Теоретические основы доктрины конституционализма.

На тему: «Доктрина конституционализма. Проблемы

конституционного развития России»

Выполнил:

Студент Касьянова А. Ю.

Группа 15-Ю

Проверил:

К.ю.н., доцент. Щеголева Н. А.

Рецензия к курсовой работе
   

Орел, 2011

Оглавление

Введение. 3

§1. Теоретические основы доктрины конституционализма. 5

§2. Доктринальное значение Конституции РФ.. 11

§3. Формирование и развитие конституционной доктрины.. 17

Конституционным Судом РФ. 17

§4. Проблемы Конституционного Развития России. 22

Заключение. 30

Список используемой литературы.. 32

Введение.

Актуальность темы исследования предопределена тем, что политико-правовое реформирование государственной и общественной жизни России не завершено. Россия нацелена на развитие конституционного и правового государства. На протяжении уже более десятилетия выясняются характерные черты конституционализма, пути их реализации и защиты. Обсуждаются необходимость и пути установления многопартийной политической системы, идеологического плюрализма. Интерес к общетеоретической проблематике конституционализма остается по-прежнему высоким, а ее значение не только не уменьшается, а, наоборот, приобретает все большую активность. Ведь, не имея в распоряжении цельной и всесторонне разработанной концепции конституционализма, практически невозможно нормально решать одну из ключевых задач – формировать, упрочивать и развивать на отечественной почве конституционную и правовую государственность.

Место и роль доктрины в науке конституционного права исследуется Н.А. Богдановой, защитившей в 2001 году докторскую диссертацию на тему «Система науки конституционного права»[1]. В последнее время вышло несколько публикаций С. В. Бошно, посвященных доктрине как особому правовому явлению, феномену доктрины, выступающей и как форма и как источник права[2].

Предметом исследования является конституционная доктрина как особая форма воплощения теоретических знаний, имеющая практическую направленность, а объектом – являются общественные отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия между властью и обществом, отраженные в правовых теориях и выраженные в системе публично-правовых институтов и практике реализации конституционных идей и норм в Российском государстве.

Методологические основы курсовой работы. В творческом процессе ис­пользовались различные методы познания. Среди них доминирующее значение отводится общенаучным методам: диалектическому (в аспекте взаимосвязи «общего» и «особенного», «абстрактного» и «конкретного»), системно-структурному, методу абстрагирования, анализа и синтеза. Важная роль при­надлежит таким методам, как: функциональный, конкретно-исторический, формально-юридический, социологический, статистический.

Теоретические основы доктрины конституционализма.

В самом общем виде доктрину характеризуют как авторитетное мнение ученых, выраженное в форме принципов, теорий, концепций. Родовое понятие «доктрина» несет различную смысловую нагрузку. Доктрина (лат. doctrina) обозначает учение, научную или философскую теорию, руководящий теоретический или политический принцип. Доктрина - систематизированное учение, целостная концепция, совокуп­ность принципов, используемых в качестве основы программного действия, система официальных положений по какому-либо вопросу государственной жизни[3]. Нельзя не согласиться с Н.А. Богдановой, утверждающей, что по характе­ру логического обобщения конституционно-правового знания, смысловому со­держанию и форме доктрина сравнима и с принципами, и с теориями, и с кон­цепциями.

Интересно отметить, что ста­тья 38 Статута Международного Суда указывает на доктрины наиболее квали­фицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм[4]. В международном праве под доктриной в широком смысле понимают систему взглядов, концепций о сущности и назначении международного права в конкретных исторических условиях, в узком: научные труды юристов-международников[5]. В целом же следует отметить, что доктрина как самостоятельный источ­ник конституционного права чаще всего упоминается только применительно к зарубежным странам[6].

Предпочтительной представляется оценка доктрины в качестве вторично­го источника права, как это предлагает М.Н. Марченко. Об официальном признании доктрины в качестве вторичного источника права, допустимого к применению государственными органами при принятии юридически значимых решений свидетельствует ст. 166 Семейного кодекса Российской Федерации, устанавливающая: «... при применении норм ино­странного семейного права суд или органы записи актов гражданского состоя­ния и иные органы устанавливают содержание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответст­вующем иностранном государстве»[7].

Конституционная доктрина базируется на таких приоритетах, как: человек, его права и свободы; суверенитет (на­циональный, народный, государственный); народовластие; парламентаризм со всеми его составляющими, прежде всего верховенством закона и разделения властей; признание и защита всех форма собственности; идеологическое мно­гообразие, политический плюрализм. Непреложные ценности конституциона­лизма, как правило, находят отражение в основном законе в качестве принци­пов.

Конституционализм - это целостная система знаний о фундаментальных политико-правовых ценностях демократии, возведенных в ранг конституционных норм и принципов[8]. Конституционализм - это весь комплекс проблем, связанных с воплощением в основном законе государства системы высших правовых ценностей, признание и обеспечение прав и свобод человека, закрепление демократической организа­ции системы власти, социального согласия, исключения насилия[9].

