Конституция. правовое государство. конституционный суд 2 страница
Во-вторых, не всегда писаным, но неизменно действовавшим основным законом, обеспечивавшимся всей силой как рабовладельческого, так и феодального государства, было прямое и неприкрытое, закрепленное в праве и освященное господствовавшей идеологией принуждение. Общество, развивавшееся за счет подавления интересов одних классов и социальных групп и абсолютного приоритета других, не нуждалось в писаной конституции. Обладая превосходством в силе, господствующие классы не признавали даже формальных ограничений своей власти. Как писал Ф. Лассаль, "действительную конституцию имели все страны во все времена. Стало быть, новейшему времени исключительно свойственны не действительные, а писаные конституции или листы бумаги: чрезвычайно важно не упускать этого из виду"3. А Г.В. Плеха-
1 Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.22. С.372. 2Лтин В.И. Полн.собр.соч. Т.22. С.372. ЗЛассаль Ф. Соч. Т.2. С. 17.
14_______ I. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СУЩНОСТЬ. ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
нов, анализируя взгляды Лассаля, соглашался с тем, что нет предубеждения, ведущего к более вздорным заключениям, чем общераспространенное, господствующее мнение, будто конституция составляет исключительную особенность новейшего времени. Каждой стране необходимо иметь реальное уложение или конституцию, потому что в каждой стране непременно существует какое-либо фактическое отношение силы. Новейшее время характеризуется лишь тем, что существующие теперь отношения силы заносятся на бумагу, выражаются в писаных конституциях, между тем как прежде в этом не видели надобности1.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что первые писаные конституции в самом широком социальном плане были призваны способствовать преодолению феодальных препон и гарантировать необратимость капиталистического развития общества в экономической, политической и духовной сферах, основанного на рыночных отношениях и демократии. Но одновременно эти конституции закрепляли и такие формы организации общественной жизни, которые являлись результатом развития всей человеческой цивилизации и были выстраданы народами в многовековой борьбе против рабовладения и феодализма. Именно этот общечеловеческий опыт был "монополизирован" пришедшими к власти слоями общества и интегрирован в систему организации власти и управления делами общества и государства.
Иными словами, если под конституцией в прошлом понимали лишь устройство государства, форму организации государственной власти, то глубокие формационные преобразования, олицетворявшиеся Великой французской буржуазной революцией конца XVIII века, наполнили это понятие принципиально новым содержанием. Конституция из способа закрепления строя абсолютного государства с неограниченной властью стала законом, закрепившим строй конституционного государства, в котором власть ограничена суверенитетом народа и правами человека и гражданина, составляющими сферу индивидуальной автономии личности, свободную от вторжения государства и его агентов.
В конституционно-правовой доктрине появление писаных конституций нового типа нередко связывают с именем Монтескье и его обоснованием доктрины разделения властей. Его тезис о том, что свобода и права индивида могут быть обеспечены лишь при строгом разделении властей, на известном этапе общественного развития получил широкое признание и стал своеобразным
1См.: Плеханов Г.В. Соч. T.IV. C.47.
1. Сущность Конституции Российской Федерации: 15 краткий теоретический очерк
политическим догматом наподобие религиозных откровений. В Декларации прав человека и гражданина 1789 года, к примеру, говорилось, что там, где нет разделения властей и обеспечения прав человека и гражданина, там нет и конституции. С этой поры слово "конституция" стало политическим термином с вполне определенным значением. Если ранее это слово обозначало государственное устройство вообще, то теперь оно стало синонимом лишь определенного государственного устройства. Правда, с течением времени разделение властей как главный признак конституционного государственного устройства уступило свое место другому признаку, а именно участию народного представительства в государственных делах1.
