Соединенные Штаты: закон и конституция

В первой части «Демократии в Америке», впервые опубликованной в 1835 г., А. де Токвиль заметил, что «в Соединенных Штатах вряд ли найдется такой политический вопрос, по поводу которого раньше или позже не высказал бы своего мнения суд». Он полагал, что «право американских судов объявлять тот или иной закон не соответствующим конституции служит все же одной из самых мощных преград, которые когда-либо возводились против тирании по­литических органов» (Tocqueville, 1946, р. 83; Токвиль, 1992, с. 95). Именно здесь кроется объяснение упомянутых выше различий между Соединенным Королевством и Соединенными Штатами. Как отмечали авторы важного, хотя уже отчасти устаревшего сравнительного исследования английского и амери­канского публичного права: «Конституционные проблемы пронизывают аме­риканское право и определяют жизнь граждан в такой степени, что зарубеж­ные наблюдатели считают это просто невероятным. Американцы стали наро­дом конституционалистов, подменяющих судебное разбирательство вопроса­ми законодательства, в любом вопросе им мерещатся конституционные проблемы» (Schwartz, Wade, 1972, р. 6). Склонность к продолжительным и дорогостоящим судебным разбирательствам, касающимся как публичного, так и частного права, стала широко известной, хотя далеко не всех приводящей в восхищение чертой американской жизни и культуры. А Верховный Суд США, играющий в правительстве ведущую роль и привлекающий самое пристальное внимание политологов, не имеет аналогов в Великобритании6.

Научная литература, посвященная проблемам Верховного Суда США, весьма значительна и разнообразна, существует даже его «Оксфордский путеводи­тель...», помогающий познать его устройство, принципы деятельности и т.п. (Hall, 1992). Исследования деятельности Верховного Суда проводились в рус­ле различных теоретических традиций7; кроме того имеются многочисленные журнальные публикации. Американские исследования роли судов и поведения судей в значительной степени ориентированы на Верховный Суд, как и ис-

6 Тем не менее существует значительное число исследований, посвященных судейской роли палаты лордов (Slam-Cooper, Drewry, 1972; Stevens, 1979; Paterson, 1982). Работа Патерсона основана на уникальных данных, полученных в ходе интервью с лордами, занимаю­щимися проблемами права, — это несомненный успех ученого, поскольку трудности, с которыми сталкиваются британские исследователи при изучении поведения судей гораздо значительнее, чем у их американских коллег.

7 Hoddermiliams, 1980; McKeever, 1993; O'Brien, 1993; Schmidhauser, Berg, 1972; Wolfe, 1986; Woodward, Armstrong, 1979.

следования толкований конституционных положений (Tribe, 1988; Wellington, 1990; Sunstein, 1990; 1993). Помимо работ, специально посвященных Верхов­ному Суду, существует обширная политологическая научная литература о кон­ституционных и демократических результатах применения практики судебно­го надзора. Она включает такие ставшие современной классикой произведе­ния, как «Введение в теорию демократии» Р. Даля, изданное в 1956 г., и «Конец либерализма» Т. Лоуи. Наряду с обсуждением других проблем, автор призывает Верховный Суд восстановить власть закона, ограничив прерогати­вы, предоставленные административным учреждениям, без четко определен­ных условий пользования ими (Lowi, I979, р. 300)8.

Как и о Верховном Суде, о конституции США написано так много — и политологами, и юристами, — что трудно сразу определить, с чего следует начинать. Многие важные работы на эту тему носят политико-исторический характер (Bailyn, 1967; Wills, 1978), еще больше исследований посвящено их современным интерпретациям (Corwin, 1978; Tribe, 1988; Sunstein, 1990; 1993). Различные аспекты конституционализма отражены в многочисленных исследо­ваниях, проведенных учеными, работающими в правительственных учрежде­ниях Соединенных Штатов (Vile, 1967; Elster, Slagstad, 1988). В недавно издан­ном сборнике содержатся очерки по сравнительному исследованию и конститу­ционных последствий политических изменений, происшедших в странах Вос­точной Европы и других районах мира (Greenberg et al, 1993). Этот сборник явился продолжением более ранней работы, посвященной сравнительному изу­чению политической роли судов в более широком плане (Shapiro, 1981).

Заключение

Между правом и политикой существует естественная близость, выражаю­щаяся в самых разных формах. Практически любой аспект политической дея­тельности и политических изменений — на субнациональном, национальном, межнациональном и глобальном уровнях — имеет свои правовые или консти­туционные аспекты. Данная глава, посвященная рассмотрению двух различ­ных национальных образцов, иллюстрирует это положение, хотя она, конеч­но, ни в коей мере не претендует на глубину раскрытия столь сложной темы при незначительности отведенного объема.

Многие политологи не уделяют должного внимания правовому измерению дисциплины и тем самым наносят своим исследованиям непоправимый вред. Отмечая это обстоятельство, было бы наивно полагать, что политологи ста­нут юристами, а юристы — политологами. Продвижение вперед возможно через включение в исследовательские и учебные программы социальных наук соответствующих правовых аспектов, более тесное междисциплинарное со­трудничество, а также более частое обращение как юристов, так и политоло­гов к работам друг друга. Автор главы выдвигает эти предложения с опреде­ленной долей неуверенности, поскольку представляет страну, где пропасть между правом и политической наукой особенно широка. Но все-таки остается надежда, что эта глава внесет скромный вклад в развитие науки именно на этом направлении.

