Младенец родился: рождение Welfare State

Термин. В развитом варианте две сущности: 1. Welfare – благосостояние, престиж. 2-я составляющая во французской традиции звучит Etat Social – социальное гос-во. Это богатое социально ориентированное гос-во.

Поэтому этот термин нелюбим в нашей историографии.

Первые эл-ты этого термина возникают в начале 20 в.

Прогрессивная эпоха – американский термин, относится к политике президента Рузвельта и тех, кто шёл за ним (Вудро Никсон). Это около 20 лет реформ в Америке.

В Европе термин прижился не сразу. Чаще термин либеральная эра с подачи Италии. В других языках это менее значимое слово, чем в русском. Это либеральная эпоха. Это эпоха реформ. А зачем понадобились реформы???? Чтобы участие гос-ва сделать ещё выше. Концерны требовали контроля, ибо в противном случае они играли бы оч сильную роль в экономике. Именно тресты, концерны пользовались особым уважением.

Те кризисы, которые были банальными кризисами производства и были проявлением как раз здоровья системы. Однако малообеспеченные слои населения страдали во время кризиса. В Англии этот социальный патернализм особую роль играет.

США тоже в какой-то момент были ограждены от недовольства.

Поэтому Прогрессивная эпоха ставит акцент на борьбу с трестами, а не обеспечение этих низких слоёв.

Т о либеризм требовал пересмотра и стал сдавать позиции.

Мы имеем дело с первым актов трансформации либерального гос-ва. Идея неограниченной инициативы теперь контролируется, идея дриминт стэйт начинает отвергаться, идея самоизлечивающегося рынка отвергается.

Теперь о демократии. Демократия – результат длительной борьбы. А. де Токвиль вывел формулу: демократия – борьба 2-х составляющих, во-первых, осознание гражданами страны необходимости заявить о своих правах и их отстаивать, т е осознанное стремление взять у власти что-то; во-вторых, осознанное стремление дать со стороны властей эти самые реформы, ибо если не дать, то возьмут силой.

Как раз Прогрессивная эпоха стала ареной рождения демократии.

Эпоха реформ проходила в разных формах.

В США вопрос о равенстве возможностей, о свободе выбора, качестве продукции (война тем, кто выпускает просроченные лекарства. Проблема ограничения рабочего дня и не только это – просто хорошие условия для рабочих. На частном уровне это уже делалось (Генри Форд).

В США в фокусе проблем:

- защита от произвола трестов;

- защита интереса американца как потребителя.

Англия и Франция – диаметрально противоположная картина.

В Англии экономику считали неправомерным регулировать из-за устойчивого представления о дриминг стэй, а социальную сферу – да. К к 19 в. 8-часовой рабочий день уже был. Но у рабочих низкой квалификаций этого не было (докеры, дорожники и др физическая нагрузка). В 1908 г. и они получили это право. Здесь трейд юниорс сыграл свою роль.

Период 1906 и 1908 г оч важен тоже – англичане впервые получили соцобеспечение: пособие по безработице, потери кормильца, пенсии по старости (с 70 лет). Французы с 65 лет ввели. К началу второго десятилетия соц закон-во в Англии сложилось окончательно. Поэтому военный и послевоенный кризис англичане пережили вместе. Американцы так не смогли, ибо стоило потерять работу, и ничего нет (ни пособий, ни больничных и т. д.)

Франция – о 8-часовом рабочем дне никто и не заикался. В 1904 г. создано Минтруда. Это оч интересно. Подобное в 1848 г. уже было, но оно существовало 1-1,5 месяца.

Противостоят друг другу предпринимательские организации и профсоюзы, а Министр труда является арбитром. Они заключают компромисс и весело идут к консенсусу. К тому же оформляется Всеобщая конфедерация труда – профсоюзная организация.

Социальное регулирование, но с экономическим оттенком.

Италия – в Италии рождается Совет труда. На уровне областей палаты труда получили мощное развитие. С 1900 по 1905 гг. Италию лихорадило – резко повысилось кол-во забастовок. Во главе политическое идеи – Джованни Джолитти (ПМ). Национализируются некоторые банки, телефонная сеть, страховое дело. Социальной базы практически не было. Лишь закон 1883-84 гг – запрет работать детям меньше 9 лет, ограничение продолжительности труда подростков.

Теперь же рабочий день до 10-11 часов сократили. + строительство тоннелей (Симплонский тоннель в горе Монблан) + ж/д строительство, правда, внутри страны.

В сухом остатке именно итальянцы стали жить всё легче и легче. Рядовой итальянец реально мог поехать в отпуск, удобный быт. В итоге объявили борьбу с пошлостью: сразу жить стало хорошо и это плохо.

