Гражданский кодекс Франции

ИГПЗС

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Государство и право нового и новейшего времени

Образование США

1. Война за независимость североамериканских колоний. Принятие «Декларации независимости» и «Статей конфедерации».

2. Общая характеристика Конституции США.

3. Система государственных органов по Конституции США:

4. Американский федерализм.

5. Билль о правах.

Источники

Кислица Н.А. Американская революция XVIII в. – М., 1968.

Литература

Боботов С.В., Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. – М., 1996.

Бэррес Р. Конституция США. – М., 1995.

Война за независимость и образование США / Под ред. Г.Н. Севостьянова. – М., 1976.

История США: В 4-х т. / Гл. ред. Г.Н. Севостьянов. – М., 1983. – Т. 1.

Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. – М., 1984.

Политическое значение Конституции США 1787 г. и борьба за ее ратификацию. Билль о правах 1789 г. // История буржуазного конституционализма ХVII–ХVIII вв. / Отв. ред. В.С. Нерсесянц. – М., 1983.

Согрин В.В. Основатели США: исторические портреты. – М., 1983.

Согрин В.В. Принятие конституции США: мифы и реальность // Новая и новейшая история. – 1987. – № 2.

Становление американского государства / Под ред. А.А. Фурсенко. – СПб., 1992.

Фурсенко А.А. Американская революция и образование США. – Л., 1978.

Черниловский З.М. От Декларации независимости до «Билля о правах» // Труды ВЮЗИ. – М., 1977. – Т. 43.

Методические рекомендации

На занятии изучается процесс становления государственности в США посредством последовательного анализа основных документов американской революции XVIII в.: «Декларации независимости», «Статей конфедерации», Конституции, «Билля о правах».

1. В этом вопросе ответ следует начать с выяснения причин американской революции, проходившей в форме Войны за независимость. В чем была специфика социально-экономического и политического развития английских колоний в Северной Америке? Какую политику в отношении своих колоний проводила метрополия? Какова была идеологическая и организационная подготовка революции? Уместно будет здесь же рассмотреть вопросы, которые решались на Первом, Втором и Третьем континентальном конгрессах.

Далее следует перейти к характеристике «Декларации независимости» 1776 г. Какие смысловые части можно выделить в этом документе? Какие положения он закреплял? Учреждал ли он какие-либо государственно-правовые институты? Завершая характеристику документа, следует указать на его, с одной стороны, прогрессивное значение и важное место в процессе борьбы за независимость, а с другой – на весьма умеренный характер, что объясняется спецификой движущих сил революции.

«Статьи конфедерации и вечного союза» (1781 г.), подготовленные и принятые в ходе войны, стали следующим серьезным шагом на пути становления американской государственности. Какие цели перед собой ставило новое государственное образование? Какова система органов конфедеративной власти? Почему Конфедерация довольно рано обнаружила свою неэффективность в решении насущных задач, стоящих перед штатами?

2. Общую характеристику Конституции (1787 г.) следует начать указания на факторы, способствовавшие ее принятию. Этот вопрос представляется очень важным, т.к. далеко не все лидеры революции выступали за создание на территории 13 штатов единого государства. Выяснив наиболее острые вопросы, обсуждавшиеся в ходе разработки и ратификации Конституции, необходимо определить содержание основных принципов, легших в основу Конституции: республиканизм, федерализм, разделение властей (в сочетании с механизмом «сдержек и противовесов»), судебный конституционный контроль. В научной литературе нет однозначной оценки Конституции США. Студентам предлагается самостоятельно и взвешенно ответить на вопрос, являлась ли Конституция документом демократическим и революционным или, наоборот, узко-классовым, буржуазным документом, «шагом назад» по сравнению с «Декларацией независимости» и конституциями штатов.

3. Систему органов государственной власти следует представить в виде схемы так, чтобы она отражала заложенные Конституцией систему разделения властей, механизмы взаимодействия и взаимного сдерживания ветвей власти. Рассмотрение отдельных органов власти следует вести в соответствии со следующим планом.

а). Президент и федеральная исполнительная власть. Полномочия президента, его взаимодействие в конгрессом и Верховным судом. Порядок избрания президента: активное и пассивное избирательное право, сущность двухступенчатой системы выборов. Место и значение вице-президента в структуре исполнительной власти и государственном механизме.

б). Конгресс и федеральная законодательная власть. Структура и порядок формирования конгресса. Статус палат. Законотворческий процесс. Импичмент.

в). Верховный суд и судебная система. Порядок формирования Верховного суда, его полномочия, место в системе разделения властей. Особенности судебной системы США.

4. Конституционные основы взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти штатов следует проследить, опираясь на разд. 8 ст. 1, ст. 4, 6 Конституции, поправку Х к Конституции. В чем заключается «дуалистический» (двойственный) характер американского федерализма?

