Симптом вырождения общества или условие его здоровья?

Вподзаголовке представлены две крайние точки в оцен& ке массовой культуры как общественного явления. Мы уже рассматривали различные точки зрения на массовое общество и «человека массы». Еще более противоречивые позиции проявляются в отношении к массовой культуре. Начнем с аргументов ее критиков. Массовая культура, ти& ражируя образцы элитарной и народной культуры, деваль& вирует их истинную ценность, а кроме того, благодаря ог& ромным возможностям СМИ агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качествен& ной» культуры и в целом резко снижает культурный уро& вень развития общества. Противники массовой культуры подчеркивают, что она нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продук& та. Массовая культура, по оценкам ее критиков, насаждает ложные жизненные ценности. Среди них: приоритет мате& риального благополучия, надежда на случайное обогащение (отсюда многочисленные телешоу с денежными призами), оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства. В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А вос& требованы «человеком массы» такие фильмы, музыка, лите& ратура, изобразительное искусство, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже пороч& ные наклонности.

Однако, как считают многие исследователи, в такого рода резких критических высказываниях происходит логи& ческая подмена: массовая культура подменяется понятием

«плохая культура». Вместе с тем, как уже отмечалось, в массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям.

В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма: массы могут сами оценивать про& изведения искусства и испытывать коллективное наслажде& ние.

Рассмотрим еще один тезис критиков массовой культу&

ры: свойственное ей тиражирование образцов высокого ис&

 
кусства всегда ведет к его опошлению и наносит урон куль&

турному развитию человека.

Представим себе несколько ситуаций: 1) человек в зале консерватории слушает скрипичный концерт Гайдна; 2) те& лезритель смотрит выступление фигуристов, которые выполняют свою программу под музыку Гайдна, при этом музыку великого композитора он слышит впервые; 3) теле& зритель наблюдает за выступлением фигуристов, исполняю& щих свою программу под популярную «попсовую» мелодию. Первый случай иллюстрирует приобщение к классическому искусству, что называется, в чистом виде. Конечно, было бы замечательно, если бы подавляющее большинство людей именно так знакомилось с творчеством выдающихся музы& кантов. Но рассчитывать на это не приходится. Конечно, са& мо по себе выступление фигуристов — массовое зрелище, но музыка великого композитора от этого хуже не становится. И, вероятно, эта ситуация с точки зрения культурного воз& действия на личность более благоприятна, чем в последнем случае.

А может быть, вы думаете иначе? Обсудите в классе про&

блему взаимодействия высокого и массового искусства.

••Основные понятия:народная культура, элитарная куль&

тура, массовая культура, массовое общество, СМИ.

••Термины:желтая пресса, «человек массы», блокбастер,

бестселлер, шлягер.

Проверьте себя

1) Когда и почему закрепилось разделение на народную и элитарную культуры? 2) Чем характеризуется народная культура? 3) Какие художественные явления и жанры ох& ватывает понятие «элитарная культура»? Кто выступает ее основным потребителем? 4) Что включает в себя массовая культура? 5) Назовите и раскройте основные черты массо& вой культуры. 6) Как связаны массовое общество, «человек массы» и массовая культура? Могла ли возникнуть массо& вая культура в нынешнем ее понимании в традиционном об& ществе? Свой вывод аргументируйте. 7) Покажите на кон& кретных примерах влияние технических достижений на развитие массовой культуры. 8) Что было свойственно совет& ской модели массовой культуры? Чем она отличалась от дореволюционной массовой культуры? 9) Чем характеризу& ется современный этап развития массовой культуры в на& шем обществе? 10) Как связаны СМИ и массовая культура?

11) Каковы основные тенденции развития СМИ в постинду& стриальном обществе? 12) Приведите основные аргументы критиков массовой культуры. Какие контраргументы в спо& ре с ними можно использовать?

 
Подумайте, обсудите, сделайте

1. Выдающийся русский композитор П. И. Чайковский говорил: «Ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни было искусство в настоящем смысле этого слова не сущест& вуют для простой забавы: они отвечают гораздо более глу& боким потребностям человеческого общества, нежели обык& новенной жажде развлечения и легких удовольствий». Какие потребности имеет в виду композитор? Разделяете ли вы его позицию?

2. Марк Твен дал такое ироническое определение класси& ческой (высокой) литературы: «Классика — то, что каждый считает нужным прочесть и никто не читает». А каково ва& ше отношение к классике (литературной, музыкальной, изо& бразительной)?

3. Кого, на ваш взгляд, можно сегодня отнести к «лю& дям массы»: 1) представителей среднего класса; 2) марги& нальные и деклассированные слои общества; 3) всех, кроме элиты? Поясните свой ответ.

4. Английский писатель О. Хаксли считал, что причина& ми успеха массовой культуры являются ее узнаваемость, до& ступность, а также постоянное подтверждение «высоких ис& тин». Как вы понимаете последнюю причину? Что могли бы вы добавить в этот перечень?

5. Сравните две позиции современных культурологов по вопросу о влиянии тиражирования на художественную цен& ность произведения искусства: 1) «Тиражирование лишает искусство его ауры; оно становится повседневностью, нераз& личимым фоном жизни, а его восприятие — обыденным действием»; 2) «Знакомство с тиражированными творения& ми культуры не исключает глубокого проникновения в уни& кальную сущность оригинала».

Какая из двух точек зрения представляется вам более убедительной? Почему? Приведите примеры произведений искусства, широко распространившихся благодаря массово& му тиражированию.

6. О том, каким передачам по радио отдают предпочте& ние слушатели столичного региона, говорят следующие по& лученные в одном из недавних социологических опросов данные: музыкальные передачи предпочитают почти 80%, общественно&политические программы слушают постоянно

23% , концерты по заявкам — 2 1 % , образовательные, науч& но&популярные программы — 17%, спектакли и драматиче& ские передачи — 10%, хит&парады — 9%.

Можно ли на основании этих данных сделать вывод, что и наше население отдает предпочтение продукции массовой культуры? Поясните свою точку зрения.

 

7. Какие из выходящих у нас периодических изданий вы отнесли бы к желтой прессе? Почему? Читаете ли вы такие газеты и журналы?

Поработайте с источником

Познакомьтесь с отрывком из работы X. Ортеги&и&Гасета.

Наши рекомендации