Возрождение Египта и его последующее развитие

Глубокий кризис в Ассирийском царстве позволил правителям из Саиса Нехо I и Псамметиху I, основателям XXVI династии (саисский период, 664-525 до н.э.), избавиться от ассирийского владычества и завладеть долиной Нила. Египет снова вступил в период расцвета. По всей стране возобновились строительные работы, художники вновь обратились к традициям искусства Древнего и Среднего царств. Египет опять попытался присоединить к себе Сирию. Однако в 605 г. до н.э. фараон Нехо II, преемник Псамметиха, потерпел поражение от вавилонян у Каркемиша и отказался от дальнейшей экспансии в Передней Азии. При царе Яхмосе II Египту удалось завладеть Кипром и заявить о себе как о средиземноморской державе.

Возвышение Персидского царства в правление Кира II вынудило Яхмоса II присоединиться к оборонительному союзу Вавилонии, Лидии и Спарты. Когда же в 547 г. до н.э. Лидия и в 539 г. до н.э. Вавилония попали под персидское владычество, захват Египта был лишь делом времени. В 525 г. до н.э. последний царь Саисской династии Псамметих III потерпел поражение от персидского царя. Египет стал сатрапией Персии. Хотя персы не проявляли жестокости к покоренному народу, египтяне их ненавидели. В 404 г. до н.э. Египет временно добился независимости, однако в 343 г. до н.э. снова был захвачен персами. Когда спустя 11 лет в Египет во главе своего войска вступил Александр Македонский, население приветствовало его как освободителя от персидского господства.

Древний Китай

Легендарная древность: Пхан-ку и первые цари

Когда и как началось заселение территории Китая, неизвестно, но находка останков скелета "пекинского человека" (Homo erectus pekinensis), датируемых 500000-400000 гг. до н.э., свидетельствует о древнейшем существовании людей в этом районе Земли.

Согласно китайской легенде, отцом человечества был Пхан-ку. Родился он из древнейшего яйца — источника всей жизни. Яйцо лопнуло, и его верхняя часть стала небом, а нижняя — землей. Пхан-ку ежедневно вырастал на три метра, небо на три метра возвышалось, а земля на три метра утолщалась. Когда Пхан-ку, прожив 18 000 лет, умер, из частей его тела возникла природа, а из его блох — люди. Сыма Цянь (145 — ок. 90 до н.э.), автор первой истории Китая, называл первым властителем из смертных Хуанди (Желтого царя), которому вместе с его наследниками приписывали все достижения цивилизации: организацию домашнего хозяйства и административного управления, введение денежной системы, разведение скота, изобретение компаса и письменности и т.д. Легендарному Юю, основателю династии Ся (2205-1766 до н.э.), приписывали регулирование рек, необходимое для ирригации. Конец этой династии положило восстание против жестокого правителя Ци. Восставшее племя шан основало новую династию. После династии Шан власть перешла к династии Чжоу (правила до 249 до н.э.).

Династии Шан и Чжоу

Правители (ваны) династии Шан создали стройную систему управления, а прежде всего поддержали земледелие, продукция которого дала возможность содержать большое войско.

Появление техники обработки бронзы (ок. 1500 до н.э.) способствовало быстрому развитию искусства и техники. В этот период на основе магических знаков жрецов-прорицателей начало создаваться китайское знаковое письмо. Крестьянство в древности поклонялось земледельческим божествам, например "Князю Земли" и "Господину Просо". Для господствующих слоев общества царь был одновременно и верховным жрецом, так как считалось, что он непосредственно связан со своими божественными предками. Его власть основывалась не на происхождении, а на "божественном поручении" властвовать. Это представление о "божественной миссии", идущее от древнего обычая избрания предводителей, облегчило представителям племени чжоу свержение последнего жестокого правителя династии Шан (Инь). В 1122 г. до н.э. чжоусцы захватили и уничтожили шан-иньскую столицу Аньян. После долгой борьбы была основана династия Чжоу. В доказательство своего "божественного права" на власть новая династия установила в противовес прежнему культу верховного божества Шан-ди новый государственный культ единого бога Тьена.

Наши рекомендации