Греческая культура архаического периода

Она развивалась на базе ручных орудий труда. Крестьяне, ремесленники – непосредственные производители – выполняли работы, которые у более зажиточных и богатых греков выполняли рабы. Рабовладельческие отношения постепенно развивались, но физический труд еще не считался унижающим свободного человека. А труд земледельца считался почетным. Уровень техники и соответствующие отношения этого времени ярко отражены в поэме «Труды и дни».

Религия.

Это антропоморфизм, т.е. обожествление человека, представление о богах, как сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью.

Мир, вначале, представлял собой Хаос , была Земля – Гея, подземный мир – Тартар.

От Геи произошел сын Уран – бог неба. Уран и Гея родили титана Кроноса, который сверг своего отца Урана.

Это были титаны – старшие боги. От Кроноса произошли младшие боги: Аид, Посейдон, Деметра, Гера, Зевс.

Младшие боги во главе с Зевсом свергли господство старших богов и стали управлять миром.

Главным богом, отцом богов считался Зевс.

Его жена Гера – богиня неба и покровительница брака.

Посейдон – бог моря.

Деметра – богиня плодородия и зерновых растений.

Аид – бог подземного мира.

У Зевса было много детей – богов:

- Афина – богиня мудрости и войны,

- Аполлон – бог света и искусства,

- Артемида – богиня луны и охоты,

- Гефест – бог кузнец и т.д.

Древние греки населяли всю природу божественными существами. По их мнению в рощах жили дриады, нимфы; в море – наяды и сирены – птицы с головами женщин.

В Греции почитались полубоги – герои, происходящие, по мнению греков, от браков богов с людьми. Особенно почитался Геракл, совершивший 12 подвигов.

Празднечества.

В Греции существовали специальные праздничества, посвященные богам, но имеющие не только религиозный характер, поскольку существенными действиями этих праздников являлись физкультурные состязания, а также музыка, песни и т.д.

На эти праздничества стекались люди всех полисов Греции. Женщины также приходили на праздники. Празднично одетые, они свободно выходили на улицы. Праздничество это было торжественным и сопровождалось танцами. В этот день пели песни, водили хороводы, потом шли театральные представления.

Олимпийские игры.

Помимо празднеств, греков объединяли общегреческие состязания.

Особенно славились олимпийские игры, которые проходили в Олимпии на Пелопоннесе. Их справляли в честь отца богов Зевса Олимпийского. В Олимпии стоял его храм, в котором находилась громадная статуя этого бога.

Олимпийские игры происходили раз в 4 года на пятый. Первая олимпиада состоялась в 776 г. до н.э.

На время игр войны прекращались, для того, чтобы в этих играх могли участвовать все греки.

На олимпийские игры съезжалось много народу из самых различных городов греческого мира. Состязания проводились в беге, прыжках, метании диска, езде на колесницах и в др. гимнастических упражнениях. Но кроме того, состязания проходили у драматургов, поэтов, певцов, музыкантов. В физических упражнениях участвовали мужчины, а из женщин – только девушки – спартанки.

Победители на олимпийских играх получали оливковый венок. Никаких ценностей победитель не получал. Но этот венок являлся высшей почетной наградой. Одержавший победу пользовался необычайным почетом.

Оракулы.

Надо подразумевать не отдельных лиц, а целые храмы, которые занимались прорицанием будущего.

Ответы оракулов строились так, чтобы их можно было толковать различным образом, так как на самом деле оракул ничего предсказать не мог. Но жрецам важно было не потерять своего авторитета.

Философия.

Для первых философов был характерен наивный материализм и стихийная диалектика

Материалисты:

1) Фалес – основа всех вещей – вода, которая находится в непрерывном изменении: весь мир произошел из воды, вещи, разрушаясь, превращаются в воду.

2) Анаксимен – основа всего сущего – невидимая первичная материя – «апейрон».

3) Анаксимандр – первооснова – воздух.

4) Гераклид – мир не создан никем из богов и никем из людей: он произошел из огня

Несмотря на наивность, эта философия представляла собой большую ценность, так как основой мира считала развитие первичной материи, а не творческую силу богов.

Идеалисты, начало мира видели не в природе и ее явлениях, а в идеях:

1) Пифагор – мир это определенная система чисел и их взаимоотношений.

