Втор.пол. ХIII-первая пол. ХVIв.)

Значение принятия христианства.Христианство способствовало не только культурному прогрессу, распространению письменности на славянском языке (в отличие от католической Европы, где господствовала мёртвая латынь), но и содействовало политической централизации и культурной консолидации восточных славян. Принятие христианства привело к повышению международного статуса Руси. Были установлены широкие политические контакты, в частности посредством брачных связей с правящими домами Польши, Франции, Венгрии, Норвегии и др. Также принятие христианства способствовало становлению основ феодализма. Именно с развитием феодализма и господством религиозного мировоззрения (в Европе – христианства), связано понятие «Средних веков». Средневековье — условное название периода, который следует за рабовладельческим или первобытнообщинным строем и предшествует зарождению капиталистического общества.

Феодализм– общественный строй, основанный на сочетании крупной земельной собственности класса феодалов и мелкого индивидуального хозяйства крестьян, эксплуатируемых с помощью внеэкономического принуждения. Внеэкономическое принуждение— безвозмездное присвоение части результатов крестьянского труда по праву на феодальную земельную ренту. Земельная рента– натуральная, денежная или отработочная плата феодалу за пользование землёй. Формы феодальной ренты: барщина, натуральный или денежный оброк, церковная десятина. Утвердившаяся в период феодализма относительная хозяйственная самостоятельность крестьянина (в сравнении с положением раба при рабовладельческом строе) создала условия для повышения производительности труда. Этим определяется историческая прогрессивность феодализма по сравнению с рабовладением и первобытнообщинным строем.

Таким образом, возникновение и распространение христианства вело не только к культурному и политическому, и социально- экономическому преобразованию региона.

Киев

Княжества на территории Беларуси. Западные Земли Руси и

Первые государственные образования на территории Беларуси

относятся к Древнерусскому периоду (9-12 вв.) Они сложились на основе восточнославянских племенных союзов. Можно выделить 2 мощных восточнославянских государства-княжества, возникших на территории Беларуси, -- Полоцкое (кривичи) и Туровское (дреговичи).

Основные этапы становления и развития Киевской Руси

Древней Руси) – древнего восточнославянского государства.

Первый этап становления связан с разложением родоплеменного строя у восточных славян,что в основном совпало с процессом колонизации ими Восточной Европы и создания племенных союзов – территориальных образований в которые могли входить и неславянские племена, признавшие доминирование славян.

Второй этап – с 862г., со времени призвания Рюрика с дружиной новгородцами на правление.В тот период это «правление» вероятнее всего ограничивалось правом руководства войском, сбора дани и подержанием порядка в интересах новгородской родовой аристократии, призвавшей варяга и его дружину. Известны и другие князья из варягов: в Полоцке на Западной Двине — Рогволод (что свидетельствует о независимости Полоцкого княжества до 80-х гг. Хв.), в Киеве — Аскольд и Дир, откуда они в 860 году совершили военный поход на столицу Византии

– Константинополь.

После смерти Рюрика в Новгороде остался его малолетний сын Игорь (Ингвар, Yngvar). Правителем при малолетнем князе стал один из дружинников Рюрика – Олег (Хельг, Helg). Олег в 882 г. захватил Киев, сверг Аскольда и Дира и превратили Киев в экономический и политическим центр земель, подвластных Рюриковичам. Приемник Олега — Игорь, сын Рюрика, (правил в 912-945) продолжил объединение восточно-славянских племён.

Внешнеполитические позиции Киевской Руси упрочились в 3-й четверти 10в. в результате энергичной государственной и военной деятельности Святослава Игоревича (княжил в 945-972/973?/гг.), который вёл войны с Хазарским каганатом, Византией, болгарами, печенегами и др.

Окончание формирования Древнерусской государственности можно связать с Владимиром Святославичем (правил 980-1015гг.). Он завершил как территориальное, так и идеологическое оформление данного государства. Уничтожив полоцкую варяжскую династию и насильственно женившись на единственной её представительнице – Рогнеде дочери Рогволода, он присоединил это мощное восточнославянское княжество, находившееся на пути из варяг в греки. В целях укрепления своей власти над древнерусскими княжествами Владимир провёл административную реформу. Он рассаживает своих сыновей в наиболее значимых княжествах, что должно было препятствовать возникновению сепаратистских устремлений, т.к. старший из них мог

претендовать на главный (т.е. Киевский) престол. Принятие Владимиром христианства, также способствовало политической консолидации восточнославянских земель-княжеств.

После Владимира разразилась очередная династическая война среди его сыновей, что с одной стороны свидетельствовало о признании значения Киевского престола, с другой — об отсутствии единства княжеств, входивших в раннефеодальную Древнюю Русь, которая не являлась примером унитарного государства. В этой войне выиграл Ярослав Мудрый (правил в 1019-1054).

