Инструкция для наблюдателей на избирательных участках
Основная задача, стоящая перед наблюдателями на выборах, заключается в том, чтобы обеспечить:
• законность проведения выборов;
• точность подсчета голосов;
• правильность составления протокола голосования;
• вскрытие фактов правонарушений и фальсификации.
Наблюдатели являются представителями своего кандидата, партии или блока, они осуществляют контроль за всеми стадиями голосования и служат гарантами законности этого процесса.
Статус общественных наблюдателей
Для организации общественного контроля за ходом голосования и установления результатов выборов, законом допускается присутствие в избирательных комиссиях (ИК) наблюдателей от кандидатов, партий, блоков.
«Наблюдатель» - лицо, назначенное зарегистрированным кандидатом, партией, избирательным блоком. Наблюдатель уполномочен вести наблюдение за деятельностью ИК в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая действия ИК по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов-выборов.
Наблюдатель вправе:
• знакомиться со списками избирателей;
• находиться в помещении для голосования соответствующегоизбирательного участка в День голосования в период с моментаначала работы УИК и до получения сообщения о получении ипринятии вышестоящей ИК протокола об итогах голосования, атакже при повторном подсчете голосов избирателей на избирательном участке;
• наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
• присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
• наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных всписки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;
• наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избиратель-
ном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержания избирательных бюллетеней;
• визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением УИК протоколов об итогахголосования;
• обращаться с предложениями и замечаниями по вопросаморганизации голосования к председателю и членам УИК;
• знакомиться с протоколами УИК (или иной ИК, в которуюон направлен) об итогах голосования, получать от соответствующейИК копии указанных протоколов и приложенных к ним документов.По требованию наблюдателя ИК обязана заверить указанные копиилибо выдать ему заверенные копии указанных документов;
• обжаловать решения и действия (бездействие) УИК, инойИК в непосредственно вышестоящую ИК, избирательную комиссиюсубъекта Российской Федерации, Центральную избирательнуюкомиссию Российской Федерации (ЦИК) или в суд;
• присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях;
• носить не содержащие признаков предвыборной агитациизначки или планки, на которых обозначается, кем и в каком статусеони делегированы. Наблюдателям должен быть обеспечен доступ впомещение УИК и в помещение для голосования.
Наблюдатель не вправе:
• выдавать избирателям избирательные бюллетени;
• расписываться за избирателя по его просьбе в полученииизбирательных бюллетеней;
• заполнять за избирателя по его просьбе избирательныебюллетени;
• предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
• принимать непосредственное участие в проводимом членамиИК с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
• предпринимать действия, препятствующие работе ИК;
• участвовать в принятии решений соответствующей ИК.
Наблюдатель осуществляет работу по контролю процесса голосования, недопущению нарушений закона в помещении для голосования и на близлежащей территории избирательного участка.
Особенности наблюдения за ходом голосования вне помещения для голосования.
Наблюдатель выезжает на голосование вместе с членами ИК.
Контролю при каждом голосовании вне помещения для голосования подлежит:
• число поступивших заявлений и наличие записей в реестрезаявлений на голосование вне помещений для голосования;
• наличие у членов УИК с правом решающего голосазаверенной выписки из реестра с фамилиями этих членов;
• число полученных на голосование вне помещений дляголосования бюллетеней и их учет в журнале выдачи;
• собственноручность и полнота написания избирателемписьменного заявления;
• свобода волеизъявления избирателя, голосующего вне помещения для голосования;
• время выезда и возвращения членов УИК с переноснымящиком;
• число возвращенных бюллетеней и письменных заявленийот голосовавших вне помещения для голосования;
• наличие акта о голосовании вне помещения для голосованияи полнота приведенных в нем данных.
Эти сведения запрашиваются у Председателя или секретаря УИК и заносятся в таблицу контроля переносного избирательного ящика по каждому выезду. При этом число бюллетеней по соответствующему одномандатному избирательному округу и по федеральному избирательному округу учитываются отдельно. Наблюдатель немедленно сообщает в свой штаб, в ТИК и подает в УИК письменное заявление в случае:
• отказа в возможности наблюдения за голосованием внепомещения для голосования;
• отказа в предоставлении вышеперечисленных сведений;
• несовпадения числа проголосовавших вне помещения дляголосования и привезенных письменных заявлений.
Наблюдение за подсчетом голосов и составлением протокола об итогах голосования.
При подсчете голосов наблюдатель должен расположиться так, чтобы он мог визуально контролировать сортировку бюллетеней и видеть их содержание. При этом следует иметь в виду, что подсчет голосов должен производиться только членами УИК с правом решающего голоса без перерыва до установления итогов голосования. В ходе подсчета голосов все текущие данные
наблюдатель заносит в свои протоколы (черновики) с целью последующего контроля итоговых протоколов УИК. Рекомендуется иметь каждому наблюдателю по два экземпляра итоговых протоколов (один использовать как черновик, второй - для заполнения и заверения у председателя УИК как копии итогового протокола).
Наблюдатель при подсчете голосов контролирует соблюдение утвержденной законом технологии подсчета голосов