Греческая письменность.

Имела небольшое количество букв - 24, возникла в 9 – 8 вв. до н.э., используя финикийский алфавит.

Для нас греческий алфавит имеет большое значение тем, что впоследствии основатели славянской письменности взяли его за образец, прибавив к нему только буквы, обозначающие шипящие звуки.

Литература.

1) Гесиод – 2 произведения «Теогония», излагавшая взгляды греков на происхождение богов и мира и «Труды и дни».

2) Архилог – один из первых поэтов. Он принимал участие в борьбе аристократии и демократии. В одном из своих произведений говорит о смене удач и неудач на жизненном пути.

3) Поэт Алкей – писал на гражданские и личные темы. Также занимался политической деятельностью, был сторонником аристократии. Стихотворение «Корабль», в котором описывается опасное путешествие корабля в бурю. Тонущее судно – это положение аристократии, которая едва ли выйдет из страшного шторма. Кроме того он воспевал любовь и вино.

4) Поэтесса Софо- свадебные песни, особенно заметно стихотворение, посвященное богине любви и красоте Афродите.

5) Спартанский поэт Тиртей – воспевал патриотические чувства и победителей на олимпийских играх, победителей в гимнастических и военных состязаниях в Спарте, прославлял обычаи и подвиги спартиатов.

6) Известа и греческая басня. Сама литературная форма басни зародилась именно в это время. Басня писалась в прозе. Под видом животных и предметов изображались люди. Первым баснописцем был Эзоп. Он автор басен, кратких и остроумных, в которых ярко показана борьба бедных и богатых.

7) Сатиристическая поэма. Ее образец – поэма «Война мышей и лягушек», переведенная на русский язык Жуковским. Сатиристическая поэма написана гекзаметром, т.е. стихом, которым написаны и поэмы Гомера.

Искусство.

В это время зарождается греческое изо. Первоначально оно уступало искусству древнего Востока как в архитектуре, так и в скульптуре. Но уже в к. 6 в. до н.э. греческое искусство настолько развилось, что в некоторых отношениях стало превосходить искусство древнего Востока.

Архитектура.

Первоначально греческая архитектура была несовершенной. Греческий храм 8 – 7 вв. до н.э. представлял собой деревянное сооружение, имеющее 3 стены, а 4-ую сторону открытой. Чтобы поддержать крышу с 4-ой стороны ставились бревна, которые и поддерживали ее. Впоследствии, когда возникает каменное зодчество, столбы становятся каменными. Таким образом возникли колонны.

Некоторые храмы 7 в. до н.э. строились из кирпича – сырца, но с каменными колоннами. Впоследствии развивается каменное зодчество.

В к. 7 в. до н.э. создается первая форма храма, окруженного со всех сторон колоннами. С этого же времени возникает дорический ордер, или стиль. Он характерен прежде всего простой колонны. Она делится на основание, ствол и капитель – верхнюю часть.

Скульптура

Также развивается, начиная от самых примитивных форм.

В 8 в. до н.э. делались деревянные изображения богов. Эти изображения одевали и ставили в храмы.

В 7 в. до н.э. возникает греческие каменные статуи. Первоначально примитивные. Такова статуя Геры Самосской. Фигура ее почти не делается. Скульптура совершенно круглая.

В к. 7 в. до н.э. появляются статуи, которые представляют подобие человеческой фигуры. Такова статуя Артемиды Делосской. Здесь уже видна фигура, хотя и очень примитивная.

В 7 в. до н.э. появляются группы статуй, например в храме на Сицилии изображена группа людей, где герой Персей отрубает голову Медузе. На лицах у всех героев застывшие улыбки, которые считались обязательными в то время.

Помимо изображения богов, было изображение юноши, так называемого куроса. Бог Апполон тоже изображен как юноша.

Для статуи этого времени особенно характерна тщательность, с которой делались прическа и одежда. Очень тонко на мраморе или другом материале изображались локоны, завитки волос, складки одежды. Мужчины обычно обнажены, а женщины по большей части в одежде.

Статуи раскрашивались.

Архаическая скульптура, несмотря на неподвижность фигур, имеет свою неувядаемую прелесть и поражает своим высоким искусством.

Живопись.

Дошла до нас на стенах зданий. Картины сохранились на стенах подземных склепов в развалинах городов на юге Италии.

