Ответственность органов местного самоуправления в РФ

74. Муниципальная служба в РФ: понятие, цели и задачи, принципы организации, соотношение с государственной службой.

75. Процесс государственного и муниципального управления: понятие, общая характеристика основных стадий и операций.

ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ - деятельность объединённых в определённую структуру субъектов управления, направленная на достижение стоящих целей путём реализации функций управления, а также применения соответствующих принципов и методов управления.

При этом в рамках данного процесса реализуются следующие общие функции управления: организация, планирование, регулиро-вание, кадровое обеспечение и контроль. Названные функции явля-ются общими для всех видов социального управления, однако их реализация в сфере ГиМУ имеет определённую специфику.

В то же время в рамках проводимых в настоящее время административных реформ решается вопрос о внедрение в процесс ГиМУ некоторых механизмов, технологий и процедур, применяемых при управлении крупными бизнес-структурами.

ПРОЦЕСС ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УПРАВЛЕНИЯ- представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность, связанную с реализацией государст-венно-властных полномочий субъектами публичной власти и регламентированную юридическими нормами, вследствие чего происходит непосредственная смена общественных состояний, событий и явлений. Иными словами, в процессе государственного (муниципально-го) управления выполняется определенная совокуп-ность действий, приводящая к желаемой динамике управленческих результатов. В частности, проводятся в жизнь принятые законы и политика, провозглашаемая высшей публичной властью.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ГиМУ- проявляются, прежде всего, в конкретных целях, методах оценки результатов управления, способах и формах отчётности, процедурах контроля, ответственности и системе стимулов.

Специфика управления в интересующей нас сфере обычно характеризуется такими терминами как «администрирование» и «бюрократия». При этом ключевыми характеристиками такого управления являются:

- строгое следование субъекта управления требованиям соответствующих нормативных актов;

- деление госслужащих на тех, кто отдаёт распоряжения и тех, кто их реализует;

- концентрация власти и политической воли у субъекта управления;

- ограничение свободы усмотрения субъекта управления;

- административный контроль;

- в значительной степени авторитарный стиль управления.

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ГиМУ:

1. Организация. В сфере ГиМУ она основана на иерархической структуре и определённых администра-тивных процедурах. По указанной причине в сфере ГиМУ складывается административно-бюрократический стиль управления.

2. Планирование. В сфере ГиМУ оно обычно основано на целях, поставленных вышестоящими органами власти, а в конечном счёте исходит из потребностей и интересов населения соответствующей страны.

3. Регулирование. Управленческая деятельность в сфере ГиМУ весьма подробно регулируется правом, причём по принципу «разрешено только то, что разреше-но законом». Однако, в отношении субъектов экономи-ческой деятельности, например, используется налоговое, валютное и иные виды экономического регулирования.

4. Кадровое обеспечение. Подбор, оценка и расстановка, аттестация, подготовка, переподготовка и повышение квалифика-ции кадров государственной службы, а также формирование кадрового резерва и работа с ним обычно осуществляются в соответствии с законом и на плановой основе. При этом мотивация в сфере ГиМУ в меньшей степени основана на материальных стимулах, а в большей степени базируется на представлениях о престиже госслужбы, важности выполняемой работы, стабильности положения госслужащих, возможности их карьёрного роста и т.д.

5. Контроль. В сфере ГиМУ он осуществляется вышестоящими органами власти и со стороны управляемого общества, имеет более широкий и более объемлющий характер, чем в коммерческой организации. В рамках проводимой во всех развитых странах административной реформы предпринимаются попытки выработать количественно измеряемые показатели результативности деятельности субъектов публичного управления для повышения объективности и эффективности общественного контроля за деятельностью госаппарата.

Наши рекомендации