5. При рассмотрении этого вопроса необходимо прежде всего обратиться к истории принятия «Билля о правах» (первых десяти поправок к Конституции). Следует обратить внимание, в первую очередь, на поправки I, IV–VIII, которые закрепляют личные права и свободы граждан, а также судебно-процессуальные гарантии их реализации.

Гражданский кодекс Франции

1. Общая характеристика памятника.

2. Субъекты частного права.

3. Вещное право.

4. Обязательственное право.

5. Семейное и наследственное право.

Источники

Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона) / Под ред., предисл. А.С. Довгерта; пер. с франц., комм. В.Н. Захватаева. – Киев, 2006.

Литература

Аннерс Э. История европейского права / Пер. со шведск. – М., 1994. – С. 245–250.

Боботов С.В. Наполеон Бонапарт: реформатор и кодификатор. – М., 1998.

Давид Р. Основные правовые системы современности. – М., 1988.

Дюги Л. Общие преобразования гражданского права со времен Кодекса Наполеона. – М., 1919.

Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. – М., 1989.

Морандьер Л.Ж. де ла. Гражданский кодекс Франции. В 3 тт. – М., 1956–1960.

Нарышкина Р.А. Источники гражданского и торгового права буржуазных стран. – М., 1965.

Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2 тт. / Пер. с нем. – М., 1998. – Т. 1. Основы.

Методические рекомендации

Французский гражданский кодекс 1804 г. (Code Civil Francais, далее – ФГК) признан образцом для кодификации гражданского права в разных странах мира. Целью данного занятия является выявление на примере крупнейшей кодификации XIX в. основных закономерностей развития западноевропейского права нового времени, изучение приемов и методов систематизации правовых норм, анализ источников, принципов и основных институтов частного права Франции XIX в.

1. При ответе на первый вопрос следует осветить социально-экономические и политические условия принятия ФГК, историю его разработки. Каковы основные причины принятия кодекса? Почему комплексная кодификация стала возможной только при Наполеоне? Необходимо рассмотреть источники, на которых базировался кодекс, особенности институциональной системы его построения.

2. При характеристике субъектов права по ФГК (кн. I) следует в первую очередь обратить внимание на отсутствие в нем понятия юридического лица. С чем это связано? Характеризуя статус физического лица, следует подчеркнуть важность закрепления принципа юридического равенства, связь гражданства с наделением личности определенными правами. Необходимо также раскрыть условия приобретения и утраты гражданства (т.н. «гражданская смерть»), дать характеристику правоспособности и дееспособности граждан.

3. Переходя к характеристике вещного права по ФГК (ему посвящена кн. II), следует дать классификацию вещей («имущества»), определить виды вещных прав. Далее следует остановиться на анализе права собственности*. В чем заключается содержание права собственности, основания возникновения и утраты права собственности, возможности его ограничения? Наконец, в этом вопросе следует подобным образом проанализировать другие вещные права (сервитут, узуфрукт, право пользования и проживания).

4. Прежде всего, в этом вопросе следует определить основания возникновения и прекращения обязательств. Особое внимание необходимо уделить характеристике договорных отношений. В чем суть принципов свободы договора, равенства лиц в договоре, придании сделкам силы закона? Необходимо раскрыть понятие договора, условия его действительности. На примере отдельных статей кн. III ФГК следует рассмотреть виды договоров. В частности, следует отметить особенности договора найма.

5. При анализе правового регулирования семейных и наследственных отношений необходимо в первую очередь определить характер брака, условия его заключения и расторжения, права и обязанности супругов, а также правовой статус детей (в т.ч. внебрачных). Какие в дальнейшем изменения претерпели нормы брачно-семейного права, и с чем это связано?

При рассмотрении вопросов о наследовании (тит. I–II кн. III) следует установить: виды наследования, порядок приобретения наследства, круг наследников и очередность призвания к наследству, основания ограничения наследственных прав. В чем заключается принцип единства наследственной массы? В чем смысл института «обязательной доли» (ст. 913)?

Подводя итоги занятия, следует охарактеризовать уровень юридической техники ФГК, сказать об его исторической судьбе.

Фашизм в Германии

  1. Кризис Веймарской республики и установление фашистской диктатуры в Германии.
  2. Система органов управления в Третьем рейхе.
  3. Формирование репрессивного аппарата, изменение принципов судопроизводства.
  4. Законодательство в социально-экономической сфере.

Источники

Конституции буржуазных стран: Великие державы и западные соседи СССР: В 4-х тт. – М.; Л., 1935. – Т. 1.

Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран. Практикум. Учеб. пособие. – М., 2005.

Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие. В 3 т. – М, 2001. – Т. 3.

Литература

Баев В.Г. «Унитарный» федерализм Веймарской Германии // Современное право. – 2005. – № 1. – С. 65–70.

Бланк А.С. Старый и новый фашизм. – М., 1982.

Галкин А.А. Германский фашизм. Изд. 2-е, доп. – М., 1989.

История фашизма в Западной Европе / Отв. ред. Г.С. Филатов. – М., 1978.

Марченко М.Н. Соотношение законодательной и исполнительной властей в государственном механизме Германии 1930-х гг. // Вестник Моск. ун-та. Серия «Право». – 1994. – №5.

Марченко М.Н. Судебная власть в политической системе Германии 1930–1940-х гг. // Вестник Моск. ун-та. Серия «Право». – 1995. – №1.

Мельников Д.Е., Черная Л.Б. Империя смерти. Аппарат насилия в нацистской Германии. – М., 1987.

Пленков О.Ю. Мифы нации против мифов демократии. – СПб., 1997.

Фашизм и антидемократические режимы в Европе. – М., 1981.

Методические рекомендации

История Третьего Рейха представляет собой один из вариантов тоталитарной альтернативы либеральному (правовому, демократическому) государству, основы которого были заложены на Западе в новое время. На занятии изучается процесс становления и характерные черты фашистского (нацистского) государства и права 1933–1945 гг.

1. При ответе на первый вопрос нужно в первую очередь отметить те социально-экономические, социально-психологические, политические, идеологические факторы, которые крайне обостряли кризисную ситуацию в Веймарской республике, а также те положения Конституции Германской империи 1919 г., которые способствовали росту политической нестабильности, размыванию социальной базы республики и, в конечном счете, установлению фашистского режима в стране.

Далее следует описать приход А. Гитлера к власти в 1933 г., прояснить вопрос о легитимности этого процесса, охарактеризовать первые мероприятия нового правительства. При этом важно иметь в виду следующее. Несмотря на то, что формально Консти­туция 1919 г. продолжала действовать и в период на­хождения нацистов у власти, многие ее принципиальные положения, ка­сающиеся, по преимуществу, структуры органов государственной власти и их полномочий, судебной системы, также прав и свобод человека и граж­данина, предоставления и лишения гражданства, оказались упразднены уже в первый год гитлеровской диктатуры («Указ о защите правительства национального возрождения от ко­варных посягательств» от 21.03.1933, «Закон в целях устранения бедствий народа и государства» от 24.03.1933 и др.).

2. В этом вопросе следует сосредоточиться на выявлении принципиальных изменений формы государства, способов и методов осуществления государственной власти. Для этого нужно обратиться к Законам «Об обеспе­чении единства партии и государства» от 1.12.1933 (с изм. от 8.07.1934), «О переустройстве империи» от 30.01.1934, «О ликвидации Рейхсрата» от 14.02.1934, «О верховном главе Германской империи» от 1.08.1934 и др. Необходимо, в первую очередь, выяснить место и роль НСДАП (НСРПГ) в германской политической системе, характер взаимодействия партии и государства. Далее следует показать круг полномочий фюрера и рейхсканцлера в сфере государственного управления (роспуск рейхста­га, расторжение международных договоров, назначение судей, установление руководящих линий го­сударственной политики, председательство в имперском правительстве и др.). Наконец, в этом вопросе следует осветить изменения в форме правления и разрушение федерального государственного устройства.

3. При характеристике судебной системы Германии следует обратить внимание на деятельность и порядок формирования специальных судов, Народной судебной палаты и других квазисудебных органов. Что можно сказать о реализации в Третьем Рейхе таких принципов, как законность, гласность судебного раз­бирательства, соразмерность наказания за совершенное преступление, пре­зумпция невиновности, соблюдение подсудности и подведомственности при рассмотрении судебных дел и т.д.? В чем сущность «принципа национал-социалистической закон­ности (целесообразности)»?

В этом же вопросе следует осветить систему карательных и военных органов нацистской Германии (СА, СС, Войска СС, Гестапо, КРИПО, Вермахт и др.)

4. При характеристике социально-экономической политики необходимо ответить на ряд важных вопросов. На каких принципах основывалась социальная поддержка населения? Какую позицию нацисты заняли по вопросу о собственности? Каким образом они перестраивали отношения «труда и капитала»? Опираясь на «Закон о порядке национального труда» (20.01.1934) необходимо выяснить, какие ключевые институты донацистского рабочего права ликвидировались, что означает реализуемый на предприятиях «фюрер-принцип».

* Определение права собственности дано в ст. 544 ФГК. Студентам предлагается подумать, в чем состоит внутренняя коллизия (противоречие) этого определения.

Наши рекомендации