Несмотря на различие конкретных подходов и характеристик, под конституцией обычно понимали и понимают законодательный акт, которым определяется организация высших органов государства, порядок призвания их к отправлению своих функций, их взаимоотношения и компетенция, а также основы положения индивида по отношению к государственной власти2. С формальной точки зрения конституция может совпадать с иными законами государства, но в практике современного конституционализма она обычно отличается от них по способу издания, внесения изменений и дополнений, а юриспруденцией признается ядром правовой системы соответствующего государства. Она обладает высшей юридической силой и поставлена над иными законами и нормативными актами, определяет деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти.
Таким образом, конституция есть основной закон государства, но государство и право не представляют собой нечто, существующее вне взаимодействия людей. Напротив, они являются результатом развития социальных связей, способом организации совместной жизни и деятельности людей, их взаимодействия во имя индивидуальной и социальной жизни. Конституция формирует основы правового режима общества, его политического единства, определяет цели, функции, организацию и порядок деятельности государства и его органов, их взаимоотношений с гражданами.
Конституция, однако, не ограничивается лишь установлением государственного строя. Регулируя внешние границы свободной деятельности различных социальных структур, от-
ic.m.: Корпев Н.И. Исторический очерк представительных учреждений в Западной Европе // Конституционное государство. Сборник статей. Изд. 2-е. СПб, 1905. С.35.
2См.: Е/ыинек Г. Общее учение о государстве. СПб, 1908. С.371.
16_______ I. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СУЩНОСТЬ, ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ношения собственности, брака и семьи, свободу образования, творчества и культуры и т. д., она тем самым устанавливает юридические основы организации общественной жизни в некоторых наиболее важных ее сферах. В силу этого конституция действительно является основным законом не только государства, но и общества. Проблема не в том, чтобы вывести общество из-под регулятивного воздействия, а в том, чтобы найти оптимальное соотношение "государственного" и "общественного" в организации социума, исключив поглощение общества государством и одновременно гарантировав государство от разрушительного воздействия на него общественных структур, цели и деятельность которых не тождественны конституционному строю.
В связи с этим уместно обратить внимание на опасность, которая таится в подходах к истолкованию понятия, правовой природы, функций, действия, форм реализации Основного Закона Российской Федерации и т.п. на основе представлений, сложившихся до принятия Конституции и вне ее. Такая опасность была проигнорирована в недавнем прошлом, когда прежняя Конституция Российской Федерации была объявлена нелегитимной, поскольку противоречила представлениям части общества и некоторых ученых – юристов, отдавших предпочтение служению иным целям, а не закону1.
ik. сожалению, оторванность правосознания от его правовой базы – Конституции – явление распространенное. Уже после вступления в силу действующей Конституции РФ в связи с принятием Государственной Думой 23 февраля 1994 года Постановления "Об объявлении политической и экономической амнистии" некоторые известные юристы заявляли, что при этом "были нарушены Конституция, закон и процессуальный кодекс".
Дает ли, однако, основание для таких заявлений сама Конституция России? Как известно, проблема амнистии имеет различные аспекты, изучаемые различными отраслями юриспруденции, в том числе наукой уголовного, уголовно-процессуального, конституционного права. Не вдаваясь в обсуждение иных аспектов данной проблемы, следует отметить, что Конституция содержит ответы на следующие принципиальные вопросы, а именно: какой орган вправе принимать акт об амнистии; в какой форме принимается акт амнистии; каков порядок принятия этого акта. Так, согласно статье 103 объявление амнистии отнесено к ведению, Государственной Думы (пункт "с" части 1); по вопросам, отнесенным к ее ведению Государственная Дума принимает постановления (часть 2); постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации (часть 3). Все названные условия Государственной Думой были соблюдены, и попытки опорочить юридическую чистоту принятого решения не имеют под собой конституционных оснований.
Иными словами, Конституция как результат и выражение общей воли не может и не должна "приватизироваться" отдельными политическими и социальными силами и обслуживать их интересы, служить разменной картой в политической игре.