Германия – особо никаких социальных реформ. Бисмарк в 1880-е гг. протащил два закона через Рейхстаг: вводили минимальные ставки зарплаты и пособия по безработице. Это скромно, но хоть что-то. После Бисмарка политики только подготовкой к войне занимались.

В этом и суть новорождённого младенца. Уровень социальной конфликтности резко понизился.

Билет 23

Последние недели 2 МВ – это начало процесса деколонизации. Идеологии национал освбождения трудно было что-то противопоставить, потому что эта идея была уже санкционирована от мировых держав. Право на свободу – неотъемлемое право современности. Все постепенно включались в борьбу, но каждый по-своему. Кажд народ становился участником международн разделение, становился сторонником одно из блоком, одной из идеологий.

Факторы, которые оч привлекали их сторону, уже упоминались.

В сер 50=х гг произошла два события, положительных для социалистич копилки, это реальные подтверждения перспективности социалистич пути:

1 – выводы и решения 20 съезда КПСС: пути перехода к социализму, путь Мб оч разным. Китайск партия после этого стали говорить, что нет альтернативн путей стр-ва коммунизма. Китайцы взяли на вооружение политику трех знамен, они шли скачками.

2 – спутник: за Рос сохранили несколько терминов, которые до сих пор по всему миру используют без перевода (погром, спутник): нет ни одного места в мире, которому недоступно ядерное оружие. Начиная с запуска спутника, наступает эра баллистич оружия. Этот фактор становится определяющим в экономич отношениях. Это превращается в веселые старты.

Из спутника появляется еще один фактор: спутник в космосе значит, что в стране есть энное кол-во людей, которые смогли сделать спутник. К сер 50-х гг возникло понимание, что в социалистич блоке существует система образования, которая может залезть в космос. Значит образование имеет уникальное преимущество. С того времени начинает перекраиваться системы образования разных стран Запада.

Целый ряд гос-в в к 50-х гг выходящих в обществе тоже говорили (отчасти голословно, не имея для этого ресурсов) стали говорить о выборе социалистич пути. Примеры – стремительно умножающиеся страны Африканск континента. 1-е – Золотой берег (ныне Республика Гана).

Пионеры – представители Алжира. Франция надломилась в этой борьбе: колониальной на два фронта.

Стала проблема: как выстраивать отношения с бывш и нынешними колониями.

Де Голль пришел к власти с лозунгом сохранения Алжира французским. Был проведен референдум: итог – они согласны. Все народы сказали да!

Кроме одного народа – Гвинея. Причина – к тому моменту сформировалось сильное профсоюзн движение. Там оч много активистов. Они понимали, что прецедент уже был (Гана). Они решила пойти по этому пути. В 1958 г она получила независимость. Франция полностью покинула бывш колонию, вместе с ней и ушли все-все-все чиновники. Следствие – паралич государственного существования. Это вызвало еще колоссальн издержки, но они были преодолены. Неск десятков – это реальное кол-во образованных в людей в таких странах как Гвинея. Во главе гос-ва стали люди, которые не имели опыта гос строит-ва и полит борьбы.

Показат пример к 50-х гг – Япония, которая всегда пыталась показать свою имперскость. По итогам 2 МВ она была сведена к положению страны, с которой не считаются, она придаток победителя (особенно США). События корейской войны дали Японии фантастич толчок к развитию. Она осталась единст союзником Запада в этом регионе. Яп с к 50-х гг демонстрировала свое «экономич чудо». Япония стала не просто успешн экономич державой, она показала, что азиатск страна в сложн условиях способна добиться фантастич гос-вах. Это был пример, образец и вера для других гос-в.

Во 2—й пол 60-х гг. новые страны Аз и Афр, беря за образец методы Японии, они добились хорош результатов: Малазийя (еще образовало и Сингапур), республика Южн Корея, Тайвань, - это все примеры тупиковых ситуаций, когда не было ничего ваще и они создали из ничего всё.

ООН в то время развивается. Рокфеллер дарит им кусок семьи для стр-ва штаб-квартиры. Есть ген секретари. Стр-ра начинает работать, специлиазир органы приобретают практику. Новые страны входят в ООН, они становятся получателями помощи разнообразной. Это помогает развиваться международн праву. Но вместе с тем это создает ситуацию, что ООН не может разрешить какие-то кризисные вещи.