При Ярославе Мудром (сыне Рогнеды и Владимира) Киевская Русь стала крупнейшим государством средневековой Европы. Она занимала огромную территорию — от Таманского полуострова на юге до верховьев Северной Двины на Севере, от Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Дона и Волги на востоке. Киев имел тесные торговые связи со многими государствами Востока и Запада. Были установлены широкие политические контакты, в частности посредством брачных связей с правящими домами Польши, Франции, Венгрии, Норвегии и др. Например, он сам был женат на шведской принцессе, его дочь Анна была замужем за французским королём, дочь Елизавета – за венгерским королём, дочь Анастасия – за норвежским королём, сын Ярослава Всеволод стал зятем византийского императора Константина Мономаха.

Однако по мере укрепления феодальной собственности на землю власть Киева превращалась во власть старшего в роду князей, которому при возможности можно не подчиняться. Например, в 11в. войска Полоцкого княжества, ходили с походами на Новгород, Псков, воевали с Киевом. Вместе с тем они признавали себя в качестве князей «русских», но, признавая номинальное главенство Киева, при возможности старались ему не подчиняться (особенно при Всеславе Чародее).

Завершающим этапом в политическом и социально- экономическом развитии Древней Руси является феодальная раздробленность.Рост экономической мощи городов - центров земель (Новгород, Чернигов, Полоцк и др.) сопровождался борьбой князей с одной стороны за Киев, с другой стороны за политическую независимость от Киева. Например, во второй половине 11в., при Всеславе Чародее (1044- 1101гг.), Полоцк начинает проводить самостоятельную политику, которая не всегда вписывалась в планы Ярослава Мудрого. Поэтому киевские летописцы и присвоили Всеславу Полоцкому прозвище «Чародей», что указывало на то, что все его успехи не от Бога. Всеслав возводит в Полоцке Софийский собор, который на Руси был символом могущества и самостоятельности (по образу Константинополя, где София играла роль главного собора). На Руси Софии были только в Киеве, Новгороде и Полоцке

— 3 центра, заявлявших о своём преобладании в регионе. Тогда же Полоцк начинает бороться за подчинение Северной Руси. В 1066г. полоцкие дружины захватили и ограбили Новгород. В 1067г. установили свой контроль над Новогородком (совр. Новогрудок), который давал

возможность контроля над литовскими племенами.Чтобы воспрепятствовать усилению Полоцка сыновья Ярослава пошли войной на него. 3 марта 1067г. состоялась битва древнерусских дружин на реке Немиге с которой связано первое упоминание о Минске.Всеслав отступил. Этот этап борьбы закончился его пленением под Оршей. Оказавшись в киевском остроге, в 1068г. в результате народного восстания, вече его избрало князем киевским, но Всеслав отказывается и возвращается в Полоцк, понимая, что в ином случае нарушит порядок престолонаследования, против чего могут выступить все Рюриковичи (коим он сам и являлся).

Укреплению позиций Полоцкого княжества способствовало и то, что оно смогло подчинить своему политическому влиянию балтские племена Нижнего Подвинья (земгалов, корсь, нарому (латыголь)). Во второй половине 12в. в низовьях Западной Двины возникают 2 зависимых от Полоцка города — Герцике и Кукенойс.Однако дробление Полоцкого княжества в 12в., появление и усиление крестоносцев в Прибалтике вели к его ослаблению.

Туровское княжествоимело существенное экономическое значение: по Припяти осуществлялась торговля с центрально европейскими странами. Святополк (сын Рогнеды) получил в управление Туров. Во время своего княжения он женился на польской принцессе и начал потворствовать проникновению в своё княжество священников, признававших главенство Папы Римского. Однако сам он вероятнее всего оставался язычником, как и большинство его подданных. После смерти Владимира он по праву занял Киевский престол, но против его выступает киевская христианизированная знать и его брат Ярослав, сидевший тогда в Новгороде. Всё закончилось победой Ярослава (Мудрого).

Полоцкое и Туровское княжества находились на торговых путях, и контроль над ними усиливал мощь Киева, но успешно контролировать получалось только Туров, т.к. это княжество находилось в непосредственной близости от Киева.

3 Социально-экономическое развитие западных земель Руси в IX

– XII вв.

Княжества на территории Беларуси, как и другие княжества Древней Руси, были раннефеодальными восточноевропейскими государствами.

