Электронная цифровая подпись
При реализации права на доступ к информации важно обеспечить, чтобы получаемая информация была достоверной, полной и ее подлинность при дальнейшем использовании не вызывала ни у кого сомнения. В связи с возрастающим хранением и использованием информации, в том числе ограниченного доступа в электронном виде, все чаще применяется понятие электронного документа.
Одним из распространенных в мире средств подтверждения подлинности «электронного документа» является электронная цифровая подпись. В российском законодательстве - впервые в Гражданском кодексе Российской Федерации - использование электронной цифровой подписи допускается при совершении сделок, но лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Электронная цифровая подпись (ЭЦП) - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе (ст. 3 Федерального закона «Об электронной цифровой подписи»).
Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования.
ЭЦП в электронном документе юридически равнозначна собственноручной подписи человека в документе на бумажном носителе при одновременном выполнении следующих условий:
- сертификат ключа ЭЦП не утратил силу (действует);
- подтверждена подлинность ЭЦП в электронном документе;
- ЭЦП использована в отношениях, в которых имеет юридическое значение.
К основным субъектам права здесь относятся пользователи информационной системы, обладатели ЭЦП, удостоверяющие центры и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
С момента создания закрытого ключа ЭЦП и регистрации открытого ключа ЭЦП (получения сертификата ключа подписи) пользователь становится обладателем ЭЦП. Пользователь информационной системы может быть обладателем любого количества ключей ЭЦП, имеющих одинаковое или различное значение в зависимости от правоспособности их обладателя в отношениях, в которых они используются.
Обладатель ЭЦП обязан:
- использовать ЭЦП в отношениях, указанных в сертификате ключа;
- не использовать для ЭЦП ключи, если ему известно, что эти ключи используются или использовались ранее где-либо;
- обеспечить защиту закрытого ключа ЭЦП в режиме конфиденциальной информации;
- требовать приостановления действия сертификата ключа подписи, если режим конфиденциальности закрытого ключа ЭЦП нарушен.
Государственная тайна
Институт государственной тайны является одним из важнейших инструментов, с помощью которых обеспечивается безопасность государства и достигается защищенность национальных интересов страны.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Для защиты указанных категорий сведений формируется система защиты государственной тайны, представляющая собой совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений и их носителей, а также мероприятий, проводимых названным органами и направленных на предотвращение утечки информации и несанкционированного доступа к ней.
Ст. 5 указанного Закона определяет перечень сведений, составляющих государственную тайну. К ним, в частности, относятся сведения:
- военной области - о содержании стратегических и оперативных планов; о планах строительства Вооруженных Сил РФ, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники; о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей;
- области экономики, науки и техники - о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям; о силах и средствах гражданской обороны; об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках вооружения, военной техники и другой оборонной продукции; об объемах запасов, добычи, передачи и потребления стратегических видов полезных ископаемых;
- области внешней политики и экономики - о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; о финансовой политике в отношении иностранных государств, а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
- области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими такую деятельность; о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими.
Круг сведений, составляющих государственную тайну, конкретизируется в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденном Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г.
Меры по защите государственной тайны относятся к мерам государственного принуждения. Их можно разделить на две группы:
- профилактические меры, в основном административно-предупредительные;
- меры ответственности.
Устанавливается три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну:
- к сведениям особой важности;
- секретным сведениям;
- совершенно секретным сведениям.
Для лиц, допущенных к государственной тайне, могут быть установлены ограничения следующих конституционных прав:
- права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;
- права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;
- права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.
Коммерческая тайна
Согласно п. 1 ст. 139 Гражданского кодекса РФ информация составляет коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Под коммерческой тайной согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне» понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Согласно п. 2 ст. 3 указанного закона информация, составляющая коммерческую тайну, — это научно-техническая, производственная, финансово-экономическая или иная информация, в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.
Из этого определения вытекают юридически значимые признаки информации, наличие которых придает ей режим коммерческой тайны. Такими признаками выступают:
- неизвестность информации третьим лицам;
- недоступность информации третьим лицам.
Коммерческую тайну могут, например, составлять сведения о производстве, управлении, планах развития, финансах, рынке, партнерах, переговорах, контрактах, ценах, научно-технических достижениях, безопасности предприятия, объединения.
Перечень сведений, которые не могут находиться в режиме коммерческой тайны, определен в ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне».
Обладателями права на коммерческую тайну могут быть как физические, так и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
Разглашение коммерческой тайны влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.