Прекрасно расписаны вазы.

В 7 в. до н.э. в Аттике производилась чернофигурная ваза, т.е. ваза, на естественный красноватый фон которой черным лаком наносились изображения. Иногда изображения процарапывались и раскрашивались красной и белой красками. Этот прием характерен только для эпохи архаики.

Коринф славился вазами из желтоватой глины.

Лак, производившийся в Аттике в 6 в. до н.э. сохранился до наших дней

  1. Греческая культура классического периода.

Философия.

Расцвет философской мысли. Начавшаяся борьба между материализмом и идеализмом способствовала этому быстрому развитию.

  1. Анаксагор. Все тела построены из соответствующего качества мельчайших частиц: воздух – из мельчайших воздушных частиц, дерево – из мельчайших деревянных и т.п. Однако, объясняя строение материи с материалистических позиций, он считал причиной ее возникновения «мировой разум».
  2. Демокрит. Считал, что вся вселенная, Земля, все предметы и люди состоят из мельчайших частиц – атомов, одинаковых по веществу, но разных по форме и величине. Атом – мельчайшая часть вечной и неизменной материи, которая далее не может делиться («атом» значит «неделимый»). Он считал, что во вселенной существуют только вечно движущиеся атомы и пустота. Сталкиваясь во время движения, атомы образуют различные сочетания, представляющие все разнообразие вещей во вселенной. Эти предметы существуют до тех пор, пока составляющие их сочетания атомов не распадутся

Появляется новое направление в философии, представители которого получили название софистов, т.е. мудрецов.

Общественные и политические условия в Греции в 5 в. до н.э., вызвали потребность в обладании красноречием – искусством убеждать слушателей и собеседников. Этим искусствам и знаниям и обучали за плату желающих учителя – софисты. Одним из представителей софистов был:

  1. Протогор. Он считал, что «человек есть мера всех вещей», т.е вещи сами по себе не имеют никаких свойств, а приобретают эти свойства в зависимости от отношения их к человеку. Нет черного, ни белого, ни хорошего, ни плохого, а все эти качества предметам и явлениям дает в своих оценках человек.

Одновременно с софистами выступает философ:

  1. Сократ. В отличие от софистов, полагавших, что истина непознаваема, он считал, что она познается в споре. Такой метод назвали «сократический диалог». Сократ выступал против равенства людей, разделяя их на познавших и не познавших истину.

Идеалистическое направление представлял:

  1. Платон. Он признавал существование объективного мира, но считал его только отражением, пораждением подлинного реального потустороннего мира идей. Т.о., он полагал, что существует, например, идея лошади в потустороннем мире, которая в нашем мире воплотилась в реальной лошади. Платон предложил также проект идеального государства – полиса, в основе которого лежало устройство Спарты. По замыслу Платона, все граждане его идеального государства делились на 3 группы:1- философы, 2 – войны, 3 – «ремесленники».1-ая – управляет, 2- защищают полис, 3- занимаются физическим трудом. Женщин он считал равными по уму мужчинам, поэтому они уравнены с мужчинами в правах и обязанностях.

Философ, который сочетал в своей философии и материалистические и идеалистические воззрения:

  1. Аристотель. Он признавал реально существующий мир и создал учение о форме и содержании, различая явления и форму, в какую это явление облекается. Также он создал свое учение о государстве. Но он считал, что, прежде чем говорить об идеальном государстве, надо изучить реальные, существующие государства. Аристотель написал «Афинскую политию» - - труд о государственном устройстве Афин. Аристотель пришел к выводу, что существует 3 типа государства: монархия (правление одного), аристократия (правление немногих) и демократия (правление всех). При этом он считал, что все эти формы государства хороши, если и монарх, и представители немногих, и демократия заботятся только о благе народа. Но каждая из этих форм государства может быть вредной и выродиться в худшую форму правления: монархия – в тиранию, т.е. бесконтрольное господство одного; аристократия – в олигархия, т.е. в господство немногих, которые захватывают себе все блага; демократия – в охлократию, т.е. господство толпы – черни. Сам Аристотель не симпатизировал демократии, а был сторонником аристократии.

Театр.