1. Сущность Конституции Российской Федерации: краткий теоретический очерк
Но вернемся к рассматриваемому вопросу. В действующем Основном Законе Российской Федерации термин "конституция" в различных словосочетаниях встречается не менее 70 раз. Анализ интерпретаций данного термина позволяет выявить по '] меньшей мере следующие аспекты его смысловой нагрузки, которые вкладывались в этот термин создателями Конституции России, а теперь должны иметься в виду в процессе практического применения Основного Закона и его норм.
Во-первых, Конституция есть основной закон, обладающий особыми гарантиями стабильности1. Он может быть пересмотрен в особом, предусмотренном самой Конституцией, порядке. Следовательно, любая иная попытка пересмотра или новации Конституции в нарушение или в обход установленного действующей Конституцией порядка есть узурпация власти, что должно повлечь установленные законом правовые последствия.
Во-вторых, Конституция есть закон, учреждающий государство, систему его органов и порядок их формирования, их компетенцию, определяющий характер взаимоотношений органов государственной власти с местным самоуправлением.
В-третьих, Конституция есть закон, формирующий и обеспечивающий политическое единство народа. Согласно Конституции Российская Федерация является единой в политическом отношении государственно-правовой и международно-правовой системой. Конституция, однако, содержит одновременно гарантии от гипертрофии этого единства путем признания идеологического и политического многообразия и закрепления федеративной природы государства.
В-четвертых, Конституция Российской Федерации выступает способом формализации государственного строя России путем закрепления его фундаментальных основ. Она определяет основные ценности государства и общества и порядок их государственной защиты.
Обратим, однако, внимание на то, что в тексте Конституции Российской Федерации 1993 года нет словосочетания "основной закон", которое присутствовало в наименовании всех прежних советских конституций. Оно первоначально присутствовало и в наименовании проекта Конституции РФ, вынесенного на Конституционное совещание Российской Федерации, но было снято по предложению участника этого Совещания С.М.Шахрая. При этом и автор данного предложения, и поддержавшие его участники Совещания полагали, что понятия "конституция" и "основной закон" тождественны, что соответствует практике конституционализма в нашей стране, но иначе толкуется, к примеру, конституционной доктриной и практикой ФРГ. См.: Маунц Теодор. Государственное право Германии (ФРГ и ГДР). М., 1959.
18_______ I. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СУЩНОСТЬ, ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ, ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
В-пятых, Конституция есть закон, устанавливающий пределы государственной власти посредством закрепления прав человека и гражданина и возложения коррелирующих этим правам обязанностей на государство, а также пределы индиви- \ дуальной автономии личности, характер их взаимоотношений ' и меру взаимной лояльности.
В-шестых, Конституция есть способ закрепления и выражения высших правовых норм, и в этом смысле Конституция является так называемой абсолютной нормой, которой не могут противоречить любые правовые акты, действующие в государстве. В связи с этим Конституция выступает в качестве закона, обладающего верховенством на всей территории государства и высшей юридической силой, гарантирующего политическое единство народа и единство экономического пространства государства. И в этом случае правоприменитель, особенно применяющий Конституцию, обязан найти ту едва уловимую грань, которая отделяет унитаризм от анархического своеволия субъектов федерации и разрыва федеративных отношений.
Такое перечисление можно продолжить. В частности, Конституция может рассматриваться как юридическая форма фиксации познанных обществом объективных закономерностей социально-исторического развития, которые в силу их конституционного закрепления трансформируются в поведение граждан и становятся нормой деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений и т.д. Но ясно, что понятие Конституции Российской Федерации чрезвычайно сложно выразить в краткой дефиниции, необходим учет ее различных аспектов, причем в зависимости от конкретных обстоятельств ее применения тот или иной аспект может оказаться превалирующим. Очевидно, например, что при разрешении споров о компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации Конституция выступает как гарантия политического единства народа и одновременно как гарантия прав и интересов субъектов Российской Федерации, вытекающих из федеративного устройства государства.
