на 40 депутатских мест - 132 кандидата. С избранием Государственного Собрания Верховный Совет сложил свои полномочия. Начал действовать новый двухпалатный парламент.
В отличие от прежнего Верховного Совета, который собирался 3-4 раз в год, Законодательная палата Государственного Собрания работает на постоянной профессиональной основе. Именно она принимает кодексы и законы. Палата представителей действует на неосвобожденной основе, она одобряет или отклоняет принятые кодексы, законы и иные акты и, по мере необходимости, вносит предложенияоб их изменениях и дополнениях.
С избранием Конституционного суда Республики Башкортостан назначением Уполномоченного по правам человека фактически были созданы все институты правового государства с развивающейся демократией.
Впервые у нас конституционно закреплено; республика имеет самостоятельную систему законодательства, обеспечивающую правовое регулирование всех общественных отношений, кроме тех, которые доброволь-
но переданыпо Договору в ведение Российской Федерации.Развитие этойсистемы идет по следующим приоритетным направлениям:
- законодательство, обеспечивающее развитие экономических, имущественных отношений или иных связанных с ними отношений;
- управление экономическим и социально-культурным развитием;
- рациональное использование и надежная охрана окружающей сре-
ДЫ;
- эффективная деятельность правоохранительных и судебных органов республики; .
- международные и межреспубликанские договоры и соглашения.
Мы стремимся, чтобы принимаемые законы и иные нормативные акты не противоречили Конституции.
Важным фактором слаженной эффективной правотворческой работы нашего парламента служит тесное конструктивное взаимодействие депутатов обеих Палат как между собой, так и Государственного Собранияв целом с Президентом, Правительством и другими властными структурами.
Главные ориентиры нашей законодательной деятельности определяются прежде всего в ежегодных Посланиях Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию. В Посланиях излагается целостная система целей, задач и приоритетов государственной политики по дальнейшему развитию республики.
Система законодательства у насопирается на ее кодификацию.В этой связи принятЗакон «О Сводезаконов Республики Башкортостан». Сегодня наша нормативная база включаетв себя 16 кодексов и 335 действующих законов, сотни других актов.
Однако жизнь требует принятияновых законов, в том числе и предусмотренных Конституцией, таких, как законы о языках, о гражданстве. До сих пор у нас нет Комитета парламентского контроля, образование которого заложено в нашем Основном Законе. Конституция, как говорят,неикона. Некоторые ее положения и нормы нуждаются в изменениях и уточнениях. Этоуже задача будущего. Впереди у нас ответственная политическая кампания - выборы в Государственное Собрание. Для их проведения создана необходимая правовая и организационная база. Обновлен Кодекс Республики Башкортостан о выборах, в печати опубликованы описания границ 72 избирательных округов Палаты представителей и 30 избирательных округов Законодательной палаты, календарныйплан основныхмероприятий по подготовке и проведению выборов.
Важно, чтобы депутатами стали достойные люди, компетентные, искренне болеющие за судьбу многонационального народа Башкортостана. Надеемся, что будущий состав Государственного Собрания сохранит преемственность в законодательной деятельности, успешно продолжит нача-
тое, обогатит нормативную правовую базу, опираясь на испытанный и надежный фундамент - Конституцию Республики Башкортостан.
Правда, еще находятся отдельные политики, склонные брать под сомнение необходимость создания субъектами Федерации самостоятельной системы законодательства. Им бы хотелось приостановить, а может и вовсе прекратить активную законотворческую деятельность в республиках. Но такой подход противоречит положениям Федеративного договора и статьям 5, 11, 73, 76, 77 Конституции Российской Федерации.
Несостоятельны и попытки противопоставить федеральные законы республиканским. К примеру, иногда говорят и пишут, что в Башкортостане якобы федеральные законы не действуют, так как верховенствуют только республиканские законы. Это явная фальсификация реального положения. Согласно действующим конституционно-правовым и иным законодательным актам у нас действуют как республиканские, так и федеральные законы, если они приняты по вопросам, переданным по Договору в ведение Российской Федерации или же находятся в совместном ведении.
Другими словами, на территории Республики Башкортостан верховенствуюткак республиканские, так и общефедеральные законы, но при условии принятияих в пределах предметов ведения соответственно Республики Башкортостан, Российской Федерации илиже совместного ведения.
Сегодня и в Центре и в регионах все большее внимание уделяется проблемам федерализма. Эйфория унитаризма проходит. Тех, кто хотел бы нажить себе политический капитал на спекуляциях «о единой и неделимой», значительно поубавилось. Отрадно, что в Администрации Президента Республики Башкортостан и в Государственной Думе идет поиск оптимальных взаимоотношений с субъектами Федерации.
В феврале 1998 года Государственная Дума провела парламентские слушания по вопросам федерализма,на которых мне довелось выступить-Их участники были единодушны в одном: не допустить развала России, сохранить ее целостность. Федерализм - дело деликатное и к проблемам егоразвития следует подходить взвешенно и осторожно.
Не могу не сказать добрых слов в адрес Конституционного суда Российской Федерации, который специально рассматривал вопрос, связанный с нашей Конституцией и некоторыми законами Республики Башкортостан. Было принято взвешенное решение, которое позволяет нам привести в соответствие с федеральным законодательством отдельные правовые нормы.
Мы глубоко убеждены: формирование нового государственного статуса Башкортостана и обновление России - процессы взаимосвязанные, Опираясь на общедемократические преобразования в стране, наша республикас самого начала сумелазаконодательно закрепить свое видение
развития Башкортостана в составе России, определила перспективы своих отношений с Федерацией. Их суть заключается в последовательном обеспечении конструктивного и гибкого сочетания суверенитета Федерации и суверенитета республики как ее субъекта, интересов Республики Башкортостан с общегосударственными интересами Российской Федерации. Это обстоятельство диктует необходимость внесения изменений и дополнений а нашу Конституцию.
Мы не представляем себе развитие Башкортостана как государства вне Российской Федерации. Нам суждено жить в общем доме - России, находиться в едином правовом, экономическом и духовном пространстве. Проблемы, с которыми сегодня сталкивается федеральный центр, оказывают серьезное воздействие на все процессы, происходящие в Башкортостане. Это со всей очевидностью подтвердил разразившийся после 17-го августа кризис. Он ао многом осложнил у нас проведение экономических реформ. В нынешних условиях заслуживают всяческой поддержки предпринимаемые Правительством Российской Федерации во главе с Е.М.Примаковым меры по выходу из создавшегося трудного положения.
В стране наметилась тенденция консолидации здоровых политических сил, выступающих за возрождение России как великой державы. В субботу в Москве состоялся учредительный съезд общественно-политического объединения «Отечество», в работе которого приняла участие и делегация от Башкортостана. Это объединение, лидером которого единогласно избран мэр Москвы Ю.М.Лужков, намерено активно участвовать в выборах в Государственную Думу и в выборах Президента Российской Федерации. Так что становится виден, образно говоря, какой-то просвет в конце тоннеля.Все мы твердо верим, наша многонациональная Отчизна займет свое достойное место в мировом сообществе,В этом главныйсмысл нашей законодательной деятельности.
Реализуя положения нашей Конституции, совершенствуя государственность республики, мы последовательно придерживаемся четкой позиции - политически стабильный, экономически развитый и духовно богатый Башкортостан есть весомый вклад в укреплениевсего Российского государства,