Он возник на основе народных песен и плясок во время праздника бога Диониса – покровителя с/х и крестьян. Исполнители обрядовых песен в честь Диониса – дифирамбов были одеты в козлиные шкуры. Отсюда происходит слово «трагедия», т.е. «песнь козлов» («трагос» - козел, «оде» - песня). Из дифирамбов и возникла греческая трагедия.

Ряд песен в честь Диониса носил озорной, веселый характер. Из них возникла комедия.

Эти песни пелись хором во главе с запевалой, который носил название корифея и разговаривал с хором о Дионисе. Слушатели располагались вокруг небольшого холма, где корифей пел вместе с хором. Чтобы зрителям лучше было видно и слышно, корифей и первый артист стояли на возвышении – специальном деревянном помосте, а зрители располагались на скамьях, которые шли амфитеатром. Так возникли театральные представления.

Сначала театр был деревянным. Место, где играли актеры, называлось сценой от слова «скена», т.е. палатка.

Театры вмещали до 20 – 25 тыс. зрителей. Женские роли исполнялись только мужчинами. Так как каждый артист должен быть виден и слышен всеми зрителями, он играл в сапогах с высокими подставками – котурнах. Все актеры надевали маски, для каждой роли – особая маска. Изо рта маски торчал рупор, который усиливал голос.

Театральное представление было не развлечением, а священнодействием, в котором должен был участвовать каждый гражданин. Театр был школой воспитания, где в пьесах разбирались самые насущные вопросы морали, политики и идеологии.

Театральные представления шли несколько раз в год по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд. Каждый раз ставились 3 трагедии и 2 комедии, так что греки смотрели представление с утра до вечера.

Литература.

Развивается род литературы – драматические представления, возникшие на основе народных праздничеств, в форме трагедии и комедии.

Трагедии имели своей основой мифологию.

Поэты вкладывали в свои трагедии идеи, волновавшие греческое общество того времени. Это обусловило огромную популярность трагедии.

Трагедии писали:

1. Эсхил. Энгелсь считал его «отцом трагедии». Самая знаменитая трагедия «Прикованный Прометей». В основу трагедии положен греческий миф о том, как титан Прометей страдает за то, что дал огонь людям. Прометей выступает против тиранической власти Зевса. В трагедии отразился протест тирании. Еще одна трагедия – «Персы», в которой изображена победа греков в Греко – персидских войнах и поражение Персии.

2. Софокл. Воспевает творческий труд человека. Но наряду с этим Софокл обращается к идее судьбы, довлящей над жизнью человека. Что бы не делал человек, он зависит от слепого рока. Ведь согласно греческой мифологии нить жизни каждого человека ткут 3 слепые Мойры – богини судьбы. Самая выдающаяся трагедия «Царь Эдип». Здесь идея бессилия человека перед судьбой, и одновременно в благородном образе Эдипта воплощен протест против судьбы.

3. Еврипид. Он писал трагедии, посвященные анализу чувств, которые приводят человека к несчастьям и гибели. Интересно, что к Еврипида нет идеи слепой судьбы. Не рок управляет действиями человека, а сами люди делают свою жизнь. Но их чувства иногда становятся более роковыми, чем судьба. «Ведея. Она посвящена страданиям и мести оскорбленной женщины»

Комедии писали:

  1. Аристофан. Действия комедий Аристофана происходит во время Пелопоннесской войны и во время мира. Он отражал интересы сельского населения, особенно страдавшего от военных действий, поэтому в ряде комедий он выступал против войны. Он был поборником мира. Комедии «Мир», «Женщины в народном собрании».

Архитектура.

Ведущими архитектурными сооружениями в Греции были храмы, театры, здания для заседаний – булевтерии.

В 5 в. до н.э. возникает планировка городов. Но основным архитектурным сооружением остается храм. Первоначально храмы строили из дерева. Крышу поддерживали столбы. Впоследствии храмы начали строить из камня. Столбы превратились в колонны.

Стили архитектуры:

1) Дорический. Здания дорического стиля были очень просты. Дорическая колонна стояла прямо на полу без специально сделанного из камня подставки. Верхняя ее часть, капитель, была очень проста и представляла собой форму трапеции. Сама колонна была массивной и устойчивой.

