Кубани. Земледелие и землепользование. Развитие промышленности
В 60-х гг Х1Х века Кубань и Черноморье стали на путь капиталистического развития. Бурному росту предпринимательства в регионе способствовала быстрая колонизация края. Население Кубанской области увеличилось с 1861 по 1904 на 1855 тыс. человек, причем основной прирост – 1237,5 пришелся на переселенческое население.
Следует подчеркнуть, что в предшествующий период свободному поселению переселенцев на Кубани мешали не только отношения во внутренних губерниях России, но и причины чисто местного характера. До начала 60-х гг. Х1Х века постоянная оседлость невойскового населения натерритории Черноморского казачьего войска запрещалось. Замкнутоесословное казачье землевладение и неотчуждаемость войсковых земель не позволяли переселенцам поселиться с правом получения земельных наделов.
Военно-казачья колонизация не могла дать большого эффекта в сельскохозяйственном и промышленном освоении региона. Роль казачьего населения ограничивалась тяготами военной службы и порядком пользования землей.
К условиям, задерживавшим свободную колонизацию Кубани, следует отнести и политику местной администрации, направленную на сокращение прилива переселенцев. Начало этой политики относится к 80-х годам ХIХ века, когда кавказское и местное войсковое правление объявило виновниками социальной напряженности иногороднее население.
Несмотря на трудности в колонизационном процессе, заселение Кубани в пореформенный период проходило высокими темпами. Среди условий этого можно выделить:
· Отмену крепостного права в России (1861 г.);
· Окончание кавказской войны (1864 г.);
· Отсутствие крепостнических традиций на Кубани;
· Постройка железных дорог;
· Сравнительно низкие цены на землю и ее аренду;
· Более высокая заработная плата сельскохозяйственных рабочих.
Если в 1863 г. переселенцы составляли 2,7 % всего населения Кубани, то в 1904 – более половины всех жителей Кубани.
В первые десятилетия пореформенного периода ведущей отраслью сельскохозяйственного производства Кубани было скотоводство, однако, наряду с ним стали больше внимания уделять земледелию, особенно после 80-х гг. Х1Х века, когда в край хлынул поток крестьян из Европейской России. Ведущей системой земледелия была переложная. Естественно, урожайность зерна была невысокой. По сбору зерна на душу населения Кубань в 1860-х гг. стояла на одном из последних мест в стране.
С быстрым ростом населения и увеличением распашки земель определенные изменения претерпевали и способы сохранения плодородного слоя. Уже в последней четверти ХIХ века на Кубани можно было встретить хозяйства с паровой системой земледелия, с трехпольным, четырехпольным и многопольным севооборотами, с искусственным травосеянием, применяющими удобрения и поливку полей. Но таких хозяйств было немного, например, имение барона Штейнгеля.
Хлебная нива Кубани в это время стремительно росла: в начале 1870-х под злаками было занято 0,5 млн. десятин, к концу 1890-х – около 2 млн.
Включение Кубани в единый общероссийский рынок настоятельно требовало расширения транспортных возможностей для доставки урожая в морские порты. В 1869 г. одобрен проект строительства железной дороги Ростов-Владикавказ. Движение поездов открылось 2 июля 1875 г. в 1877 г. построена ветка Тихорецк – Екатеринодар. В 1896 г. вошла в эксплуатацию линия Кавказская – Ставрополь. В 1899 г. построена дорога Тихорецк – Царицын.
По-прежнему пользовался спросом и гужевой транспорт. В эти годы закончено строительство грунтовой дороги Новороссийск –Сухуми и дороги Майкоп –Туапсе.
Развивался и речной транспорт. В 1858 г. проведено обследование русла реки Кубань, а на следующий год появился первый пароход.
Важное место в перерабатывающем производстве заняло маслобойное. В 1899 г. фирма «Торговый дом братья Аведовы» в Екатеринодаре построила масложирзавод. На его базе позднее возник масложиркомбинат.
Широкое распространение получило винокурение. В 1871 г. темрюкский купец Якунин построил в Екатеринодаре винокуренный завод, производительностью 120 тыс. ведер спирта в год.
Интенсивно развивалась строительная индустрия, в том числе кирпичные заводы.
В декабре 1882 г. пущен первый цементный завод в г. Новороссийске.
С 60-х гг. началось освоение нефти Кубани. Первоначально буровые работы развернулись около станицы Титаровской. Позднее начались разработки в станице Ильской и других местах.
Интенсивно, в указанный период шло градостроительство в Новороссийске, Армавире, Майкопе, Ейске, Анапе и других городах.