Столь же различны подходы к определению сущности конституции. Классическое для сложившейся в советский период конституционно-правовой доктрины определение сущности конституции было дано В.И.Лениным в работе "Как социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела итоги социалистам-революционерам":
1. Сущность Конституции Российской Федерации: 19 краткий теоретический очерк
"Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в 'представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе"1. Гипертрофия классового подхода и классовых оценок, проявившаяся в данном определении и во многом оправданная для соответствующего исторического периода, до последнего времени оставалась неизменной в конституционно-правовой доктрине нашей страны. Между тем вступление человеческой цивилизации в "межформационную фазу" настойчиво требовало существенных корректив в подходах к оценке сущности современных конституций. Характерные для индустриальной цивилизации общие проблемы и противоречия объективно обусловливают возрастание значения общих для всего народа ценностей и интересов. Современные конституции независимо от особенностей различных государств не могут не закреплять присущие всему обществу ценности и интересы, имеющие общее значение для всех классов и социальных слоев.
С позиций современного опыта можно утверждать, что для адекватной оценки сущности конституции необходим учет ее проявлений как внутри страны, так и в сфере международных отношений. В сущности конституции отражаются не только ее связи с социальной структурой общества или характером и организацией власти и управления делами общества и государства, но и занимаемое государством в международном сообще-
1Леяин В.И. Полн.собр.соч. Т. 17. С.345.
Уместно отметить, что уже в этот период истории России высказывались принципиально иные суждения о сущности конституции. В связи с этим можно сослаться на недавно обнаруженный в архивах губернского жандармского управления в г.Саратове "Проект Русской Конституции", который его автором был назван "Основной Государственный Устав Российской Империи". Проект был составлен в России и в 1894 году опубликован Комитетом фонда вольной русской мысли в Лондоне, а затем нелегально распространялся в России. В предисловии к проекту, составленном издавшим его Комитетом, было, в частности, сказано: "В нашем отечестве невозможна ни дворянская, ни буржуазная, ни клерикальная конституция, потому что средние века не оставили в России таких элементов, которыми на Западе могли держаться дворянские и клерикальные конституции, а капитализм еще не успел закабалить народ под владычество буржуазии. Интеллигенция, как бескорыстная служительница народа, должна выдвинуть проект конституции, основанный не на классовых вожделениях, а на чистых идеалах народного блага, на справедливом сочетании разнообразных интересов, существующих в государстве, и потребностей самого государства как целого"(подчеркнуто мною – Б.Э.). Текст проекта см.: Песиков Ю. Саратовская находка: Проект Русской Конституции. Саратов, 1993. С.18–31.
20_______ I. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СУЩНОСТЬ, ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ, ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
стве место и содержание его отношений с другими участниками международного общения.
При этом сущность конституции не есть нечто раз и навсегда данное и неизменное. На различных этапах общественного развития она претерпевает значительные изменения. Они объективно обусловлены социальной структурой общества, потребностями его демократизации, характером международных отношений, которые нуждаются в адекватном восприятии в теории и практике конституционного строительства. А это требует новых подходов, преодоления устаревших или не оправдывающих себя взглядов и представлений, которые тормозят' переосмысление концепции общественно-исторического прогресса и роли в нем конституции. В практически-политическом плане речь идет в настоящее время о закреплении в основном законе такого видения общественного прогресса, которое способно наиболее полно раскрыть гуманистический потенциал общества.
Между тем в государственно-правовой теории до недавнего прошлого неизменным оставался акцент не на цели, ценности и интересы, свойственные обществу и его членам независимо от их классовой принадлежности, а на пролетарски-классовый подход к оценке сущности и содержания основного закона. Гипертрофия классовых оценок в их нередко вульгарно социологическом истолковании вела к обеднению сущностных характеристик конституции, игнорированию и даже прямому противостоянию новой системе закономерностей социально-исторического развития как в национальном, так и в интернациональном масштабах. Не случайно законодательство в течение десятилетий предусматривало, а наука и массовое общественное сознание оправдывали неприятие и даже насильственное подавление "классово чуждых" интересов, не вписывавшихся в изжившую себя модель общественного развития. Впрочем, рецидивы такого подхода не изжиты и по настоящее время.