Феодализм– общественный строй, основанный на сочетании крупной земельной собственности класса феодалов и мелкого индивидуального хозяйства крестьян, эксплуатируемых с помощью внеэкономического принуждения. Внеэкономическое принуждение— безвозмездное присвоение части результатов крестьянского труда по праву на феодальную земельную ренту, выступавшую в виде барщины, натурального или денежного оброка. Земельная рента– натуральная, денежная или отработочная плата феодалу за пользование землёй.

Основные классы-сословия:

- феодалы (светские и духовны);

- крестьяне;

- городское торгово-ремесленное население.

Сословная иерархия в среде светских феодалов.

• Великий князь Киевский (старший в роду, удел – Киевское княжество, по праву старшинства мог воздействовать на других князей (удельных князей Киевской Руси)).

• Удельные князья (Полоцкий, Туровский, Смоленский и другие),

«младшие» родственники Киевского князя, обязанные прислушиваться к мнению старшего в роду.

• Бояре — вассалы удельных князей, т.е. бывшая родоплеменная знать и высшие дружинники, владевшие землёй в княжеских уделах.

• Дружинники — вассалы князей или бояр, владели землёй в удельных и боярских землях и составляли основу войска.

Верховная политическая власть принадлежала князю, который правил, опираясь на поддержку знати (Боярской думы), существенную роль играло и вече (народное собрание), которое по традиции имело права приглашения и изгнания князя, решало вопросы войны и мира, обсуждения принимаемых князем законов. Боярская дума имела функции совещательного органа и символизировала права и автономию вассалов, имела право «вето» по отношению к княжеским решениям.

В низу социальной лестницы при феодализме стояли крестьяне.Крестьяне объединялись в территориальную общину "мир", "весь", которая отвечала перед землевладельцем за порядок и повинности по принципу "круговой поруки" (все отвечают за провинности одного).

Формы феодальной зависимости крестьянства:

- экономическая зависимость (сохранение личной свободы, но выполнение повинностей в пользу господина за пользование землёй);

- личная зависимость (лишение личной свободы и возможности распоряжаться собой).

Категории крестьян:

- люди, смерды - свободные общинники, в более поздний период (по мере укрепления феодальной собственности на землю и закабаления крестьян, начинает преобладать термин «смерд», обозначающий простолюдина);

- закупы - временно зависимое состояние, до возращения долга («купы») (человека, получившего купу (в долг), хлеб или что-либо, т.е. закупа, нельзя было держать в личной зависимости более года);

- рядовичи - временно зависимое состояние, на период выполнения договора («ряда»);

- изгои - лично свободные, но не участвующие в самоуправлении общиной крестьяне;

- челядь - лично зависимое от феодала население, выполнявшие работы в палатах (слуги);

- холопы - лично зависимое население, со временем — основная производительная сила в феодальном поместье. В древнерусских документах холопы часто называются «рабами», но в данном случае это является указанием на их личную зависимость, что сближало их положение с рабами, но холопы могли иметь собственность и семью, что говорит о принадлежности их не к классу рабов, а лично зависимой категории крестьянства.

Город.По мере роста производительных сил стало возможным отделение ремесла от сельского хозяйства. Одними из первых обособились кузнецы. По мере превращения бывших центров союзов племён, где проживала знать и дружина, приграничных крепостей, торговых пунктов в города, происходит концентрация ремесла в них и усиливается ремесленная специализация. По летописным данным известны такие города как Полоцк (упоминается в 862г.), Витебск, Менск, Лукомль, Орша, Туров (980г.), Берестье, Пинск, Слуцк, Прупой (Славгород) и др. В начале 13 в. на территории Беларуси насчитывалось около 40 городов, в том числе и Новогородок (совр. Новогрудок).

4 Духовная жизнь восточных славян. Культура Беларуси (IX – XIIIвв.)

Духовная жизнь восточных славян до принятия христианства не отделима от мифологического сознания. Мифология— первая форма идейного сознания, она синтезировала в себе различные элементы культуры, развивала воображение, содействовала духовному культурному прогрессу. В мифе осуществлялся процесс очеловечивания окружающей природы, на которую переносились сущностные силы человека, наделённые атрибутом беспредельного могущества. Эстетическое было слабо дифференцировано из позитивной оценки явлений вообще, которая противостояла негативной оценке явлений противоположного порядка (хорошо = красиво = любо).

Всеобщим благом и универсальной красотой был свет. Этимологически тождественны слова свет, светлый, светить и свят, святой, священный. Понятие цвета, блеска, сверхъестественной силы связаны с водой, огнём и др. явлениями природы. Например, предвестником Солнца является Венера (богиня Лада у белорусов и литовцев), Лада-богиня любви. Ладо = любимый друг/ подруга, «ладны» - красивый, здоровый, добротный, мощный, «ладзиць» -- жить в согласии, создавать что-либо, «лад» - согласие и любовь. Красный цвет, отождествляется с красотой, но внешней. Красно- солнышко, красна-девица, красавик (апрель), красоваться (цвести).