8 О последних изменениях в административном законодательстве США см.: Stewart, 1975; Breyer, Stewart, I979; Mashaw, 1985; Sunstein, 1990; Lessig, Sunstein, 1994.

ЛИТЕРАТУРА

Abraham H.J. The judicial process. New York: Oxford University Press, 1993.

Allan T.R.S. Liberty and justice: The legal foundations of British constitutionalism. Oxford: Clarendon Press, 1993.

Bailyn B. The ideological origins of the American revolution. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1967.

Baldwin R., McCrudden C. (eds). Regulation and public law. London: Weidenfeld and Nicolson, 1987.

BarnettA., Ellis C., Hirst P. (eds). Debating the constitution. Oxford: Polity, 1993.

Bell J. Policy arguments in judicial decisions. Oxford: Clarendon Press, 1983.

Birkinshaw P. Grievances, remedies and the state. London: Sweet and Maxwell, 1985. Blom- Cooper L., Drewry G. Final appeal: A study of the House of Lords in its judicial

capacity. Oxford: Clarendon Press, 1972.

Breyer S. G., Stewart R.B. Administrative law and regulatory policy. Boston: Little, Brown, 1979.

Browne- Wilkinson N. The independence of the judiciary in the 1980s // Public Law. 1988. P. 44-57.

Cane P. An introduction to administrative law. Oxford: Clarendon Press, 1986.

Carr C.T. Delegated legislation. London: Oxford University Press, 1921.

Cooper P.J. Public law and public administration: The state of the union // Public administration: The state of the discipline / Ed.by N.B.Lynn, A.Wildavsky. Chatham (N.J.): Chatham House, 1990. P. 256-284.

Corwin E.S. The constitution and what it means today / Rev. by H.W. Chase, C.R. Ducat. Princeton (N.J.): Princeton University Press, 1978.

Craig P.P. Public law and democracy in the United Kingdom and the United States of America. Oxford: Clarendon Press, 1990.

Crick B. The American science of politics. London: Routledge, 1959.

Dahl R.A. A preface to democratic theory, Chicago: University of Chicago Press, 1956. Dicey A. V. Introduction to the study of the law of the constitution. London: Macmillan,

1959; originally published 1885.

Drewry G. Lawyers and public administrators: Prospects for an alliance? // Public Admini­stration. 1986. Vol. 64. P. 173-188.

Drewry G. British law journals as a resource for political studies // Political Studies. 1991. Vol. 39. P. 560-567.

Drewry G. Judicial politics in Britain: Patrolling the boundaries // West European Politics.

1992a. Vol. 15. P. 9-28.

Drewry G. Justice and public administration: Some constitutional tensions // Current legal problems / Ed. by R.W. Rideout, B.A. Hepple. Oxford: Oxford University Press, 1992&. Vol. 14. Part 2. P. 187-212.

Drewry G. Public law (Special issue on British public administration: The state of the

discipline) // Public Administration.l995.Vol.73.P.41-57.

DunsireA. Administration. London: Martin Robertson, 1973.

Elster J., Slagstad R. (eds). Constitutionalism and democracy. Cambridge: Cambridge

University Press, 1988.

Freeman M.D.A. Lloyd's introduction to jurisprudence. London: Sweet and Maxwell, 1994.

Friendly H.J. The gap in lawmaking — judges who can't and legislators who won't //

Columbia Law Review. 1963. Vol. 63. P. 787-807.

Fuller L. The forms and limits ofadjudication // Harvard Law Review. 1978. Vol. 92. P. 353-409.

Greenberg D. et al. (eds}. Constitutionalism and democracy: Transitions in the contemporary world. New York: Oxford University Press, 1993.

Gregory R., Hutchesson P. The parliamentary ombudsman. London: Alien and Unwin, 1975.

Griffith J.A. G. The political constitution // Modem Law Review. 1979. Vol. 42. P. 1-21.

Griffith J.A.G. The politics of the judiciary. London: Fontana, 1991.

Griffith J.A.G. Judicial politics since 1920. Oxford: Blackwell, 1993.

Hall К. L. (ed.). The Oxford companion to the Supreme Court of the United States. New York: Oxford University Press, 1992.

Harden I. The contracting state. Buckingham: Open University Press, 1992. Harlow C., Rawlings R. Pressure through law. London: Routledge, 1992.

Hodder- Williams R. The politics of the US Supreme Court. London: Alien and Unwin, 1980.

Horowitz D.L. The courts and social policy. Washington (D.C.): Brookings Institution, 1977o.

Horowitz D.L. The courts as guardians of the public interest // Public Administration Review. 1977&Vol. 37. P. 148-154.

Horowitz D.L. The judiciary: Umpire or empire // Law and Human Behavior. 1982. Vol. 6. P. 129-143. Institute for Public Policy Research. 1993. A Written Constitution for the United Kingdom. London: Mansell, 1982.

