Соотношение системы права и системы законодательства, российского и международного права

Система прававыражает объективную структуру, складывается независимо от воли людей. Система законодательстваформируется под влиянием субъективных факторов, воли законодателя, отражает внешнюю форму права.

Система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма, между ними возможно несовпадение.

Система права- это система взаимосвязанных правовых норм, институтов и отраслей права. Система законодательства - это система нормативно-правовых актов, т.е. лишь одного из видов источника права.

Первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства - нпа.

Система права имеет только горизонтальное строение, а система законодательства ещё и вертикальное (иерархическое).

Они различаются по объёму: 1) законодательство не охватывает всего разнообразия даже форм права, например правовых обычаев; 2) в законодательстве записаны не только нормы права, но и иные элементы, например названия и номера статей.

Система права менее динамична, чем система законодательства, которая в большей степени зависит от воли законодателя. С другой стороны нормы права могут измениться и без изменения закона, если например изменилось официальное толкование закона.

Специфика международного публичного права в том, что оно выходит за рамки национальной правовой системы, хотя оно и может составлять её часть. Например, в конституции закреплено, что международные договоры РФ составляют часть её правовой системы и в случае противоречия закона и международного договора применяются правила международного договора. Эта специфика не относится к международному частному праву, которое является одной из отраслей национального права. Другая важная особенность связана со спецификой охраны норм международного публичного права. Раньше считалось, что эти нормы вообще лишены санкций. Теперь точка зрения изменилась. Они охраняются другими государствами и международными организациями.

50. Систематизация нормативных правовых актов: понятие, виды, значение.

Систематизация нормативных правовых актов - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативных актов путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения; это приведение законодательства в определенную систему. Упорядочение нпа, приведение их в единую более-менее сложную систему. Она способствует обеспечению гос.органов, негос.организаций и граждан, необходимой правовой информацией, а также позволяет совершенствовать законодательство, устраняя в нем противоречия, пробелы, множественность и дробность источников правового регулирования. Значение систематизации нормативных правовых актов Необходима для обеспечения: доступности законодательства, удобства пользования законодательством, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Упорядоченное законодательство позволяет хорошо ориентироваться в действующем массиве нормативно-правовых актов: быстро найти необходимый акт, установить его связи с другими актами, выявить изменения, коллизии и т. д. Своеобразие видов систематизации определяется:особенностями предмета правового регулирования; местом нпа в системе законодательства. Работа по систематизации должна выполняться в определенной последовательности и проходить определенные этапы: 3 способа систематизации закодвтельства: 1) сбор необходимых нативных актов; 2) издание различного рода сборников нпа; 3) обьединение совокупности нескольких мелких нпа, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в один укрупнённый акт.Виды систематизации нормативных правовых актов. Учёт нпа; инкорпорация; консолидация; кодификация. Учёт нпа - деятельность по их сбору, хранению, поддержанию в контрольном состоянии. Осуществляется почти всеми гос.органами и МСУ, большинством крупных юридических лиц в целях удовлетворения собственных потребностей в правовой информации. Основная задача-сбор и поддержание нормативных актов в состоянии, позволяющем оперативно находить нужную правовую информацию; учёт нпа предполагает создание поисковой системы для нахождения правовой информации в массиве актов, которые взяты на учёт. Учёт может осуществляться по различным критериям: По правотврческому органу, принявшему акт, по дате принятия, по тематике, по реквизитам нпа. Инкорпорация как вид систематизации нормативных правовых актов Инкорпорация - это вид (способ) систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других изданиях. Различают инкорпорацию: официальную - это упорядочение правовых норм их автором либо иным уполномоченным органом путем издания сборников действующих нормативных актов. Она может осуществляться на основе хронологического («Собрание законодательства Российской Федерации») и тематического («Свод законов Российской Федерации») принципов; неофициальную - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами по своей инициативе без специального поручения и контроля правотворческих органов. На них нельзя ссылаться при применении права (сборники нормативных актов по гражданскому, трудовому и другим отраслям права).Черты инкорпорации: она может носить как официальный, так и неофициальный характер; субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и общественные организации и частные лица; инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систематизации; нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке. Внешняя обработка заключается в том, что: из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие силу, и включаются все последующие (с момента издания акта) изменения; исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний; в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание законодательства или иной нормативный акт. Особой разновидностью собрания законодательства является свод законов, который представляет собой: инкорпорированное издание нормативных актов высших органов власти (законодательной и исполнительной);источник официального опубликования; собрание всего действующего законодательства (инкорпорированного) без какого-либо исключения. Консолидация как вид систематизации нормативных правовых актов Консолидация - это вид (способ) систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования. Черты консолидации: представляет собой своеобразный правотворческий прием (инкорпорация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет);проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов; при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица). Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией. Кодификация как вид систематизации нормативных правовых актов. Кодификация - это такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы. Черты кодификации: представляет собой наиболее сложную и совершенную форму систематизации; по существу является видом правотворчества, поскольку объектом кодификации выступают непосредственно нормы права; кодификацию всегда осуществляют только компетентные государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий; в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, производится периодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок; кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое регулирование (это всегда некая «правовая реформа») и зачастую связана с крупными социальными преобразованиями; результатом кодификации является кодификационный акт, который отличает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединяет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствующее положение среди других отраслевых актов. Кодификационные акты делятся на три вида: основы законодательства, устанавливающие важнейшие модельные нормативные положения определенной отрасли или сферы государственного управления в федеративном государстве; кодекс - комплекс правовых норм, объединенных в одном акте и регулирующих определенную сферу общественной жизни (гражданскую, уголовную и др.); устав, положение - комплексные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом, правительством).