Сказанное не означает исчезновения или растворения классовых интересов или соответствующих оценок сущности конституции. Но несомненно, что воплощенные в ней интересы и потребности различных классов и социальных слоев не могут быть осуществлены в противопоставлении с общенародными интересами и потребностями. Именно эти интересы способны интегрировать общество и направить активность его различных социальных и национальных структур в русло общих закономерностей социально-исторического прогресса.
1. Сущность Конституции Российской Федерации: 21 краткий теоретический очерк
В этом контексте конституция может и должна выступать в качестве юридически узаконенного баланса интересов всех классов и социальных слоев общества, а также наций и этнических групп, образующих единую государственно-правовую общность – многонациональный народ Российской Федерации, от имени которой выступает государство. Не узкоклассовые вожделения, а справедливое сочетание и взаимодействие разнообразных интересов, существующих в государстве, благо народа должны быть основой конституции.
Иными словами, объяснение сущности Конституции определяется отношением исследователя к прошлому и настоящему теории классовой борьбы и форм ее проявления в социальной практике, а также роли государства в этой борьбе. Если в качестве методологической основы исследования в современных условиях принять теорию классовой борьбы, то государство действительно выступает не чем иным, как машиной классового подавления, находящейся в распоряжении господствующего класса, осуществляющей свои функции посредством насилия, а конституция является политико-правовым воплощением результатов этой борьбы и способом поддержания классового господства.
Если же методология исследования определяется идеей социального сотрудничества, то государство должно способствовать достижению общественного согласия и компромисса, формированию баланса многообразных интересов, имеющихся в обществе. Соответственно и Конституция в этом случае выступает как легитимация социального согласия и партнерства, гражданского мира, а не как средство достижения победы того или иного класса. "Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций"1.
Именно этому второму подходу отдали предпочтение создатели действующей Конституции Российской Федерации. Ее преамбула начинается со слов "Мы, многонациональный народ Российской Федерации..." Понятия "многонациональный народ", "власть народа" неоднократно встречаются в тексте Конституции Российской Федерации, но в ней невоз-
^Байтин М.И. Сущность и типы государства //Теория государства и права /Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. Саратов, 1995. С.41.
22_______ I. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СУЩНОСТЬ. ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
можно найти понятия "класс", "классовое господство". Напротив, в ней содержатся прямые запреты на разжигание социальной и иной розни. В статье 13 Конституции такой запрет адресован общественным объединениям, а в статье 29 – каждому, то есть всем физическим лицам, включая граждан, иностранцев или лиц без гражданства, пребывающих на территории России. Весьма определенно "внеклассовый" характер Конституции России выражен в ее положениях, посвященных свободе и правам человека. Речь идет именно о правах человека безотносительно к его социальному статусу. Конституция пользуется терминами: "человек", "все", "каждый", "личность", "лицо", "никто", "гражданин", "граждане и объединения граждан", "дети", "трудоспособные дети", "родители", "нетрудоспособные родители", "население", "должностное лицо", "обвиняемый", "гражданин Российской Федерации, обладающий гражданством иностранного государства", "иностранный гражданин", "лицо без гражданства" и др., но в ней нет понятий "классы", "рабочие", "крестьяне", "классовая борьба" и пр. Нивелировке классовых различий служит и провозглашение Российской Федерации социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции РФ).
В результате взаимодействия интересов различных социальных слоев и групп населения, политических и этнических общностей формируются общие для всего народа интересы, которые и обусловливают волю народа, лежащую в основе Конституции и определяющую ее общеобязательность. Интересы многонационального народа России есть не простое сложение интересов индивидов или их ассоциаций, а нечто новое, складывающееся в результате диалектического взаимодействия всего многообразия интересов, связывающих общество воедино. Непременной характеристикой этого общего интереса и лежащей в его основе общей воли народа является то, что в этом интересе находят выражение перспективы общественного развития1.