Благо и красота рассматривались как единое целое и в условиях мифологического сознания персонифицировались в образах языческих богов.

Язычество– религиозная система, которая наделяет реальные силы и явления природы, окружающие предметы сверхъестественными свойствами и с помощью обрядов, неких магических действий пытается воздействующая на мир.

До принятия християнства у славян было многобожие.Среди восточнославянских богов известны: Велес— бог скота, торговли и богатства, у белорусов он также является покровителем загробного царства; Дажбог, Хорс, Ярила— различные воплощения Солнца; Стрибог— бог ветра, вихря и вьюги; Мокошь, вероятно, супруга Перуна, которая ведет свое начало от "матери сырой земли", богиня плодородия, воды, впоследствии покровительница женских работ и девичьей судьбы; Симаргл— единственное зооморфное существо в пантеоне древнерусских богов (священный крылатый пес, возможно, иранского происхождения). Симаргл является божеством низшего порядка, которое охраняло семена и посевы. Постепенно возвышается бог грозы Перун. Перун— индоевропейский бог войны, молнии, покровитель мужского начала, князя, дружины, возвышается в славянском пантеоне по мере возвышения роли войны, княжеской власти и формирования государства.

Принятие христианства (988г.) привело к перевороту в духовной жизни восточных славян.Принятие христианства варварами, входившими ранее в первобытную периферию Древнеримской империи, способствовало не только усвоению неких религиозных постулатов, но и утверждению

строгой общественной иерархии, заимствованию правовых, моральных и др. норм, достижений науки, образования, искусства. Особое значение принятие христианства имело для культурного прогресса южных и восточных славян, т.к. оно несло письменность на понятном языке. Болгары Кирилл и Мифодий создали славянскую азбуку (глаголицу), которая стала предшественницей кириллицы. Славянский язык стал одним из языков богослужения, образования, науки. В то время как в католической Европе господствовала латынь (мёртвый язык) и даже некоторые короли не умели читать и писать, ибо национальных письменных языков там ещё не существовало, и грамотность была уделом монахов и священников, на Руси даже простые горожане писали друг другу «берёсты» (письма, записки на бересте).

Культура синтезировала в себе как христианские, так и дохристианские ценности.Например, древнерусская литература нередко воспринимала красоту с позиций средневековой народной эстетики: красота

– то, что светит, сияет, блестит(Солнце, золото, серебро и др.). Подобно тому, как художник украшает храм, так и Бог, украшает землю, придаёт ей красоту и величие. Новым является то, что с приходом христианства имеется немало примеров восприятия нравственной красоты человека («Сказание о Борисе и Глебе», «Повесть о Трое»). Кирилл Туровский при позитивном отношение к красоте чувственной, ставит её ниже красоты душевной. Восприятие красота чувственной допускается только в светской жизни. В соответствии с ортодоксальным христианством Туровский видит в красоте земной отблеск красоты божественной, а мудрость учёного, оратора, писателя проистекают от бога и должны соответствовать заповедям.В чтении книг и упражнении ума он видел путь к моральному совершенствованию и интеллектуальному развитию. Не тренирующий свой мутный ум подобен слепому стрельцу, который не может попасть в цель.

В этот период возникли выдающиеся памятники письменности: летописные своды (11в.), «Повесть временных лет» (начало 12в.), «Слово о полку Игоревом», жития кн. Бориса и Глеба, Феодосия Печерского (11 - начало 12вв.). Князья, священники создавали храмы, монастыри, школы, библиотеки, привлекая для этого лучших строителей, архитекторов, живописцев. В 11 вв. были построены: Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, в 12в. – Спасо-Ефросиньевская церковь в Полоцке, Борисоглебская церковь в Гродно, Благовещенская церковь в Витебске,которые представляют своеобразие местных архитектурных традиций. Ведущим видом искусства того времени была архитектура и связанная с ней монументальная живопись (фреска, мозаика). Особая роль в развитии культуры того времени принадлежит Кирилле Туровскому, Ефросинье Полоцкой, Клименту Смолятичу, Авраамию Смоленскому.

В эпоху Киевской Руси происходит формирование древнерусской народности, ставшая основой последующего формирования 3 братских народностей - русской, украинской и белорусской. Правда стоит отметить,

что не все согласны с тем, что древнерусская народность как таковая полностью сложилась.

В 10-13вв. искусство западнорусских земель достигло высокого уровня развития. Основой искусства было феодально-христианское мировоззрение, приспособленное к местным условиям и неразрывно связанное с византийскими христианскими и местными народными традициями.