2) Ионический. Распространяется в 5 в. до н.э. Здания менее массивны, колонны тоньше и стройнее. Они стоят не прямо на полу, а на каменной подставке – базе, капитель украшена 2 завитками – волютами. Они имеют более сложную отделку, чем дорические.

3) Коринфский. В 4 в. до н.э. распространен. Более длинная колонна, более сложная база и капитель, украшенная листьями небольшого растения – аканфой.

Примеры архитектуры храмы Парфеон и Эрехтейон. Образец 3 – памятник афинскому гражданину Лисикрату.

Скульптура.

Первоначально испытывала влияние Востока и вместе с тем была связана с традициями геометрического стиля.

Во 2 половине 7 в. до н.э. появляется монументальная греческая скульптура.

В 6 в. до н.э. совершенствуются скульптурные изображения человеческих фигур и лиц, но фигуры еще неподвижны.

В 5 в. до н.э. начинается расцвет греческой скульптуры, которая правильно передает человеческую фигуру и лицо, а также воспроизводит движение.

Знамениты скульпторы Мирон, Поликлет, Фидий.

Кроме произведений этих скульпторов, имеется много других, безымянных. Особенно хороша статуя бегуньи, победительницы на олимпийских играх – юной девушки лет 15-16.

Скульптором 4 в. до н.э. был Пракситель, изображавший богов и богинб в виде красивых, изящных юношей и молодых женщин. «Гермес» - одна из самых известных скульптур – изображен молодой бог, играющий с ребенком Дионисом.

Скопос, также 4 в. до н.э.. Он изображал физические и духовные страдания людей.

Лисипп. Он изображал сильных физически и волевых людей. Таков его «Геракл».

Живопись.

Широко распространена в др. Греции. Сюжетами фресок и мозаик художников были сцены из мифологии, но картины отражали и современные события и греческий быт.

Религия.

Имела большое значение в жизни людей. Она отображалась в живописи, скульптуре. Функции ряда богов и богинь частично повторяли друг друга. Силы природы и все виды деятельности людей имели своих богов – покровителей.

Греко-персидские войны.

Источники.

Основным источником является труд Геродота «История», который обрывается на событиях 478 г.

Ряд других историков рассказывают в той или иной связи об отдельных событиях и аспектах этих войн. Эсхил в трагедии «Персы» в ярких образах описал морской бой греков с персами при острове Саламин.

Персия и греки накануне войны..

Возникшая в с. 6 в. до н.э. и завоевавшая все ближайшие государства Персидская держава достигла могущества во время правления царя Дария 1. С завоеванных народов систематически взималась дань, что постепенно истощило их экономические возможности. Поэтому Персидское государство было заинтересовано в завоевании новых территорий.

Продолжая необходимую для Персидской державы политику завоеваний, а также с целью укрепления своей власти над богатыми городами малоазийских греков, Дарий предпринял поход против скифов.

Скифы – кочевники избрали самую целесообразную тактику в борьбе против нашествия персов. Уклоняясь от решительного боя, они уничтожили колодцы и продовольствие на пути следования персидской армии, истребляли небольшие отряды персов, отрывавшиеся от главных сил, и этими мерами ослабили и дезорганизовали персидскую армию. Дарию 1 после ряда неудач пришлось прекратить бесперспективный поход и повернуть назад.

Но Персы овладели Византием, и всей Восточной частью Балканского полуострова. Персов признала Македония, Египет. Границы Персидской державы вплотную приблизились к Греции.

В Греции стал вопрос о том, начинать войну с Персией или нет. Только сознание большого неравенства сил удерживало демос греческих полисов от активных выступлений против Персии. Напротив, аристократия была не прочь ценой признания верховной власти персов при поддержке персидского царя вернуть потерянное ею господствующее положение, а в тех полисах, где аристократия оставалась у власти, опираясь на персов, укрепить ее. Т.о., единства во внешней политике греков в отношении Персии не было. Это знала Персия и рассчитывала без особого труда подчинить Грецию и извлечь из нее новые большие доходы. Недоставало только повода для войны, который подали сами греки.

Начало Греко – персидских войн.

Население малоазийских греческих городов особенно страдало от персидской налоговой системы. Возникла ситуация, что по незначительному поводу могло вспыхнуть стихийное восстание.

Милетский тиран Аристагор призвал милетян к восстанию против персидского ига. Стихийное восстание в Милеете началось в 500 г. до н.э., быстро распространилось на большинство городов малоазийских греков.

