Система органов внутренних дел

НКВД республик были упразднены. Функции передавались специализированным ведомствам.

1934 год – создаётся НКВД СССР. Восстановлены НКВД республик, только со сферой совместного ведения (правда, не был восстановлен НКВД РСФСР, был уполномоченный представитель НКВД СССР в РСФСР).

До октябрьской революции МВД тоже много чем занимался.

Главки НКВД (чтобы показать сферу ведения):

1. Главное управление государственной безопасности. Руины ОГПУ. Аппарат передали в управление этого главка. Отделы ГУ ГБ:

1) Экономический отдел( вредительство в сфере народного хозяйства, терракты на производстве).

2) Транспортный отдел.

3) Отдел охраны руководителей партии и правительства.

4) Контрразведывательный и разведывательный отделы

5) Секретный политический отдел (СПО). Борьба с контрреволюционными заговорами, подавление контрреволюционных выступлений.

2. Главное управление рабоче-крестьянской милиции. Были ли новые функции? Традиционные полномочия – патрулирование, розыск, производство дознания, выдача гражданам док-тов и т.п. Теперь же новые направления:

1) Отдел по борьбе с хищениями соцсобственности (ОБХС).

2) Резкий всплеск детской преступности. Создаются Комиссии по делам несовершеннолетних. Эти комисси были, просто их передали из подчинения наркомата соц. обеспечения и народного образования в подчинение НКВД. Создаются приемники — распределители.

3) Появляется большое количество автомобилей. Создаётся государственная автоинспекция.

4) Потребность легализации выезда граждан за рубеж. Например, для научных командировок. Образуется Отдел виз и разрешений.

3. ЦентроЗАГС. Паспортизация. Передвижение граждан интересно правоохранительным органам.

4. Управление уголовного розыска.

5. Главные управления лагерей различных отраслей промышленности.

Февраль 1941 – реформа. Решили отделить НКВД на два наркомата:

1. НКВД

2. НКГБ


40. Правовое регулирование Вооруженных сил в 1930-1941гг.

1. Начало 30-х – продолжение удешевления армии. В 1930 создается последний специфический порядок прохождения службы — военно-производственная служба (до этого называли кадровый, переменный, воисковой). Призывника вместо военной службы сажают на завод, и он там пять лет работал и уходил в запас, на его место приходил новый. С одной стороны, мы обоспечены рабочей силой. С другой — это ужасно невыгодно, т.к. нет кадрового состава на военных предприятиях. Через год отказались. В середине 30-х отказались и от переменного порядка (см.выше). Мы постепенно возвращаемся к кадровой службе.

Закон 1939 года, 1 сентября, - закон о всеобщей воинской обязанности. В этом-то законе и говорилось, что сроки службы – 2-5 лет, и есть только кадровая и, как исключение, вневоисковая.

2. Кого набирали?

Возраст призыва понижен в 1936 году, и он стал составлять 19, а иногда и 18 лет (а по закону 1924 года — 21 год). В 1936 г. мы уже воевали, война была неотвратима, понимали необходимость увеличения контингента.

3. Меняется военное управление.

1934 – ликвидируется реввоенсовет СССР. Вместе с ней в том же году перестраивается наркомат военных и морских дела. Вместо него формируется наркомат обороны. Перемены имелись и на местном уровне. К году 1936-ому вводится коллегиальное управление военными округами – совет из трёх членов. Сталин видел противостояние со стороны командующих округами и партийных и советских начальников, он четко понимал, что это нужно для преодоления оппозиции. Поэтому теперь решение принимает не один руководитель военного округа. Коллегиальное управление позволяет добиться большего послушания.

Реформы управления народным хозяйством конца 1920-нач 30х гг.

Промышленность.

Управляется по производственно-территориальному принципу:

· Мелкие предприятия управляются – на уровне республик;

· крупные – на уровне союза (ВСНХ СССР).

В связи с индустриализацией появляется множество предприятий, тесно связанных между собой. Создаются отраслевые объединения, т.е. руководство предприятиями отдельных областей управляются единым руководством.

Три вида отраслевых объединений:

1. Группа «А» - ими руководит Москва;

2. Группа «Б» - совместное руководство;

3. Группа «В» - республиканское руководство.

С 1929 г. усилились централизаторские тенденции в управлении промышленностью.

1. Хозрасчет стал сворачиваться, большая часть предприятий (особенно тяжелой промышленности) существовала за счет государственных субсидий.

2. Региональные совнархозы лишались своих полномочий в области управления местной промышленностью.

3. ВСНХ, сосредоточившийся на управлении тяжелой индустрией', вскорепреобразовался в Народный комиссариат тяжелой промышленности (1931).

4. Сложилась трехзвенная система управления: главк — трест — предприятие.

Директор предприятия

Ÿ действовал по доверенности и от имени треста,

Ÿ участвовал в работе треста по составлению производственных планов.

С 1929 г. центр оперативного управления переместился с треста на предприятие.

§ Расширились пределы заводского и цехового хозяйствования (по положению 1927 г. хозрасчетным был только трест).

§ Система синдикатов упразднялась, вместо них создавались отраслевые (союзные и республиканские) объединения, областные тресты и районные промышленные комбинаты.

ВСНХ:

Ÿ продолжал руководить общесоюзной и республиканской (через республиканские СНХ) промышленностью, кустарной промышленностью,

Ÿ осуществлял регулирование снабжения и сбыта, планирование.

Наши рекомендации