Тема 2.1.3 Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское

втор.пол. ХIII-первая пол. ХVIв.).

1 Социально-экономические и политические предпосылки формирования ВКЛ.

2 Органы государственной власти, их эволюция и функции. Статуты

ВКЛ.

3 Социально-экономическое развитие ВКЛ. Социально-

политический развитие городов.

4 Взаимоотношения ВКЛ с Московским великим княжеством и Польшей.

1 Социально-экономические и политические предпосылки формирования ВКЛ.

Процесс образования одного из крупнейших государств Восточной Европы эпохи Средневековья – Великого Княжества Литовского, Русского, Жемойтского и других земель – начался в середине ХШ в. На землях верхнего и среднего Понемонья. Окончательно территориальные границы Великого Княжества установились во второй половине ХΙV в. Они простирались от Балтийского до Черного морей с севера на юг, от Берестейщины до Смоленщины с запада на восток [2,С. 75-82; 8, С. 39-42] .

По вопросу возникновения и характера ВКЛ существуют следующие концепции:

1. Традиционная (литовская) – ВКЛ образовалась в результате завоевания литовцами западнорусских земель. Литва представлена в качестве главной вражеской силы, противостоящей ведущему центру объединения русских земель – Московскому княжеству.

2. Новая (белорусская, представлена М. Ермоловичем, литературной интеллигенцией) – полная противоположность первой концепции: западно- русские земли присоединили к себе Литву.

3. Центристская – ВКЛ в ХШ в – 70-х г. ХΙV в – литовско-белорусское государство; со второй половины ХΙV-ХVΙ в.в. – белорусско-литовское государство.

Причины образования ВКЛ:

1. Внешнеполитические(геополитические) – географическое положение белорусских земель; угроза с запада со стороны крестоносцев, с юга и востока – татаро-монгол. Чтобы сохранить население, проживающее на границе балтских и восточнославянских земель, необходимо было объединить усилия. В этом процессе были заинтересованы как белорусские, так и литовские, а позже украинские феодалы.

2. Внутриполитические – необходимость преодоления феодальной раздробленности (княжеская межусобица). 20 небольших удельных княжеств, на которые рассыпались некогда сильные Полоцкое, Турово- Пинское княжества, мучительно преодолевали период феодальной раздробленности. На балтских землях только еще создавались предпосылки для утверждения раннефеодальной монархии. Перед лицом внешней опасности необходимо было объединиться.

3. Экономические – преодоление натурального характера хозяйства, отделение ремесла от сельского хозяйства, расцвет городов и торговли, укрепление торговых отношения между разными регионами белорусских земель – все это содействовало их объединению.

4. Закрепление феодальных отношений – то есть, нужна была унификация феодального права.

Процесс образования ВКЛ – конкурентная борьба за лидерство нескольких центров, среди которых наиболее сильным было Новогородское (ныне Новогрудок) княжество. К середине ХШ в. происходит возвышение Новогородка: отдаленность от районов борьбы с крестоносцами и татаро- монголами; высокий уровень развития сельского хозяйства, ремесла и торговли.

Основные события, положившие начало образования ВКЛ, развернулись в верхнем и среднем Понемонье – на территории, которая охватывает сегодня северо-западные земли Беларуси (Гродненская обл). и частично земли современной Литовской Республики. В процессе образования государства приняли участие восточнославянское христианское население и балтское языческое население литовских земель, где не было значительных городов и письменности, но имелось сильное войско.

Летопись сообщает о Литве Миндовга, одного из князей, ставшего великим князем нового государства. В Новогородке в 1253 г. произошла коронация Миндовга. Он, приняв из политических соображений христианство, делает Новогородок своей резиденцией, затем в 40-50-е годы ХШ в. отвоевал для себя Литву и объединил ее с Новогородским княжеством. Миндовг пытается противостоять галицко-волынским князьям, договориться с Орденом.

Пути вхождения белорусских земель в состав ВКЛ

1. На договорной основе – Полоцкое княжество с согласия местных бояр и купцов.

2. Путем захвата, подчинения – некоторые княжества Западной Беларуси.

3. Через династические браки – Витебское княжество в результате брака дочери князя с князем ВКЛ Ольгердом.

При князе Гедимине в середине ХΙV в. в состав ВКЛ вошла большая часть современных белорусских земель. ¾ населения этого государства составлял белорусский этнос.

2 Органы государственной власти, их эволюция и функции. Статуты ВКЛ.

Великое княжество Литовское, Русское, Жемойтское – монархия во главе с великим князем («господарем») носителем законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Столица – Новогородок, с 1323г. – Вильно (совр. Вильнюс). Герб государства – «Погоня».