Jaffe L. English and American judges as lawmakers. Oxford: Clarendon Press, 1969. JowellJ., Oliver D. The changing constitution. Oxford: Clarendon Press, 1994.

Katzmann R.A. (ed.). Judges and legislators: Towards Institutional Comity. Washington (D.C.): Brookings Institution, 1988.

Le SueurAP. Is judicial review undemocratic? // Parliamentary Affairs. 1991. Vol. 44. P. 283-297.

Le Sueur A. P., Sunkin M. Applications for judicial review: The requirement of leave //Public Law. 1992. P. 102-129.

Lee S. Judging judges. London: Faber and Faber, 1989. LessigL., Sunstein C.R. The president and the administration // Columbia Law Review. 1994. Vol. 94. P. 1-124.

Loughlin M. Public law and political theory. Oxford: Clarendon Press, 1992.

Lowi T.J. The end of liberalism. New York: Norton, 1979.

McKeever R. Raw judicial power. Manchester: Manchester University Press,1993.Mackenzie W.J.M. Politics and social science. Harmondsworth: Penguin, 1967. Mackenzie W.J.M., Grove J.W. Central administration in Britain. London: Longmans, 1957.

Mashaw J.L. Due process in the administrative state. New Haven (Conn.): Yale University Press, 1985.

O'Brien D.M. Storm Center. New York: Norton, 1993.

Paterson A. The law lords. London: Macmillan, 1982.

Pollock F. Essays in jurisprudence and ethics. London: Macmillan, 1882.

Port F.J. Administrative law. London: Oxford University Press, 1929.

Richardson G., Genn H. (eds). Administrative law and government action. Oxford: Clarendon Press, 1994.

Ridley F.F. The study of government. London: Alien and Unwin, 1975.

Ridley F.F. The citizen against authority: British approaches to the redress of grievances // Parliamentary Affairs. 1984. Vol. 37. P. 1-32.

Robson W.A. Justice and administrative law. London: Macmillan, 1928.

Rose R. Law as a resource of public policy // Parliamentary Affairs. 1986. Vol. 39. P. 297-314.

Schmidhauser J.R., Berg L.L. The Supreme Court and Congress: Conflict and interaction, 1945-1968, New York: Free Press, 1972.

Schmidhauser J.R. (ed.). Comparative judicial systems. London: Butterworth, 1987. Schwartz В., Wade H. W.R. Legal control of government. Oxford: Clarendon Press, 1972.

Shapiro M. M. Courts: A comparative and political analysis. Chicago: University of Chicago Press, 1981.

Shklar J. Legalism. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1964.

Sisson C.H. The spirit of British administration. London: Faber and Faber, 1959.

Smith R.M. Political jurisprudence, the «new institutionalism» and the future of public law // American Political Science Review. 1988. Vol. 82. P. 89-108.

Sfacey F. The British ombudsman. Oxford: Clarendon Press, 1971.

Stewart R.B. The reformation of American administrative law // Harvard Law Review. 1975. Vol. 88. P. 1669-1813.

Slovens R. Law and politics: The House of Lords asa Judicial body, 1800-1976. London; Weidenfeld and Nicolson, 1979.

Sunkin M. What is happening to applications for judicial review? // Modem Law Review. 1987. Vol. 50. P. 432-167.

Sunkin M. The judicial review case-load, 1987-1989 // Public Law. 199 la. P. 490-499. Sunkin M. Can government control judicial review? // Current Legal Problems. 19916. Vol. 44. P. 161-183.

Sunkin M. ef al. Judicial review in perspective. London: Public Law Project, 1993.

Sunstein C.R. After the rights revolution. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1990.

Sunstein C.R. The partial constitution. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1993.

Tocqueville A. de. Democracy in America. London: Oxford University Press, 1946. [Токвиль А. де. Демократия в Америке. M.: Прогресс, 1992.]

Tribe L.H. American constitutional law. Mineola (N.Y.): Foundation Press, 1988.

Vieira N., Cross L.E. The appointment clause: Judge Bork and the role of ideology in judicial confirmations //Journal of Legal History. 1990. Vol. 11. P. 311-352.

Vile M.J.C. Constitutionalism and the separation of powers. Oxford: Clarendon Press, 1967.

Volcansek M.L. (ed.). Judicial politics and policy making in Western Europe. London: Frank Cass, 1992.

Waldron J. A right-based critique of constitutional rights // Oxford Journal of Legal Studies. 1993. Vol. 13. P. 18-51.

Walker D.M. (ed.). The Oxford companion to law. Oxford: Oxford University Press, 1980.

Wellington H.H. Interpreting the constitution. New Haven (Conn.): Yale University Press, 1990.

Wills G. Inventing America. New York: Doubleday, 1978.

Wilson W. The study of administration // Political Science Quarterly. 1887. Vol. 2. P. 197-222.

Wolfe C. The rise of modern judicial review. New York: Basic Books, 1986.

Woodward В., Armstrong S. The Brethren: Inside the Supreme Court. New York: Simon and Schuster, 1979.

Глава 7

Наши рекомендации