Тема 1.История как наука. Теория и методология истории

Л.Н.Гончаренко, Я.А.Сексте, С.В.Стрельников

ИСТОРИЯ

Учебное пособие

Санкт-Петербург

Тема 1.История как наука. Теория и методология истории - student2.ru 2014

Авторы: д.и.н., проф. Гончаренко Лев Николаевич

к.и.н., доц. Сексте Янис Артурович

к.и.н., доц. Стрельников Сергей Витальевич

Рецензенты:

Кафедра истории и политологии Санкт-Петербургского Государственного университета аэрокосмического приборостроения (зав. кафедрой д.и.н., проф. Л.Ю.Гусман)

Иванов Кирилл Евгеньевич, д.и.н., проф. СПбГИЭУ

Штыков Николай Валерьевич, к.и.н., доц. СПбГУ

Подготовлено на кафедре

истории и политологии

Учебное пособие по дисциплине «История» подготовлено для бакалавров, обучающихся по направлению — «Менеджмент организации», в соответствии с государственными стандартами третьего поколения и содержащихся в них требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин. В пособии рассматриваются основные факты и процессы всемирной истории, важнейшие понятия и закономерности мирового исторического процесса, а так же судьбы и деятельность выдающихся исторических личностей.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1.История как наука. Теория и методология истории

1. История: содержание, понятие и предмет изучения.

2. Основные факторы всемирного исторического процесса

3. Специфические законы исторического развития

4. Закономерности исторического процесса

5. Принципы исторической науки

6. Методы исторического исследования

7. Категории и понятия истории

8. Функции истории (основные)

9. Отрасли исторической науки

10. Вспомогательные исторические дисциплины

11. Исторические факты и источники

12. Периодизация всемирной истории

13. История как учебная дисциплина и ее принципы

14. Философские подходы к истории

15. Литература по Всемирной истории

Контрольные вопросы для самопроверки знаний

Тема 2. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

1. Цивилизации Месопотамии

2. Древний Египет

3. Древний Китай

4. Греция и эллинизм

5. Древнеримская цивилизация

6. Великое переселение народов

Контрольные вопросы для самопроверки знаний

Тема 3. ЦИВИЛИЗАЦИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ

1. Образование новых государств после распада Римской империи

4. Средневековая Европа

Тема 4. Возникновение ислама.

1. Колыбель новой веры. Мухаммад — основатель новой религии.

2. Пять столпов веры.

3. Развитие арабского халифата.

Тема 5. Образование и развитие Древнерусского государства (IX- начало XII в).

1. Древняя Русь.

2. Феодальная раздробленность

Тема 6. Государственная раздробленность Руси (XII - начало XIII вв.). Борьба Руси с иноземными захватчиками.

1. Монгольская держава.

2. Монгольское нашествие на Русь

3. Объединение русских земель вокруг Москвы

Тема 7. Европа в раннее новое время.

1. Великие географические открытия

2. Страны доколумбовой Америки и эпоха великих географических открытий.

3. Возникновение колониальных империй

4. Реформация и контрреформация

Контрольные вопросы для самопроверки знаний

Тема 8. Становление российской государственности в конце XVI-XVII вв.

Правление Ивана Грозного.

Смутное время в России.

Русское государство при первых Романовых

Тема 9. Становление и развитие индустриальных цивилизаций Нового времени.

1. Промышленная революция

2. Просвещение и революция

3. Эпоха национальных государств

4. Борьба за раздел мира

5. Особенности модернизации России в новое время

Контрольные вопросы для самопроверки знаний

Тема 10. Основные тенденции и особенности цивилизационного развития мирового сообщества в XX веке.

1. Первая мировая война и послевоенный кризис

2. Октябрьская революция и коммунизм

3. Мировой экономический кризис и вторая мировая война

4. Сверхдержавы и образование блоков

5. Крах мировой колониальной системы. Освободившиеся страны в изменяющемся мире

6. Россия на путях обновления: достижения и проблемы

7. Развитие западноевропейской интеграции. Образование

Европейского союза.

8. Мир в конце XX – начале XXI века

Контрольные вопросы для самопроверки знаний

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хронологическая таблица

Библиографический список

История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

Н. М. Карамзин,

выдающийся русский историк

ПРЕДИСЛОВИЕ

Представленное авторским коллективом кафедры истории и политологии учебное пособие по дисциплине «История» предназначено для студентов-бакалавров по направлению 031900 - «Менеджмент организации».

Целью данного учебного пособия является систематическое изложение основных идей, концепций, понятий и выводов исторической науки по программным разделам в соответствии с последними достижениями ученых. Учебное пособие учитывает специфику контингента, для которого оно предназначено, и новизну преподаваемой сотрудниками кафедры дисциплины. Каждый раздел включает в себя подразделы и контрольные вопросы для самопроверки знаний. Учебное пособие снабжено хронологической таблицей и списком основной и дополнительной литературы.

Авторским коллективом подготовлены:

Гончаренко Л.Н. - введение, разделы I и V;

Сексте Я.А. - разделы II и III, заключение;

Стрельников С.В. - предисловие, разделы IV и VI, хронологическая таблица, библиографический список.

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «История» разработана в связи с задачей модернизации гуманитарного образования в высшей школе в соответствии с реалиями ХХI века - информатизацией, глобализацией, современной ролью России в мировом сообществе. Курс направлен на переход от репродуктивной, знаниевой парадигмы к развивающей, личностно ориентированной. Комплексный курс синхронной истории позволяет сформировать у студентов системное видение исторических процессов, научить их понимать динамику и основные линии исторического движения к современному миру, специфику и значение России на разных этапах мировой истории.

Цель данного курса - создание комплексного, объемного представления об истории Востока, Запада и России с древнейших времен до начала XXI века, научная синхронизация важнейших этапов всемирно-исторического процесса для различных регионов мира, выявление исторических тенденций, приведших к современному состоянию мира.

История - наука конкретная. Она требует точного знания хронологии, конкретных исторических фактов и событий, умения их сопоставлять, обобщать, экстраполировать. Поэтому многие проблемы современности, находящиеся в поле зрения экономистов, юристов, социологов, политологов, этнологов и других специалистов гуманитарных наук, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромного массива фактов, позволяющих выявить основные тенденции общественного развития.

Помимо исторического подхода данный курс построен также и с использованием компаративного (сравнительного) анализа, междисциплинарного, цивилизационного и культурно-антропологического подходов, теорий модернизации. Это позволило более глубоко соотнести основные аспекты исторического развития Востока, Запада и России, в русле всемирной истории показать исторические судьбы регионов в их сопоставлении и комплексе взаимосвязей, выделить условные перекрестки их взаимодействий и понимания человеческой составляющей истории. Курс построен по проблемно-блоковому принципу, сформированному в контексте научной исторической синхронизации.

Более глубокому изучению студентами различных аспектов всемирной истории будет содействовать прилагаемый список научной и учебной литературы.

Наши рекомендации