До середины ХV в. – неограниченная монархия. При Гедимине возросла роль великого князя, о чем свидетельствует его титул: «Король Литвы и Руси», «король литовцев и многих русских». Под названием

«русские» имелись в виду белорусские земли, вошедшие в состав ВКЛ: Витебская, Берестейская, Менская, Туровская. В результате это государство получило название «Великое княжество Литовское и Русское». Во второй половине ХV в. после присоединения Жемойтин – западной части современной Литвы, добавилось в название Жемойтское. Но чаще всего употреблялось сокращенное название - ВКЛ [2, С. 122-12; 8, С. 47 -52] .

При великих князьях литовских существовал совещательный орган, куда входили представители наиболее богатых родов – Рада. Она не имела четко очерченных функций.

30-40-е гг. ХV в. – Рада выделяется в самостоятельный орган власти: усиление позиций феодальной знати.

Привилей 1492 г. великого князя Александра распределил власть в стране между великим князем и великокняжеской Радой. С этого времени развернулся процесс превращения абсолютной монархии в сословно- представительную. Великий князь осуществлял свою деятельность по согласованию с панами-радою, обязывался вести дипломатические отношения только коллегиально с радными заседателями; ничего не отменять своей волей во внутренних делах. Радными заседателями являлись представители знатных родов, занимавшие высокие должности в центральных и местных управленческих аппаратах. С середины ХV по середину ХVΙ в.в. членами господарской Рады были представители 50 знатных родов, такие как Ильиничи, Глебовичи, Санеги, Хрептовичи и др.

В конце ХV в. оформился другой высший орган государственной власти ВКЛ – Сойм (Сейм). Его появление было обусловлено необходимость расширения социальной опоры верховной власти в лице широкого шляхетского представительства. Первоначально в сеймовую компетенцию входило решение вопросов, связанных с заключением унии с Польшей и

выбором великих князей. В ХVΙ в. Сейм рассматривал вопросы войны и мира, о нормах воинской службы, налоговой политики, судебной деятельности и др.

Территория делилась на воеводства и поветы. Во главе местной власти стоял воевода. Его заместителем был каштелян. Городничий отвечал за ремонт дорог и укрепление воеводского замка; ключник – за сбором налогов и выполнением повинностей. В поветах во главе администрации – староста, в городах – войт. Сельская администрация – тиуны, сотники, приставы, старцы. Местное управление – сеймики, в которых могли участвовать все местные феодалы.

ХV –ХVΙ вв. – двухступенчатая система судебных органов – суды для всего населения и сословные суды. Все судебные инстанции опирались в своей деятельности на Статуты 1529, 1566, 1588 г.г. В 1581 г. создан высший судебный государственный орган – Трибунал ВКЛ.

В ХΙV –ХVΙ в.в. основой великокняжеского войска являлось всеобщее ополчение. Военнообязанными были все мужчины, имевшие в собственности землю.

Таким образом, в ХΙV –ХVΙ в.в. в ВКЛ сложилась четкая система представительной монархии: ограничение власти великого князя, закрепление федеративных основ государства.

3 Социально-экономическое развитие ВКЛ. Социально- политический развитие городов.

Основой экономического развития белорусских земель в средневековую эпоху явилось сельское хозяйство. Хозяйственная жизнь ВКЛ характеризовалась существованием и определенными отношениями между сословиями – группами населения, которые имели свои права и обязанности. Главную роль играли крупные феодалы-землевладельцы. В их собственности находились земли, которые они могла продавать, передавать по наследству, обменивать. Количество таких земель постоянно росло. Самых крупных землевладельцев современные историки называют магнатами. Большинство феодалов ХVΙ в. называлась шляхтой. Крупнейшим земельным собственником было государство. Значительным земельным фондом владел великий князь. Землевладельцами ВКЛ являлись также церковные учреждения и духовные иерархии [2, С. 128 -137; 8, С. 47-52].

Значительную часть населения составляли крестьяне, которые в ХΙV –ХV в.в. с землевладельцев превращались в землепользователей. В зависимости от степени зависимости от феодала они делились на похожие (свободные) – те, кто имел право свободно переходить от одного феодала к другому, и непохожие (крепостные) – те, кто этого права не имел. В 1447 г. Привилей Казимира юридически оформил право полной собственности феодалов на землю. В 1468 г. Судебником Казимира крестьяне были лишены права перехода от одного феодала к другому. Данный юридический документ

оформил закрепощение крестьян – они теряли право собственности на землю и превращались в зависимых от феодала.

