Дитятин Н. И. Верховная власть в России XVIII .столетия // Русская мысль. 1881. Кн. 4. С. 23
ГКррф М. А. Материалы >и >черты к биографии императора Николая I и к ис тории его царствования: Рождение и первые двадцать лет жизни (1796—1817 гг.) // Сб. РИО. СПб., 1896. Т. 98. С. 20.
,194
нужную монархическую екзекутивную власть по обширности государства, с преимуществом той вольности, которая нужна каждому состоянию для предохранения себя от деспотизма или самого государя или частичного чего-либо. Сие все полагается уже вследствие установления и учреждения порядка наследства, без которого ничего не может, которой и есть закон фундаментальный».6
♦ ♦ *
Как уже отмечалось, закон о престолонаследии был принят после прихода Павла I к власти, но продолжения в других «фундаментальных» законах не получил. Н. Я. Эйдельман справедливо заметил, что хотя Павел и разделял внушаемые ему Паниным и другими советниками конституционные идеи, но в его сознании они каким-то образом уживались с идеями типично «самодержав-но-централизаторскими». Именно так можно интерпретировать составленную в 1774 г. записку Павла «Рассуждения о государстве вообще относительно числа войск, потребных для защиты оного и касательно обороны всех пределов», так же как и многие другие проекты цесаревича.7 В них, как и во всей гатчинской «модели жизни», отчетливо выражены идеи ужесточения дисциплины, введения строгой регламентации, «непременного порядка», усиления полицейского начала. Так сложился жизненный путь Павла Г, что он большую часть жизни прождал, волнуясь, своей «очереди» на трон и к моменту вступления на престол растерял все свои прекраснодушные идеи конституционного устройства, продиктованные мыслями Панина и желанием делать добро. Став самодержцем, он начал осуществлять «гатчинский» вариант преобразований, строить не «царство разума и закона», о котором они так много говорили с Н. И. Паниным, а грубое «екзекутивное» государство. Не нужно упрощать личность самого Павла I, видеть в нем романтического адепта конституционалистов. Известно, что генерал П. И. Панин долго размышлял перед тем, как вручить наследнику престола составленный его братом перед самой смертью в 1783 г. проект конституционной реформы. Сочинения Павла Петровича на эту тему казались П. И. Панину «больше одним желанием к доказательству превосходности своей в авторских мудрствованиях, нежели существительном сердечном примышлении к истинному благу».8
Основой всего Павел I считал армию, и, став императором, он с реформы армии и начал. Очевидно, что екатерининская армия при всех ее блестящих победах нуждалась в преобразованиях, естественных улучшениях, связанных с самим существованием армии как живого, развивающегося организма. Однако армейские преобразования Павла I не касались ни социальных (рекрутчина), ни тактико-стратегических аспектов. Они коснулись внешней стороны армейской жизни, привели к наведению порядка в строевой
6 Цит. по.: Сафонов М. М. Конституционный проект ... С. 266.
7 Эйдельман Н. Я. Грань веков. М., 1982. С. 44.
8 Сафонов М. М. Конституционный проект... С. 279.
подготовке, разработке новых уставов, улучшению материального довольствия войск, ужесточению дисциплины, ликвидации процветавшего в полках произвола офицеров, казнокрадства, беспорядков, формализма в отношении службы. Но при этом пресечение «распущенности» (по словам Павла I) в армии осуществлялось непривычно жесткими, чрезмерно строгими, весьма поспешными' мерами, что производило крайне тягостное впечатление на армию и общество, было сопряжено с новыми злоупотреблениями, насилием, оскорблениями и репрессиями. Борьба с «распущенностью» означала прежде всего ущемление дворянства, которое, по принятой после Петра I традиции, записывалось (ради выслуги лет и званий) в полки с младенчества, а также получало длительные, фактически бессрочные отпуска. С этой практикой Павел I решительно покончил.
Но в борьбе, которую император повел с трехлетними сержантами — «нетчиками» и пожизненными отпускниками была заложена цель ббльшая, чем просто достижение порядка в армии или фанатичное желание изжить «потемкинский дух». Для Павла I была неприемлема сама сословная свобода, которой, благодаря реформам Екатерины II, пользовались дворяне. Утверженное законом право дворянина служить или не служить казалось Павлу I оскорбительным, рассматривалось как продолжение той «распущенности», которую он видел при дворе. И за этим стоял не просто каприз, а иная, чем у Екатерины II, система взглядов на социальный строй и внутреннюю политику.
Идеи Павла I о соотношении свобод и службы так же силлогич-ны, как и идеи Никиты Панина о «фундаментальных законах»: 1. Замеченные в армии «распущенность», «разврат по службе» и непорядки — во многом следствие злоупотребления свободами и привилегиями, предоставленными Екатериной II дворянству. 2. Свободами и привилегиями может пользоваться только просвещенный, сознательный человек. 3. Сознательный же, просвещенный дворянин понимает, что привилегии и обязанности тесно связаны между собой и, думая о процветании Отечества и служении престолу, он никогда не злоупотребит своими вольностями. Следовательно, такой дворянин прилежно служит, а злоупотребляющий этими привилегиями — недостойный их бездельник.
Эта по-своему вполне-логичная схема с неизбежностью приходила в противоречие с екатерининской схемой развития гражданского, сознательного общества через сословные привилегии, свободы, права. Итогом конфликта идей стала политика Павла I, нацеленная на сворачивание перспективной сословной программы Екатерины И. Это проявилось как в фактической ликвидации свободы дворян служить, в отмене дарованной им Екатериной II свободы от телесных наказаний, в сужении полномочий дворянских выборных органов с последующей в 1799 г. отменой губернских выборов дворянства, так и в ограничении системы сословного управления у купечества и мещан.