51. Инкорпорация нормативных правовых актов: понятие, виды и их характеристика.

Инкорпорация – это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке. Инкорпорацией могут заниматься как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную. Виды Инкорпорации нормативных правовых актов- Официальная инкорпорация предполагает принятие унифицированных сборников и собраний, а также инкорпорированных актов теми органами, которые издали эти акты. Данная инкорпорация осуществляет подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специальными, уполномоченными на такую деятельность государственными органами. Полуофициальная -проведенная гос. Органом по заданию правотврческому органа, но без последующего официального одобрения. Неофициальные систематические собрания формируются различными ведомствами, научными и учебными заведениями, а также частными лицами без поручения и контроля правотворческого органа. Результатом могут являться сборники законов и иных нпа, собрание законодательства, свод законов. Предметная инкорпорация – это такой вид систематизации, который позволяет выделить действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорация является результатом глубокого изучения и анализа материала, который объединяют по отраслевому признаку. Хронологическая- нпа располагаются по времени принятия.Черты инкорпорации: она может носить как официальный, так и неофициальный характер; субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и общественные организации и частные лица; инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систематизации; нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке.

52. Кодификация: понятие, виды и их характеристика.

Кодификация как вид систематизации нормативных правовых актов. Кодификация - это такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы. Обычно в юридической литературе и практике различают несколько видов кодификации. 1. Первый вид - это всеобщая кодификация, под которой понимается принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и, как следующий этап, создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов типа «кодекса кодексов» (например, свод законов того или иного государства) 2. Отраслевая кодификация, охватывающая законодательство той или иной отрасли (например, уголовный или гражданский кодексы) 3. Специальная (комплексная) кодификация - это издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (например, таможенный кодекс, кодекс торгового мореплавания, кодекс об административных правонарушениях, и т.д.).Выделяют три основные виды кодификационных актов: 1. Основы законодательства - это нормативно - правовой акт, устанавливающий важнейшие положения определённой отрасли права или сфера государственного управления; 2. Кодекс - наиболее распространённый вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Уголовный кодекс, Таможенный кодекс и т.д.) Кодекс (кодифицированный акт) - это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений. 3. Устав, положение - это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом или правительством). Для кодификации характерны следующие черты:1) она представляет собой наиболее сложную и совершенную форму систематизации;2) по существу является видом правотворчества, поскольку объектом кодификации выступают непосредственно нормы права;3) кодификацию всегда осуществляют только компетентные государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий;4) в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, производится периодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок;5) кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое регулирование (это всегда некая «правовая реформа») и зачастую связана с крупными социальными преобразованиями; 6) результатом кодификации является кодификационный акт, который отличает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединяет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствующее положение среди других отраслевых актов.

53. Правовые отношения: понятие, признаки и юридические предпосылки возникновения.

Правовые отношения – возникающие на основе норм права, волевые общественные отношения, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. Правовая форма общественных отношений, разновидность общественных отношений. Правовыми становятся те отношения, которые урегулированы нормами права или возникают на основе общих принципов права. Возникающее на основе норм права, волевое общественное отношение, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные и охраняемые государством.

Признаки правовых отношений:

1. Разновидность общественных отношений-это связь между людьми, возникающая в связи с необходимостью удовлетворения материальных, духовных интересов и потребностей его участников.

2. Носят волевой характер - воля-это способность индивида осознавать свои действия, руководить ими, предвидеть их последствия.

3. Как правило, возникают на основе норм права-в норме права закреплена воля государства.

4. Характеризуются наличием у сторон субъективных прав и юридических обязанностей.

5. Осуществление субъективного права и исполнение юридической обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения.

Предпосылки возникновения правовых отношений:

1. Социальные предпосылки – фактические отношения и связи, возникающие в обществе и объективно требующие урегулирования правом.

2. Юридические предпосылки – совокупность условий, без которых общественные отношения не могут стать правовыми.

Состав юридических предпосылок:

1. Норма права

2. Правосубъективность

3. Юридический факт.

Наши рекомендации