Основную массу крестьян составляли тяглые крестьяне, чья личная зависимость была незначительной. За пользование землей феодала крестьяне выполняли барщину, платили чинш – денежный оброк. Крестьяне, которые отдавали дякло – натуральная дань сельхозпродуктами – назывались данниками. Группа крестьян, которая не имела собственного хозяйства и жида при дворе феодала, называлась дворовыми (слугами).

В ХΙV – ХV вв. феодальное хозяйство носило натуральный характер. Со второй половины ХV в. появляются фольварки- хозяйства, которые носили товарный характер. В ХVΙ в. наблюдался интенсивный рост фольварочно-барщинной формы хозяйствования в западных районах ВКЛ. Этому способствовала реформа 1557г. «Устава на волоки».

В ХΙV –ХV вв. интенсивно развиваются города, которые вносили свой вклад в экономическое развитие страны. В городах жили купцы, ремесленники, шляхта с прислугой и даже крестьяне. Коренные жители городов назывались мещанами. Город выполнял функции административного, военного и ремесленно-торгового центра. В ХVΙ в. происходит расцвет ремесла, создаются цеховые объединения ремесленников, деятельность которых регламентировалась уставами. Расцвету городов способствовало Магдебургское право, или право на самоуправление. Первым из городов ВКЛ Магдебургское право получил в 1387 г. Вильно, затем в 1390 г. – Брест [8, С. 53 - 56].

Во второй половине ХV –ХVΙ в.в. белорусский город становился настоящим торговым центром: имелся рынок, где один – два раза в неделю шла бойкая торговля. Так, могилевский базар располагался на 2 га и вмещал в своих пределах более 400 лавок. Один раз в год проводились сезонные ярмарки, в которых принимали участие как местные, так иностранные купцы. Почти 900 белорусских купцов связывали нитями взаимовыгодного обмена около 70 городов Беларуси, Польши, Литвы, Русской державы.

4 Взаимоотношения ВКЛ с Московским великим княжеством и Польшей.

Вторая половина ХШ – середина ХΙV в.в. – период постоянных войн Великого княжества Литовского с крестоносцами. К 1384 г. Жмудь и часть литовских земель была присоединена к Тевтонскому ордену. Такую же агрессивную политику вел Орден в отношении к Польше. Все это объективно создавало условия для заключения постоянного государственного союза между ВКЛ и Польшей. Великий князь Ягайко ищет опору своей великокняжеской власти в союзе с Польшей, а та, в свою очередь, также нуждалась в крепкой королевской власти. Эти обстоятельства привели к заключению 14 августа 1385 г. Кревской унии. В белорусском местечке Крево великий князь литовский и русский Ягайко в присутствии

польских послов подписали акт об унии (союзе) между ВКЛ и Польшей. Согласно договору был заключен династический брак великого князя ВКЛ Ягайло и польской королевы Ядвиги, в результате которого он становился королем Польши, переходил в католичество и обязался крестить по католическому обряду литовцев – язычников.

Акт Кревской унии не имел характера государственного договора, а был лишь письменным обещанием, данным ранее польскому двору посольством великого князя литовского во главе со Свидригайло в Кракове. Акт Кревской унии был утвержден 2 февраля 1386 г. на съезде двух сторон в Люблине и формально вошел в силу. Значение Кревской унии в сфере международных отношений заключается в том, что она заложила основы государственного союза и совместной борьбы ВКЛ и Польши против агрессии Тевтонского ордена [8, с. 43 -46; 8, с. 74 - 82].

Дальнейшие события в ВКЛ показали, что отношение к унии было неоднозначным. Ягайло издает привилей – грамоту о дополнительных правах и вольностях феодалов-католиков, делает шаги по расширению роли католической церкви. Унитарная политика Ягайло и присоединение к Польше вызвали недовольство удельных князей в самой династии Гедиминичей, литовской и белорусской знати православной веры. Удерживать власть в таких условиях одновременно и в ВКЛ и в Польше было сложно. В 1392 г. согласно Остриновскому соглашению Ягайло передал всю полноту власти в ВКЛ Витовту, а за собой оставил трон польского короля. ВКЛ гарантировалась самостоятельность в союзе с Польшей. Фактически была сорвана Кревская уния.

Великий князь Витовт (1392-1430) стремился разорвать вассальные отношения с польским королем. Ягайло начинает переговоры о возобновлении унии. В 1413 г. на съезде феодалов ВКЛ и Польши была подписана Городельская уния, подчеркнувшая ведущую роль феодалов - католиков. Но в отличие от Кревской унии, она предоставила всю полноту власти в ВКЛ великому князю Витовту.