Первые успехи ионийского восстания объяснялись тем, что оно было неожиданным для персов, у которых не было достаточно сил в западной части Малой Азии. Аристогор отправился в города Греции просить помощи. Но там боялись столкновения с Персией. И лишь Афины дали согласие только на символическую помощь. (20 военных кораблей). Город Эретрия прислала 5 кораблей. Тем временем восстание охватило все малоазийское побережье. Но силы были неравны. В 494 г. до н.э. восстание подавлено.

Первый поход персов против Греции.

Незначительная помощь, которую оказали ионянам Афины и Эретрия, была использована Дарием 1 как повод для первого похода против Греции.

В 492 г. до н.э. большое сухопутное войско и морской флот направились на завоевание Греции. Сухопутное войско переправилось через Геллеспонт и двигалось по Фракийскому побережью Эгейского моря, разоряя по дороге города и населенные пункты.

Воинственные фракийские племена отчаянно оборонялись и несколько ослабили персидское войско, подходившее к полуострову Халкидика. Здесь у с. мыса Актэ на море разразилось грандиозная буря, которая уничтожила большую часть персидского флота. Персия отступила.

После отступления Дарий 1 направил в Грецию послов с требованием признать над собой верховную власть Персидской державы. Большинство греческих городов – государств выполнило это требование и формально подчинялось персам. Только 2 полиса – демократические Афины и аристократическая Спарта – осмелились открыто выступить против притязаний Дария 1.

Второй поход персов против Греции.

Главным своим противником персы считали Афины.

В 490 г. до н.э. состоялся второй поход против Греции.

Цель похода – война против Эретрии и Афин. Эретрия была разгромлена, после чего персидский флот направился к Аттике.

При известии о высадке персидских войск у Марафона немедленно было приведено в боевую готовность все афинское ополчение . В армию были зачислены даже рабы, которым была обещана свобода. Народное собрание поставило не ожидать наступления персов на Афины, а дать сражение у Марафона.

В связи с нападением, угрожающим всем грекам, афиняне послали в Спарту гонца с просьбой о помощи. Но Спарта выжидала, заявив, что ее войско не может выступить в поход ранее наступления полнолуния. Афиняне вынуждены были надеяться только на себя.

Высадившись на Марафонской долине персидское войско из конницы и пеших лучников. Войско превышало греческое по численности. Возник вопрос у греков, начинать ли бой первыми или организовать оборону. Победило мнение стратега Мильтиада начать бой первыми.

Согласно традиции, стратеги командовали ополчением по очереди в течение одного дня. Когда наступил день командования Мильтиада, он выстроил все ополчение в боевой порядок и перешел в наступление на персов, растянув свою фалангу на всю ширину долины, т.к. персидское войско превосходило по численности.

Фаланга афинян уничтожило персов, прорвавших центр фаланги. Афиняне захватили 7 персидских кораблей.

Мильтиад разгадал намерение персов обогнуть полуостров Аттика и напасть на Афины, пока их ополчение находится у Марафона. Поэтому, оставив на месте боя небольшую команду для похорон павших воинов, Мильтиад приказал ополчению срочно возвращаться в Афины. Еще раньше, сразу после боя, в Афины был послан гонец с известием о победе. Добежав до Афин, гонец воскликнул: «Радуйтесь, мы победили!» - и умер от разрыва сердца.

Вернувшись победоносное ополчение сразу направилось к побережью защищать афинские гавани. Когда у Фалерона, главного афинского порта появились персидские корабли, то персидское командование увидело береговую оборону, организованную греками. Персидский флот не решился напасть и удалился.

Персия и Греция в период после второго похода персов.

Победа афинян при Марафоне над персами имела большое моральное и политическое значение. Она породила у греков уверенность в возможности защиты своей независимости в борьбе с персидской агрессией. Народы, завоеванные Персией, прослышав о поражении персов пришли в движение. Персидское правительство не отказалось от завоевания Греции. Но внутренние волнения не давали ему возможности приступить к организации 3-его похода против Греции. В 486 г. до н.э. Дарий 1 умер.