В более конкретном плане применительно к Конституции речь, как представляется, идет о ее программном характере. Конституция представляет собой продуманную модель организации социума, и в этом смысле она есть определенная программа, которая носит для всех субъектов права юридичес-
1См.: Керимов Б.Ф. Основы философии права. М., 1992; Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. М., 1992.
1. Сущность Конституции Российской Федерации: 23 краткий теоретический очерк
ки обязательный характер. Программные свойства действующей Конституции Российской Федерации выражаются в различных формах.
Во-первых, в самой Конституции содержится указание на конкретные цели, преследуемые Конституцией и ее нормами. К примеру, в преамбуле Конституции содержится положение о "стремлении обеспечить благополучие и процветание России". Дважды термин "цель" встречается непосредственно в тексте Конституции в статьях 13 и 55, согласно которым к числу постоянно защищаемых ценностей относятся основы конституционного строя, нравственность, здоровье, права и законные интересы граждан, обороноспособность страны и безопасность государства, которые можно рассматривать и как определенные критерии правоустановительной и правоприменительной деятельности государства, его органов и должностных лиц.
Во-вторых, в Конституции закреплены такие положения, которые, будучи нормами прямого действия, в то же время заключают в себе определенную программу. В частности, статья 1 Конституции провозглашает, что Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Однако и демократия, и правовое государство не есть нечто застывшее в своем развитии, это не конечный результат, а движение, процесс, который не может игнорироваться государством без риска утраты своей легитимности. Еще более определенно программный характер Конституции выражен в упомянутой статье 7, согласно которой Россия есть социальное государство. В данной статье прямо говорится о том, что политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В каждый данный момент мера должного, объем и виды этих условий определяется самим государством в лице законодательной или исполнительной власти, а в случае возникновения конституционного спора – Конституционным Судом.
В-третьих, нормы Конституции в соответствии с представлениями ее создателей служат формированию необходимых предпосылок социально-исторического прогресса. Несомненно, что в данное время и в данной стране возможна только та конституция, которая соответствует условиям ее социальной и политической жизни. Юридическая конституция должна соответствовать фактической конституции, сложившимся в обществе конституционным отношениям. В противном случае самые совершенные юридические формулы останутся не более
24_______ I. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СУЩНОСТЬ. ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
чем фикцией. Конституция, если она не фиктивна, вбирает в себя эти условия и предписывает всем субъектам права нормы поведения, соответствующие этим условиям. Но одновременно конституция в той мере, в какой она соответствует объективным закономерностям общественного развития, открывает простор для развития этих условий; в противном случае она может стать не стимулятором, а тормозом общественного прогресса. Разумеется, речь идет не о том, что в конституции нарисован какой-то идеальный образ будущего, а лишь о том, что зерна будущего должны быть посеяны в настоящем, ибо оно всегда вырастает из настоящего.
Предлагаемый подход к оценке сущности конституции не носит абстрактно-теоретический характер. Он основывается на Конституции Российской Федерации, получил прямое позитивное закрепление в тексте Основного Закона и соответствует истолкованию его нормативного содержания. Другой вопрос, в какой мере народ (либо часть народа, участвовавшая в референдуме 12 декабря 1993 года) осознавал свои действительные интересы. Обязанность государства, его органов и должностных лиц всегда следовать воле народа или его представителей, выраженной в законе или на референдуме, не тождественна безошибочности решения, освященного волей народа.
Обратимся, однако, к тексту Конституции России. Как отмечалось, начинается она словами: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации..., принимаем настоящую Конституцию Российской Федерации". Тем самым волей народа легитимируется та модель организации власти, суверенитета, свободы и прав человека, которая получила закрепление в Основном Законе. Согласно его статье 3 "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". И далее в названной статье Конституции определяются формы осуществления народом своей власти: непосредственно – через референдум и свободные выборы и опосредованно – через органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также запрещается присвоение власти кем бы то ни было за исключением специально уполномоченных на то органов и должностных лиц.