Системы обработки естественного языка

Междисциплинарное прикладное направление с несколько неудач­ным названием «обработка естественного языка» (перевод английского термина Natural Language Processing) возникло в конце 60-х гг. и раз­вивалось в рамках научно-технологической дисциплины «искусствен­ный интеллект». По своей внутренней форме словосочетание «обработка естественного языка» охватывает все области, в которых компьютеры используются для обработки языковых данных. Между тем в практике за­крепилось более узкое понимание этого термина — разработка методов, технологий и конкретных систем, обеспечивающих общение человека с ЭВМ на естественном или ограниченном естественном языке.

Возникновение и бурное развитие этого направления в 70-е гг., рассматриваемого в прикладной лингвистике как часть проблематики компьютерной лингвистики, связано в первую очередь с неожиданным экспоненциальным ростом количества конечных пользователей ЭВМ. Поскольку обучение языкам и технологии программирования всех поль­зователей невозможно[22], то возникла проблема организации взаимодей­ствия с компьютерными программами. Решение этой проблемы коммуни­кации шло по двум основным путям. В первом случае предпринимались попытки адаптации языков программирования и операционных систем к конечному пользователю. Языки низкого уровня типа Ассемблера заме­нялись языками высокого уровня типа Visual Basic; происходило развитие

операционных систем в сторону большей изобразительности и наглядно­сти; для создания коммуникативного комфорта и облегчения понимания в операционных системах стали использоваться привычные человеку метафоры ПИСЬМЕННОГО СТОЛА, БИБЛИОТЕКИ. Эта тенденция в настоящее время в явной форме отразилась в дизайне и организа­ции интерфейса в операционных средах корпорации «Microsoft Windows», но еще раньше (как минимум, на десятилетие!) аналогичная идеология приближения к конечному пользователю была реализована в операцион­ных системах компьютеров фирмы «Apple-Macintosh».

Второе направление — разработка систем, которые позволяли бы взаимодействовать с ЭВМ в конкретной проблемной области на есте­ственном языке или каком-то его ограниченном варианте. В центре вни­мания исследований в области обработки естественного языка оказался опыт изучения общения, диалога, коммуникации в гуманитарных науках. Основное отличие компьютерного моделирования коммуникации в си­стемах взаимодействия с ЭВМ заключается в том, что при ограничении проблемной сферы разработчикам приходится тем не менее учитывать все аспекты, все уровни реального общения, что представляет собой се­рьезную проблему не только практического, но и теоретического плана. Достаточно сказать, что до сих пор не существует общепринятой теории диалога на естественном языке, которая включала бы лингвистические, социологические и психологические составляющие.

Базовая структура человеко-машинного взаимодействия.Общение с ЭВМ осуществляется в виде диалога, включающего в обычном слу­чае двух участников — человека и ЭВМ. Роли участников меняются — инициатором может выступать и машина, и человек. Имеются системы, которые настроены только на одну стратегию. Например, информацион­но-поисковые системы ориентированы, преимущественно, на пассивную стратегию ответа на вопросы, задаваемые пользователем. Перехват ини­циативы компьютером возможен только для уточнения вопроса или информационной потребности. Такие системы называются системами с жесткой структурой диалога.С другой стороны, многие экспертные системы на определенном этапе должны использовать стратегию опроса пользователя. Если допускается смена ролей участников диалога, такая структура коммуникативного взаимодействия называется мягкой.

Базовые компоненты систем, обеспечивающих взаимодействие с ЭВМ на ЕЯ.Архитектура систем обработки естественного языка в общем случае включает блок анализа речевого сообщения пользователя, блок интер­претации сообщения, блок порождения смысла ответа и блок синтеза поверхностной структуры высказывания. Особой частью системы явля­ется диалоговый компонент, в котором фиксированы стратегии ведения диалога, условия применения этих стратегий, способы преодоления воз­можных коммуникативных неудач.

Диалоговый компонент.Диалоговый компонент системы общения на ЕЯ должен обеспечивать коммуникативное взаимодействие на гло-


Наши рекомендации