Греки не смогли использовать представившуюся им мирную передышку. Продолжались междоусобицы между полисами, раздоры между олигархическими и демократическими группировками. Опасность нового персидского нашествия осознавалась всеми. Приемникам Дария 1. Многие греческие полисы признали Персию.

В Аттике по вопросу о стратегии в предстоящей оборонительной войне боролись 2 группировки – сухопутная и морская. Сторонниками мобилизации всех сухопутных сил были землевладельцы – аристократы, к ним примкнули и массы крестьян, опасавшиеся разорения своих хозяйств.

Морская группировка отражала интересы торгово – ремесленного демоса. Ее возглавлял Фемистокл. Он доказывал, что сухопутная армия греков может оказаться полностью подавленной численно превосходящей армией персов. Морская победа была необходима афинянам еще для того, чтобы восстановить импорт хлеба из С. Причерноморья. Фемистокл призывал землевладельцев временно пожертвовать своими хозяйствами ради конечной победы и все силы бросить на постройку флота. Флот начали строить.

Третий поход персов против Греции.

В это же время персы развернули подготовку военных сил, которые должны были по суше и с моря напасть на Грецию.

В 481 г. до н.э. возник союз между Афинами и Спартой, к которому примкнуло значительное количество других греческих полисов.

В 480 г. до н.э. начался третий поход персов в Грецию под предводительством Ксеркса. Летом персидская армия достигла Македонии, а флот прошел по каналу, минуя мыс Актэ, обогнув полуостров Халкидику и оказался у восточного побережья Северной Греции.

Греки заняли оборону у Фермопильского прохода, крутого и скользкого. Здесь проходила дорога из Фессалии в Среднюю Грецию. Главой оборонительного союза была Спарта, посольку она возглавляла Пелопоннесский союз. Но спартанцы из – за боязни восстаний илотов опасались уводить свои силы из Пелопоннеса. Вместо обещанных значительных сухопутных сил она выделила для защиты Фермопил отряд из 300 спартиатов и 1000 периэков под командой царя Леонида. Вместе с присоединившимися к ним другими греческими отрядами у Леонида при Фермопилах оказалось около 7200 воинов.

Леонид со своими войсками 2 дня героически отражал атаки персов. Но нашелся предатель, который провел персов обходными горными тропами в тыл войск спартанского царя. Тогда Леонид приказал всем греческим отрядам отступить, а сам с 300 спартанцами погиб, выполнив спартанский закон не отступать с поля боя.

Героическая гибель Леонида и его отряда привела к моральному подъему в Греции. Союзный греческий флот поддерживал Леонида и вел длительный морской бой у северной части острова Эвбея. Когда пришла весть о гибели отряда Леонида, греческий флот отступил на юг к Аттике. Персы вторглись в Грецию, заняли и разрушили Афины. Население города накануне было вывезено.

Спартанцы настаивали дать решительный морской бой у Саламина. В нем участвовали большие силы с обеих сторон. Персидский флот был разбит, персы покинули Аттику.

Саламинская победа греков привела к повороту во всем ходе войны.

В 479 г. до н.э. Персия опять вторглась в Аттику и у Платеи произошло решительное сражение с объединенными спартанскими, афинскими, коринфскими и другими отрядами. Персы напали на греков, но были разбиты греками.

Война передвинулась за пределы Греции и продолжалась на море и в районе черноморских проливов. Из оборонительной она стала превращаться для греков в наступательную.

Образование 1-ого Афинского морского союза и окончание войны.

В 478 г. до н.э. для окончательной победы над персами Афины заключили военный союз со всеми полисами, принимавшими участие в борьбе с персами.

Так под руководством Афин ивозник 1-ый Афинский морской союз, который и довел войну с Персией до окончательной победы

Союзники должны были каждый в соответствии со своими возможностями, содержать военные корабли и воинов и представлять их общесоюзному командованию по первому требованию.

Война с персами продолжалась до 449 г. до н.э.

Греко – персидские войны закончились победой греков, отстаивавших свободу и независимость родины от агрессии персидской деспотии. Несмотря на разногласия, в решительные моменты они умели объединяться и давать отпор захватчикам. Но греки были людьми своей, рабовладельческой эпохи. Во второй период войны, убедившись, что силы Персии иссякли, греческие войны в меру своих возможностей грабили персидское побережье и обращали пленных в рабство.

Наши рекомендации