Вопрос 28. Особенности статуса и перспективы ЕС

Статус Европейского союза как наднационального объединения европейских государств уникален: это и не федеративное государство, и не международная организация. При этом Евросоюз сочетает в себе черты как первого, так и второго. Все члены блока являются суверенными государствами, однако для решения общеевропейских проблем часть своего суверенитета они делегируют органам ЕС.

Наднациональная компетенция ЕС реализуется его органами, которыми являются: Европейский парламент, Совет, Комиссия и Суд.

Европейский совет. Входят главы государств и правительств, членов ЕС.

Европейская комиссия. Высший исполнительный орган, состоит из 27 членов, по 1 от каждого государства. Играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности.

Европейский парламент. Примерно 700 чел. Членов парламента избирает само население (по партийному принципу). Блокируются во фракции, сроком на 5 лет.

Европейский суд. Суд европейских сообществ. 27 судей. Регулируются спорные моменты между государствами-членами, между различными компаниями, физическими лицами. Дает заключения по международным соглашениям.

В настоящее время экономика стран ЕС устойчиво развивается, а темпы ее роста составляют 2-3% в год. Курс евро за последние годы существенно укрепился по отношению к ведущим мировым валютам. Единая европейская валюта стала своеобразным противовесом американскому доллару.

Дальнейшие перспективы развития европейской валютной интеграции связанными с двумя аспектами: экономическими перспективами основных стран Европейского валютного союза и быстротой решения экономических проблем; присоединением к Европейскому валютному союзу государств Центральной и Восточной Европы, сценарием их экономического развития и успешностью решения проблемы отставания этих стран в экономическом плане от государств Западной Европы, которые определяют общий деловой климат в ЕС.

Вместе с тем, уже сегодня можно сказать, что многие идеи, заложенные при первоначальной разработке процесса европейской валютной интеграции были воплощены в жизнь, а Европейский союз показал себя экономически мощным субъектом мирового сообщества, способным объединять вокруг себя отдельно взятые страны и определять направление развития мировой экономики.

Билет 29. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ), сообщество бывших республик Союза Советских Социалистических Республик. Образовано в соответствии с соглашением, подписанным 8 декабря 1991 в Вискулях (резиденция правительства Белоруссии) руководителями Белоруссии, Российской Федерации и Украины, а также с протоколом к указанному соглашению, который был подписан 21 декабря 1991 в г.Алма-Ата (Казахстан) руководителями 11-ти республик бывшего СССР: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана (Киргизии), Молдовы (Молдавии), Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. В декабре 1993 к СНГ присоединилась Грузия. Из бывших республик СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва и Эстония. В августе 2005 Туркменистан прекратил постоянное членство и в настоящее время является ассоциированным членом СНГ.

Согласно Уставу СНГ (утвержден главами государств-членов в январе 1993), Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Оно основано на началах суверенного равенства всех его членов, каждый из которых является самостоятельным и равноправным субъектом международного права.

Цели Содружества:

– осуществление сотрудничества между государствами-членами в политической, экономической, правовой, культурной, экологической, гуманитарной и других областях, сотрудничества в деле обеспечения международного мира и безопасности, а также достижения разоружения;

– создание общего экономического пространства, обеспечение межгосударственной кооперации и интеграции в интересах всестороннего и сбалансированного экономического и социального развития государств-членов;

– взаимопомощь в целях создания мирных условий жизни народов, обеспечение коллективной безопасности;

– мирное разрешение споров и конфликтов между странами-участниками;

– содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении по территории стран, входящих в Содружество.

Отношения между государствами-членами СНГ основаны на принципах уважения суверенитета, самоопределения и территориальной целостности стран и невмешательства в их внешнюю политику и внутренние дела, нерушимости существующих границ, неприменения силы и разрешения споров мирными средствами, а также верховенства международного права

Согласно Уставу СНГ, к сферам совместной деятельности государств-членов Содружества относятся:

– обеспечение прав и основных свобод человека;

– координация внешнеполитической деятельности;

– сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, а также таможенной политики;

– сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;

– охрана здоровья и окружающей среды;

– вопросы социальной и миграционной политики;

– борьба с организованной преступностью;

– сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Сотрудничество в экономической, социальной и правовой областях, согласно Уставу, предполагалось по следующим направлениям:

– формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

– координация социальной политики, разработка совместных социальных программ и мер по снижению социальной напряженности в связи с проведением экономических реформ;

– развитие систем транспорта и связи, энергетических систем; координация кредитно-финансовой политики;

– содействие развитию торгово-экономических связей государств-членов;

– поощрение и взаимная защита инвестиций;

– содействие стандартизации и сертификации промышленной продукции и товаров;

– правовая охрана интеллектуальной собственности;

– содействие развитию общего информационного пространства;

– осуществление совместных природоохранных мероприятий, оказание взаимной помощи в ликвидации последствий экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

– осуществление совместных проектов и программ в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры и спорта;

– заключение двусторонних и многосторонних договоров об оказании правовой помощи; сближение в сфере национального законодательства.

Разумеется, в СНГ ещё будут потери. Отдаление от Содружества некоторых государств едва ли обратимо. Однако большинство членов СНГ, скорее всего, станут на путь усиления взаимного сотрудничества - при условии соответствующей политики России.б

Наши рекомендации