Развитием идей Павла I стала переориентация всей системы управления и внутренней политики. В системе управления при Павле I преобладающее значение приобретает административный,
бюрократический момент. Именно бюрократами заменяются дворянские выборные должности, губернаторы получают большую административную свободу за счет прав сословий, управление начинает осуществляться по военно-полицейскому принципу. Тогда же наносится серьезный удар по складывавшейся системе нового суда, которая подменяется администрированием чиновников и полицейских. В этих условиях ни о какой планируемой Екатериной II реформе Сената уже не могло идти речи, как и вообще о расширении принципа сословного управления. Административные меры осуществлялись, как и в армии, поспешно, грубо, приводили к возрастанию в управлении роли не «твердоустановленного» закона, а администратора, полиции, политического сыска, доносительства. Это неизбежно плодило злоупотребления, нелепости и неразбериху.
Важно заметить, что многочисленные и подчас доведенные до абсурда полицейские мероприятия Павла I возникли не на голом месте, не были импортированы из королевства Фридриха II, перед которым Павел I преклонялся. Полицейское начало, «регулярность» входили в идеологию самодержавия XVIII в., являлись ее непременным элементом и проявлялись — разумеется, с разной полнотой — при всех правителях. То же самое можно сказать и о сыске, и о доносах. Если Павел I запрещал употреблять слова «курносый» или «Машка», то Екатерина II знаменита «гонениями» на названия реки Яик и станицы Зимовейской — мест, связанных с Пугачевским восстанием. Павел I запрещал танцевать вальс, носить круглые шляпы, а Екатерина II, пытаясь добиться тишины в церкви, издала указ о вешании на болтунов, несмотря на их чины и звания, цепей и ящика для милостыни. И во многом другом Павел I был продолжателем дел своих предшественников. Он впервые стал награждать церковных иерархов светскими орденами, но это логично вытекало из всей церковной политики самодержавия, которая была с петровских времен направлена на превращение церкви в государственную контору с чиновниками в рясе, которых можно было наказывать и награждать. Да и в системе управления, и во внутренней политике Павла I было много схожего с тем, что делалось до него. И Екатерина II, и Павел I в теории и практике управления исходили из опоры на доверенных, лично преданных людей. Если при Екатерине II огромную роль в управлении играл генерал-прокурор Сената Вяземский, то Павел I усилил роль своего генерал-прокурора А. А. Беклемишева. Как и Екатерина II, Павел I последовательно и жестко проводил личное, «министерское» начало в управлении. Он восстановил коллегии, но не для возрождения принципа коллегиальности, а для превращения их в разновидность министерств. От упраздненных екатерининских наместников власть переняли губернаторы, особые управители, наделенные, как А. А. Аракчеев или Н. П. Архаров, гигантской властью в пределах, определенных поручением императора. В итоге ту систему единоличной власти, которую сумела сохранить Екатерина II, усилил ее сын.'
9 Шильдер И. К. Император Павел I: Историко-биографический очерк. СПб., 1901; Клочков М. Н. Очерки правительственной деятельности времени Павла I. Пг., 1916.
В конце XVIII в. оказалось, что не изжила себя и популярная в начале века концепция «отца Отечества» — заботливого и мудрого, сурового и справедливого патриархального Хозяина. Как Петр Великий, Павел I вникал в разнообразные мелочи жизни, выравнивая их по нормам «регулярности» и полицейского порядка, а также по собственному разумению. Социальная политика Павла I была не только негативной реакцией на сословную реформу Екатерины II, но и возвратом к старинным началам равенства всех государственных рабов перед одним господином. Носитель высших ценностей государственной власти, думающий только о благе народа в целом, император смотрел на людей как на одинаково подвластных ему подданных, которых при необходимости можно пороть, отправлять в Сибирь, лишать собственности, чинов, наград, невзирая на их звания, чины, происхождение и уж, конечно, «фундаментальные» сословные привилегии.
Этим объясняется и противоречивость его политики в отношении разных групп населения. Как справедливый отец он сурово заставлял дворян служить, но вместе с тем заботился об их благосостоянии: в декабре 1797 г. учредил государственный вспомогательный банк для разорившихся помещиков, а самое главное—в обилии раздавал помещикам государственных крестьян, причем за четыре года своего царствования раздал крестьян так много, как его мать не смогла раздать за десятилетия. При этом, пользовавшийся уважением народа как государь, «строгий» к дворянам, он считал, что все казенные земли нужно раздать помещикам: они, по его мнению, лучше заботились о крестьянах, чем казенные управители, да к тому же были даровыми полицмейстерами.10 Заботился он и о чистоте дворянского сословия, исключив указами 1798 г. из армии всех офицеров, выслужившихся не из дворян. Такой же внешне противоречивой была и политика в отношении крестьянства. Знаменитым указом 5 апреля 1797 г. он рекомендовал ограничить барщину тремя днями, другими указами запрещал продавать дворовых и крестьян без земли, но одновременно издавал указы, распространившие крепостничество на Новороссию и Дон.
Но все же, при общности ряда политических принципов с предшествующими режимами, правление Павла I — по своему стилю, приемам, методам — казалось необыкновенно деспотичным, неоправданно жестоким, привело русское общество в состояние страха и растерянности. Павел I утратил чувство реальности, усилилась его изоляция, что открыло путь к заговору и развязке — перевороту и убийству императора 12 марта 1801 г. Получилось так, как он сам и писал в 1783 г.: «...деспотизм, поглощая все, истребляет, наконец, и деспота самого».11
10 Семевский В. И. Крестьянский вопрос в России в XVIII и первой половине
XIX века. СПб., 1888. Т. 1. С. 233.
11 Сафонов М. М. Конституционный проект... С. 266.