Гарадское жыццё на бел.землях у 13- першай палове 17 ст. Магдэбурскае права. Гарадское рамяство. Цэхі. Унутраны і знешні гандаль.
В XIV - первой половине XVI в. производительные силы феодализма обусловили интенсивный процесс отделения ремесла от сельского хозяйства, что сопровождалось ростом городов и поселков городского типа - местечек. Если в начале XV в. в ВКЛ было известно 83 города, то в конце XV в. - уже 530. Наиболее крупными городами (свыше 8 тыс. человек) были Витебск, Могилев, Пинск, Полоцк, Слуцк, Гродно, Брест. По своему социально-экономическому статусу города подразделялись на государственные (великокняжеские) и частновладельческие, принадлежавшие отдельным феодалам. Иногда феодалы скупали участки в самоуправляемых городах и распространяли свою юрисдикцию на всех, кто жил на этой территории. Население этих так называемых «юридик» было неподвластно магистрату. Горожане стремились избавиться от зависимости феодалов и получить свободу и право на самоуправление. С конца XIV в. князья начали дарить городам право на самоуправление, так называемое магдебургское право. 3 конца XIV в. великие князья, учитывая стремлении городских жителей, своими грамотами стали даровать городам магдебургское право, или право на самоуправление. По этому праву горожане освобождались от феодальной зависимости и создавали свой орган власти — магистрат и суд, а ремесленники — свои ремесленные объединения.Магистрат являлся выборным органом городского самоуправления). Эти органы самоуправления возглавляли соответственно бурмистр и войт. Для магистрата в городах позже начали возводиться специальные здания — ратуши с городской башней и часами на ней.Первым получил это право Брест (1390 г.). Ко второй половине XVI в. магдебургское право получили почти все крупнейшие города Беларуси. Главным органом административного руководства городом был магистрат. Он состоял из совета (выборного органа) и лавы (суда). Во главе совета стоял войт, назначаемый великим князем. Местом работы совета были ратуши. Основную массу населения городов составляли ремесленники, купцы, которых называли горожанами.Большинство населения городов занималось ремеслом. В целях защиты своих экономических интересов ремесленники объединялись в союзы по профессиям, которые назывались цехами. Члены его делились на мастеров, товарищей, или челядников, и учеников. Цеха были организацией мастеров. Чтобы добиться этого звания, необходимо было на протяжении нескольких лет пройти школу ученика и подмастерья. В эти годы быстро развивалась торговля как внутренняя, так и внешняя. Купцы вели торговлю с Ригой и другими западноевропейскими городами. В городах проводились ярмарки по продаже товаров. Такими были основные особенности социально-экономической жизни Беларуси в XIV - XVI вв. Усиливалась экономическая зависимость крестьян от феодалов. Центрами культурной жизни, развития ремесел и торговли становились города. ПаЧынаюы с 14 в. белорусская культура сыграла важную роль в культурном жыцци ВКЛ.При этом белорусская культура узникла и развивалася на древних уходнеславянских традициях..На ее развицце значительно пауплывали перадрэнесансныя и ренессансные идэи.В вынику культура белорусского народа в сярэдзине 13-сер.17 в. приобрела арыгинальныя черты,национальную самобытность и достигла наивысшего подъема.Прошли известные изменения в развицци ремесленного вытворасци.Вместе с разнастайными вырабами,якия были связаны с апрацоукай метала,дерева,ткачеством,ювелирным мастерством,на Беларуси в 16 в. зъяуляецца вытворасць стекла,бумаги,книгадрукарства.Духоуная творасць отразилась в развицци фольклора,песенном,музыкальном искусстве.в 13-17 в. дальнейшее развицце атрымалавуснапаэтыная народная творасць.Узникае и новый этнины жанр-гистарычныя песни и паданни,обрядовая паэзия.Обрядовая паэзия,колядование,купальския хороводы-где удзельниками праздников были скамарохи.Выступленни скамарохау садзейничали узникненню ляленага театра-батлейки. В 15-16 веке. на Беларуси склалися пэуныя предпосылки для развицця культуры Возрождения. Тытаничнай фигурой эпохи Возрождения был Ф. Скорина-ученый,письменник,гуманист и асветник,который аказау значительное воздействие на развицце бел.культуры,дау бел.народу печатную книгу на его родном языке. Он в Праге перевел и издал "Псалтырь" и 22 книги Ветхого завета Библии. В 1522 г. он переехал в Вильнюс, где основал первую типографию, из которой вышли "Малая проезжая книжица" (1522 г.) и "Апостол" (1525 г.). Это были первые книги, выпущенные в первой типографии, основанной на территории Беларуси. Книги Скорины адресовались прежде всего светскому читателю. Скарынавы книги представляют исключительную съели яву как .по количеству находящихся в них гравюр, так и по исключительной техники исполнения. Всех иллюстраций 51. Это гравюры, портреты, сюжетно-тематические композиции. Книги Скорины широко распространялись в Европе и имели влияние на читателей во многих странах мира. Продолжателем культурно-просветительских традиций Скорины стал Сымон Будный — церковный, общественно-политический деятель. В 1562 г. в Несвиже он создал типографию, в которой была издана знаменитая работа Будного «Катехизис» - первая беларускамоуная книга на территории Беларуси.В 70 — 80-е гг. XVI в. начал переводить и печатать на белорусском языке «Евангелие» Василий Тяпинский. В предисловии к этой работе Тяпинский отмечает, что белорусский народ имеет давние и богатые культурные традиции, которые постепенно теряются из следующего католической и польской экспансии. Вину за это он возлагал на господ, духовенства, которые не заботились о развитии национальной культуры, расширении образования на родном языке.Значительное место в гисторыи культуры занимала архитэктура.Был создан зусим новый стиль-русская готика,образцами которой стали церкви оборонительного характера в Заслауи.Во второй половине 16 в. упали зъяуляцца культовые постройки в стыли ренессанса(каталицки костел в Нясвижы).С конца 16 в. вводятся борочныя помники(езуицки костел в Нясвижы).В выяуленым искусстве расширяются иканапис,фрэски,дэкаратыуная скульптура дворца и культовых пабудоу.
Царква і рэлігія на бел.землях у канцы 15- першай палове 16 ст. Рэлегійная талерантнасць. Асаблівасці развіцця духоунай культуры. Архітэктура. Мастацтва. Літаратура. Рэнесанс. Мікола Гусоускі. Францыск Скарына.