Походы Джалал-ад-Дина. Покорение Грузии монголами

1. Воцарение Русудан. Борьба против Джалал-ад-Дина. В 1223 году в Грузии воцарилась Русудан.

После царицы Тамар воцарение женщины не было для Грузии необычным явлением. Однако между ними была существенная разница. Тамар 6 лет правила совместно с отцом Георгием III-им и за это время приобрела знания и опыт, необходимые для управления страной. Русудан же не была готова к этой роли, поскольку никто и не предполагал, что она будет единственной наследницей престола. К тому же она не обладала качествами, присущими царице.

Первые годы царствования Русудан, казалось, ничего дурного не предвещали. Напротив, уда­лось разбить кипчаков, совершав­ших набеги с Северного Кавказа, грузины вновь стали готовиться к крестовому походу. Но и на сей раз поход этот был сорван, так у границ Грузии вновь появился Джалал-ад-Дин со своим войском. Наследник хорез­мского шаха Мухаммеда Джалал-ад-Дин сумел укрепить свои силы в Иране и повел жестокую войну с монголами. Джалал-ад-Дин был хорошим полководцем, но плохим дипломатом и политиком. Вместо того, чтобы действовать единым коалиционным фронтом, он стал громить и разорять своих возможных союзников (хотя следует учесть и то, что Джалал-ад-Дину не доверяли, его боялись и сомневались в его искренних намерениях как союзника).

В 1225 году в битве при Гарниси передовой отряд грузинского войска выступил против хорезмийцев под предводи­тель­ством Шалвы и Иванэ Ахал­цихели. Судьбу сражения решила ошибка Иванэ Мхаргрдзели, который про­явил неоправданное хладнокровие и не оказал вовремя содействия братьям Ахалцихели, нуждающимся в подмоге. В результате передовой отряд был разбит, Иванэ Ахалцихели погиб, а Шалва попал в плен. После этого амирспасалар не счел нужным ввести в бой основное войско. Иванэ Мхаргрдзели, быть может, из-за преклонного возраста не сумел правильно осмыслить тактический ход сражения.

Джалал-ад-Дин взял Двин и двинулся к Тбилиси. Находившемуся у него в плену Шалве Ахалцихели удавалось посылать письма друзьям и сообщать о планах врага. Естественно, на требование Джалал-ад-Дина принять ислам, он ответил отказом, за что и был казнен. Согласно преданию, грузинская песня «Шавлего» посвящена Шалве Ахал­цихели.

Царица Русудан поручила оборону города Тбилиси начальникам гарнизона крепостей братьям Боцо и Мемне Боцосдзе, а сама пер­е­ехала в Кутаиси. Благодаря предатель­ству изнутри Джалал-ад-Дину удалось взять Тби­лиси. Хорезмийцы до основания разру­шили город и с невероятной жестокостью истребили 100 тысяч жителей города.

После взятия Тбилиси Джалал-ад-Дин направился к городу Хлати. Здесь он потерпел поражение, чем и воспользовались грузины. Они освободили Тбилиси, но вскоре Джалал-ад-Дин вновь двинулся к городу, поэтому грузины вынуж­дены были оставить его.

Предпринятая грузинами попытка исполь­зовать против Джалал-ад-Дина переселенных с Северного Кавказа кипчаков потерпела неудачу, так как Джалал-ад-Дину удалось переговорить с ними перед боем и те не приняли участия в борьбе. Хорезмийцы разбили грузин­ское войско у Бол­ниси, но несмотря на одер­жанную победу, поло­жение Джалал-ад-Дина было безнадеж­ным.

В 1229 году великим ханом был избран сын Чингис-хана Угедей. Монголы возобнови­ли свои захватнические войны и уже в начале 30-ых годов XIII века появились в Азербай­джане. В столкновении с монголами Джа­лал-ад-Дин потерпел жестокое поражение и вынужден был скрываться в горах, где и был убит.

2. Завоевание Грузии монголами. После нашествий Джалал-ад-Дина Грузия была сильно ослаблена, что облегчило монголам ее завоевание. Им противостояло не сильное государство, а страна, правители которой не смогли даже выработать реальный план для борьбы с врагом.