На начало ХV в. ВКЛ превращается в одно из крупнейших по своей территории государство Европы. Союз ВКЛ и Польши значительно укрепил обороноспособность обоих государств (победа в Грюнвальдской битве в 1410г). Однако Кревская уния принесла массу негативных явлений во внутреннюю жизнь ВКЛ. В 1432-1436 г.г. после смерти Витовта развернулась борьба между феодалами за великокняжескую власть с одной стороны, за независимую от Польши политику – с другой стороны. При Казимире Ягелончике (1440-1492) окончательно была ликвидирована уния с Польшей.

С конца ХV в. Ощутимое влияние на внутриполитическую жизнь Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского оказывало соседнее Великое княжество Московское. Так, в 1481 г. был раскрыт заговор против Казимира в Киеве, во главе которого стоял слуцкий князь Михаил Олелькович, его двоюродный брат Федор Бельский и князь Гольшанский. Заговорщики хотели земли до Березины отнести к Московии [2, с. 117 - 122].

С этого времени проблема сепаратизма на землях восточнее Березины вставала неоднократно. Это явилось следствием драматического раскола в ХШ-ХV в.в в территориальных пределах ВКЛ единого комплекса белорусских земель на «собственно Литву» и «земли прислухаючие». На белорусских землях исторически создавался свой центр и своя периферия, что провоцировало местную знать периферийных земель искать более престижное положение в соседних державах. Так, с 1487 по 1493 г. на службу в Москву «вышли» князья Воротынские, Бельские, Мерецкие, Вяземские. «Выходили» они не с пустыми руками, а со своими уделами, которые с помощью военной силы присоединились к восточному соседу. В конце 90-х годов ХV в. на сторону Москвы перешли князь Семен Бельский, Семен и Иван Можайские, Василий Шемятич. Под властью Москвы оказались богатые помежные земли, что, естественно, не могло не привести к военному конфликту. 14 июля 1500 г. на р. Ведроши (река на Смоленщине) состоялась битва войск ВКЛ и Московии, в результате победы Московской державы был подписан мирный договор 1503 г. К Москве отошли официально Чернигов, Новгород –Северский, Гомель, Брянск, Путивль, Стародуб, Мценск. В 1506-1508 гг. вновь возобновились военные действия между двумя государствами, но конкретных результатов не принесли.

Первая половина ХVΙ в. была заполнена войнами с Московским княжеством. Вся захватническая политика Московии проходила под идеологическим прикрытием защиты православия. Объявив себя не только преемницей Древней Руси, но теперь и крестницей Византии и главой всех православных христиан Восточной Европы, она объявляет, что все восточнославянские земли ВКЛ являются вотчиной Московии.

В 1508 г. вспыхнул мятеж Михаила Глинского, целью которого являлось образование самостоятельного от Великого княжества государства, ядром которого стали бы восточные белорусские и украинские земли. Умело была разыграна заговорщиками антикатолическая карта. Мятежники нашли поддержку в Москве, которой были выгодны разного рода «взбунтования» на землях западного соседа. Несколько месяцев отряды Глинского пытались закрепиться на территории от Менска до Гомеля и Мстиславля. Мятеж окончился поражением, а сам князь Глинский был вынужден искать спасения в Москве.

В 1512 г. возобновились военные действия между ВКЛ и княжеством Московским. В это время была организована под эгидой Великого княжества Московского и Священной Римской империи антия геллоновская коалиция из семи европейских государств. В ее стратегических планах был раздел Восточной Европы, в результате которого белорусские земли должны были оказаться в составе Московской державы. Победа под Оршей 8 сентября 1514 г. войска ВКЛ под предводительством Константина Острожского позволила на время приостановить территориальную экспансию на запад Москвы.

Пограничные войны с Московией оказывали непосредственное влияние на внутриполитическое положение ВКЛ. Дело в том, что московская

политика в отношении западного соседа базировалась на идее обороны православия. Это вынудило великокняжескую власть пойти на значительные перемены во внутренней политике. С начала ХVΙ в. проводится линия на уравнивание в правах представителей шляхетского сословия ВКЛ независимо от этнического происхождения и религиозной принадлежности. Повышается роль православной знати. Была отменена статья Городельского привилея 1413 г., закрепившая представителем православного вероисповедания занимать высшие должности в аппарате центрального и местного управления. Равенство в правах всей шляхты «веры христианской» нашло отражение в Статусе ВКЛ 1588 г.

К середине ХVΙ в. ВКЛ вынуждено было признать растущую мощь Русского государство. Логика борьбы с ним и международная обстановка заставляли ВКЛ идти на более тесные связи с Польшей.

Тема 2.1.4 Консолидация белорусской народности. Духовная жизнь, культура Беларуси в эпоху Возрождения.

Наши рекомендации