Происхождение растений и животных
Вначале, однако, вестник попробовал короткий путь: "Каккорабли двигаются и приходят к середине небес, Вестникоткрыл свои формы, мужскую и женскую, и стал видимым всемархонтам, детям Тьмы, мужским и женским. И при видеВестница, который был прекрасен в своих формах, все архонтывоспылали к нему страстью, мужские -- к его женскомувиду, и женские -- к его мужской внешности. И в своейпохотливости они начали освобождать Свет Пяти СветлыхБогов, которых они поглотили" (бар Конаи). Это страннонатуралистический путь извлечения Света из пленивших его,мифическая тема, которую гностики до Мани уже воплощали всвоих системах. Истечение Света достигается благодаряангелам Света, он очищается и грузится на "корабли",перемещающие его в родную сферу. Но сомнительная хитростьВестника допускает двойное толкование его успеха, ибовместе со Светлой и Темная субстанция ("грех") также уходитот архонтов и, смешавшись со Светом, стремится также войтив корабли Вестника. Выполняя это, Вестник снова скрываетсвои формы и, насколько возможно, отделяется отизвергнутого смешения. Пока более чистые части поднимаютсявверх, загрязненные частицы, т.е. те, которые слишком тесносоприкасались с "грехом", падают вниз на землю, и там этасмешанная субстанция формирует растительный мир. Такимобразом, все растения -- "злаки, травы, и все корни, идеревья суть творения Тьмы, а не Бога, и в этих формах ивидах вещей Божество связано по рукам и ногам". Подобное,только еще более жалкое происхождение приписываетсяживотному миру, который возникает из уродцев дочерей Тьмы,родившихся при виде Вестника, также держащих в заточенииСветлую субстанцию.
Творение Адама и Евы
Открытие на короткое время форм Вестника, вдобавокприведшее к этим новым видам заключения Света, такжевдохновило Тьму на мысль о последнем и наиболее действенномсредстве удержания опасной добычи, а именно о заключении еев форме, наиболее ей соответствующей. Эта формазадумывалась как божественная, которую та уже видела. ЦарьТьмы, предчувствующий окончательную потерю всего Светачерез длительное разделяющее действие небесных переворотов,захваченный стремлением сотворить что-то равное томувидению, предполагающий таким способом изобрести самуюнадежную тюрьму для инородной силы и, наконец, желающийиметь в своем мире замену для иначе недостижимойбожественной фигуры, управляя которой и через которую ониногда освобождается от ненавистной ему компании, порождаетАдама и Еву по образу чудесной формы и вливает в них весьСвет, оставленный в его распоряжении. Это порождениеописывается со многими омерзительными подробностями,включая спаривание мужских и женских демонов, пожираниепотомства их Царем и т.д. Основным содержащим доктринупунктом в этой фантазии является то, что тогда каквозникновение растений и животных было незапланированным,было неудачей тактического маневра Света, творение человекаесть преднамеренное противодействие, в сущности,грандиозное противодействие Тьмы стратегии Света. Ииспользуя божественную форму для своей цели, она искуснообращает самую большую угрозу своей власти в главное орудиезащиты. Вот что стало с библейской идеей о существованиичеловека, сотворенного по образу Бога! "Образ" стал злымумыслом Тьмы, воспроизведением не только своего родабогохульства, но дьявольской хитростью, направленной противоригинала. Все источники согласны в одном: поскольку обычноцелью Тьмы является "неотделение Света от Тьмы", то вподобии божественной формы определенно большая часть Светаможет быть заключена в виде "души" и оставаться там болеедейственной, чем в любой другой форме. С этих пор борьбамежду Светом и Тьмой сосредотачивается на человеке, которыйстановится главной наградой и в то же время основным полембитвы двух сражающихся партий. Каждая из двух сторон делаетна него ставку: Свет -- ставку на свое восстановление,Тьма -- на истинное выживание. Это метафизический центрманихейской религии, и он усиливает значимость деяний исудьбы отдельного человека до абсолютной в историивсеобщего существования.
Человеческое тело есть дьявольская субстанция и -- вэтой особенности, усиливающей общее уничижение вселенной, -- также дьявольский замысел. Здесь манихейскаявраждебность к телу и сексу, со всеми ее многочисленнымиаскетическими последствиями, зиждется на мифологическомосновании. Эти враждебность и аскетизм имеют общиелогические обоснования в гностическом взгляде на вещи,какими бы ни были специфические мифологическиедоказательства; но редко они так полно и так твердоутверждаются, как в манихейском мифе. В контексте этойтеоретической поддержки задержка на особенно отталкивающихдеталях порождения человека демонами добавляет элементотвратительного в иначе "разумно" поддерживаемую вражду.
Творение Евы преследовало особенную цель. Она болееполно подчинена демонам и таким образом становится ихинструментом против Адама; "ей они придали своюпохотливость, чтобы совратить Адама" -- совратить нетолько на плотскую страсть, но через нее и на размножение,самую грандиозную затею в стратегии Сатаны. Поскольку этоне только явно продолжает пленение Света, но из-заразмножения сильно рассеивает Свет, то в конечномитоге становится затрудненной работа по спасению,единственный путь которой -- пробуждение каждойотдельной души. И Тьма, таким образом, все оборачивает насовращение Адама, небожители же -- на пробуждение его,чтобы предохранить его от совращения.