В Западной политологии обычно выделяют следующие основополагающие принципы конституционализма:

- принцип суверенитета народа.«Мы, Народ… устанавливаем и учреждаем эту Конституцию» [10]. В гражданском обществе народ суверенен, т.е. над ним не довлеет никакой власти, кроме власти собственной воли и силы объединения. Суверенитет народа есть выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу. Народ на определенных условиях передает полномочия на распоряжение властью (не саму власть) и на определенное время (до новых выборов) своим представителям. При этом, как сказано в ч. 4 ст. 3 Конституции РФ, "никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону"(1). Народовластие предполагает, что общество в целом (народ) или его часть реализует власть, т.е. осуществляет непосредственно или через своих представителей управление делами общества и государства, добиваясь таким образом удовлетворения общих и не противоречащих им (3).

- принцип господства права или принцип правового государства означает, что все государственные органы и должностные лица – это всего лишь толкователи и исполнители конституции. Представительный орган, которому теоретически принадлежат неограниченные законодательные полномочия, – это прежде всего инструмент для придания праву, существующему независимо от государственной власти, законной формы. Данный принцип относятся не только к правам и свободам субъекта и гражданина, но в равной степени распространяется и на правителей. Для охраны прав и свобод личности творцы Конституции разработали защитный механизм, не позволяющий отдельным лицам или государству преступать границы этого основного закона страны.

- принцип разделения властей предполагает организационную независимость трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. В теории и практике конституционного права концепция разделения властей традиционно связывается с именами Д. Локка и Ш. Монтескье, тезис о верховенстве (суверенитете) парламентов в его завершенном выражении - с именем А. Дайси, идея об особых судах как органах конституционного контроля - с именем Г. Кельзена. Таким образом, речь идет о научных доктринах конституционализма, о научной конституционной доктрине, о доктрине конституционного права[11].

Согласно этому принципу никакая ветвь власти не может пользоваться правами, предоставленными конституцией для другой ветви власти. Все три ветви власти, функционируя автономно друг от друга, обладают механизмами взаимного контроля и уравновешивания в процессе их взаимодействия. Разделив полномочия государства между тремя независимыми ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной, творцы Конституции исключили возможность монополизации одной ветвью двух остальных[12] (3а; с.22)

- принцип консенсуса предполагает согласие населения с данной формой правления, с данной конституционной политической системой. В политологии в этой связи современные государства подразделяются на консенсусные, частично консенсусные и неконсенсусные. Степень консенсусности основана на том, как долго общество развивается без революционных потрясений.

-принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением. Термин "легитимность" не имеет строго юридического содержания и не фиксируется в конституциях. В отличие от легальности, которая является юридическим обоснованием власти, ее норм и законов, легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям о ней большинства граждан. Конституционализм легитимирует государственную власть, утверждая ее правомерность. Принцип легитимности связан с принципом консенсуса: если в обществе преобладает консенсус (т.е. согласие населения с данной формой правления, конституционной системой в целом), то существующая форма и режим правления легитимны. Доверие или недоверие к власти обычно формирует соответствующее отношение к конституции и наоборот. Разумеется, эта зависимость не абсолютна. Известны случаи, когда защита конституции означала противостояние власти и превращалась в мотив поведения различных политических сил и граждан. Тем не менее, кризис легитимности политической системы не может не отразиться на легитимности конституции[13].

- принцип плюрализма предполагает многообразие субъектов экономической, политической и культурной жизни общества. Многочисленные "заинтересованные группы", в том числе политические партии, движения и государственные органы, в процессе взаимодействия сталкиваются, конкурируют и уравновешивают друг друга на основе демократического порядка, соблюдение которого, обусловленное консенсусом, является важным условием плюрализма. Содержание принципа плюрализма можно кратко выразить как единство в многообразии. Наличие в обществе плюрализма предотвращает монополизацию власти в одних руках.

- принцип федерализма характерен только для государственных территориально - политических сообществ с федеративным устройством. Федеративное устройство является высшей формой автономии частей государства внутри единого государственного целого. С точки зрения конституционализма принцип федерализма обычно рассматривается как разграничение государственной власти по вертикали – между центральными (федеральными) органами и региональными органами власти. Не только европейский, но и глобальный опыт говорит о том, что федерализм может быть воплощен в действительности, если федеративная структура обеспечивает соблюдение прав человека, не допускает их нарушения ни под каким предлогом. Разумеется, главное право человека - это право на жизнь, причем жизнь достойную человека и по законам, которые он одобряет вместе с человеческим сообществом. При этом весьма важно, что международные нормы имеют приоритет, а конституционные гарантии прав человека обеспечиваются отнюдь не харизматическими "главами государств" и не религиозными или идеологическими лидерами, а системой представительной парламентской власти, работающей по принципам демократии[14]. Как и разделение власти между ветвями правления по горизонтали, принцип федерализма используется в конституционном государстве как средство, препятствующее монополизации и злоупотреблению власти. Исходя из всего вышесказанного можно подвести итоги и определить конституционализм как систему идей и взглядов, отвечающих принципам демократического развития устройства государства, организации в нем власти и взаимоотношений последней с гражданами.

Наши рекомендации