Узнав о нашествии монголов, царица Русудан перебралась в Кутаиси, а оборону города Тбилиси поручила начальнику крепости, который с точностью выполнил задание: при приближении монголов сжег город и покинул его. Организовать генеральное сражение с монголами не удалось, так как все защитники крепостей заперлись в своих крепостях. Такая тактика борьбы имела смысл только в том случае, если бы монголы где-либо потерпели поражение и грузины выиграли бы время. К сожалению, в тот момент монголы везде только побеждали, поэтому такая тактика не оправдывала себя. Часть дидебулов вместо борьбы встала на путь соглашательства и переговоров с мон­голами. Примечательно, что первым заключил с монголами мирный договор амирспасалар Аваг Мхаргрдзели. Его примеру последовали и остальные. Лишь Кваркваре Джакели оказал сопротивление врагу. Но продолжать борьбу не имело смысла, так как все другие князья бездей­ствовали. Кваркваре, получив от царицы разре­шение на мирное соглашение с монголами, прекратил борьбу.

Не надеясь получить помощь извне, царица Русудан тоже пошла на мирное соглашение с монголами. В такой тяжелой ситуации грузинские послы во главе с Арсеном Мцигнобартухуцеси-Чкондидели отправились к хану Батыю – внуку Чингис-хана. Именно под предводительством хана-Батыя монголы в 1236-1242 годах совершили свои завоевательные походы и покорили всю Россию, после чего вторглись в Польшу и Венгрию. Хан-Батый пользовался огромным влиянием среди представителей верховной власти. Именно он создал «Золотую Орду», которая охватывала Западную Сибирь, всю европейскую часть России и Крым.

В 1243 году Грузия заключила мирное соглашение с монголами, но оказалась во владениях Золотой Орды.

Таким образом, грузинскому послу не пришлось отправляться в Каракору для заключения договора, тем более, что великий хан уже умер, а новый еще не приступил к исполнению реальной власти. По условиям договора, монголы оставили в Грузии царскую власть неприкосновенной, но на царский престол царя утверждал монгольский великий хан. Грузия, в свою очередь, была обязана платить дань (50.000 перперов) и поставлять войско для монголов.

Мирное соглашение с монголами было единственно правильным выходом из создав­шегося положения. Страна избежала крово­про­лития и сохранила свою целостность. Царица Русудан возвратилась в Тбилиси и отправила к хану своего сына Давида для утверждения на царство. В 1245 году Русудан скончалась.

3. Период безвластия в Грузии. Заговор в Кохтастави. После смерти царицы Русудан в Грузии установилось безвластие. Наследник престола Давид находился в Золотой Орде. Монголы воспользовались безвластием и разделили страну по монгольскому обычаю на административные единицы – думаны. Во главе этих думанов были поставлены грузин­ские дидебулы (Эгарслан Бакурцихели, Шанше Мхаргрдзели, Кваркваре Джакели, Григол Сурамели, Цотнэ Дадиани и др.).

Монгольское господство ста­но­ви­лось все более невыносимым. Грузины не могли дольше ми­риться с заси­льем чужеземцев и стали готовить восстание. В Джа­вахети в Кох­тастави собрались руко­водители заговора: Эгарслан Бакурцихели, Цотнэ Дадиани, Шо­та Купри, Кваркваре Джа­кели, Варам Гагели, Торгва Пан­кели, Саргис Тмогвели и др. Од­нако монголы узнали о заговоре и арестовали его участников. На свободе остались лишь Цотнэ Дадиани и рачинский эристав Кахаберисдзе, которые ушли с собрания до ареста.

Арестованных заго­ворщиков от­вез­ли в Ани, где их раздели догола, обмазали медом и со связанными ру­ками бросили на солнцепек. Узнав об аресте диде­бу­лов, Цотнэ Дадиани в сопровождении двух слуг явился в Ани. Летописец рассказывает, что он велел слугам раздеть себя, свя­зать как и его товарищей и в та­ком виде он сел рядом с ними на сол­нце­пек. На воп­рос удив­­лен­ных мон­голов по­чему он так пос­тупил, Цот­нэ отве­тил, что его друзья ни в чем не ви­новны, и если они несут нака­за­ние «ни за что», то и он пусть будет наказан вместе с ними, поскольку и он присут­ствовал на том собрании. Монголы поверили в невиновность заговор­щиков и всех освободили. Само­отверженный поступок Цотнэ спас его друзей от неминуемой смерти.

О наследнике престола – сыне царицы Русудан Давиде долгое время не было никаких известий. Безвластие не могло долго продол­жаться в Грузии, так как дидебулы стали соперничать и враждовать между собой, а некоторые из них (Эгарслан Бакурцихели) даже пре­тен­довали на княжеский титул. Един­ственным наследником цар­ского рода Багратиони был Давид Геор­гиевич, нахо­дившийся в Рум­ском султанате (за румским султаном была замужем дочь царицы Русудан Тамар). Давид считался незаконным сыном, но другого выхода не было. Грузинские дидебулы привезли его из Рума и отправили к хану для утверждения на царство.

Наши рекомендации