Пример – Конголесский кризис 1960-61 гг.: Конго – огромное гос-во с огромными ресурсами, которая раньше эксплуатировалась Бельгией, она оч густо населена разными народами, в момент провозглашения независимости существуют противоборств силы, которые начинают конфронтацию уже после достижения независимости. В этих условиях разменной монетой становятся представители зарубежн компаний. Начинается полурезня (типа для провокации). Через ООН Бельгия вводит войска. Это еще больше ухудшает ситуацию. Начинается распря: кажд крупн держава туда пытается в эту копилку бросить свои 5 коп. Премьер-министр Патрис Лумумба попадает в плен и его расстреливают. Начинается гражданск война. Присутствие в этой ситуации ООН, миротворческ силы, показывает, что она не способна разобраться в этой ситуации, правильно направить силы. ЦРУ замочило генер секретаря ООН пока он летел в Конго. Всё произошедшее показывает, что подобного рода конфликта, возникающие в рез-те получения независмости в недозревшем гос-ве, не могут быть разрешены всеми, кому не лень. Нужен механизм, который не позволит сумасбродов допускать в разрешении миротворческ ситуаций. Вот этот кризис оч показателен.

Не менее показателен – развитие ситуации в уже состоявшейся стране Республика Индия. По мере того как гос-ва стали теперь сами регулировать свои границы самостоятельно, тут понятно, что для молодого небольш гос-ва потеря одной реки или горы – это большой проигрыш. Таких конфликтов с началом деколонизацией наблюдается во всех регионах.

Один из таких конфликтов – в Гималаях между Инд, Китаем, Пакистаном. Он до сих пор существует этот конфликт. Конфликт индо-пакистанский оч масштабное явление – в районе Кашмира. На этапе 60-х гг – захват Китаем Тибета привел к тому, что лама сбежал и возникла ситуация, что Китая оттягал от Инд кусок и следовательно Пакистан стал союзником Китая.

60-е гг – время накопления опыта, когда такие конфликтные ситуации становились не разрешенными. Иногда их преодолевали острыми углами, но суть конфликта осталась неисчерпанной.

Пример мины замедленного действия оставшейся до сегодняшнего дня – Нигерия. Проблема – принцип самоопределения наций. Гос-во не давало реализовать сепаратистск политику. В рез-те в Нигерии, прозападн гос-ве, образовалась куча союзников: одни – за единство, другие – за сепаратизм. Тут возникал вопрос: самоопределение – это право или принцип. 1967 – 70 гг – гражданск война в Нигерии. Это показало, что когда получаешь независимость для гос-ва, это не значит, что уже есть в этом гос-ве нация. Тут десятки народов и кажд видит по своему будущее развитие. Нужно приходить к компромиссу. Интересы СССР и СШа в этой ситуации совпали, потому что они боялись множить противоречия и создавать еще проблемы в плюс к тем, которые уже были в тот момент.

Ближневосточный конфликт – развивающийся по восходящей после незав-ти Израиля. Умножалось число полит сил, которые образовывали этот конфликт.

Есть две формы государственности:

1 – экстерриториальная государственность: еще нет страны, но есть признанный мировым сообществом претендент, чтоб поддержать эту государственность.

2 – счастливые единые страны)))

экстерриториальный прецедент 60-х гг – орг-ция освобождения Палестины. Она становится признанным представителем палестинск народа, но страну-то еще не создали. Орг-ция фактически стала местным прав-вом.

1956-57 – признание получает движение за освобождение ЮЗ Африки. Это тер-рия – подчиненная колония. Начинается борьба за освобождение. Эта орг-ция СВАПО получает статус признанного представителя народа Намибии.

Самое показательное для 60-х гг – в ЮВ Азии. Там на всем протяжении 60-х гг продолжается борьба за деколонизацию Вьетнама: сперва изгоняет французов, там складывается два гос-ва: Северн (сотрудничает с СССР; оно хочет, чтоб Южн Вьетнам тоже стал принадлежать к лагерю социализма) и Южн Вьетнама.

Оч характерно, что во время присутствия западных стран в этом регионе США оказывают оч больш поддержку в данном случае во Вьетнаме. США пытаются своим присутствием пытаются удержать Вьетнам в орбите влияния стран Запада. Тут прямое вмеш-во интересов холодной войны в региональном вопросе. С сер 60-х гг начинается прямая экскалация США в этот регион. Всего 4 презика США занимаются этим вопросом. Они доводят свое присутствие в регионе с экономич советников до того, что число американск военнослужащих – 0,5 млн. Потери американцев в войне – 60 тыс чел. Билл Клинтон закосил от войны.

Вьетнамская война показала справедлив и несправедлив роль стран Запада в регионе. Это раскосило страны Запада в том, что следует считать нормальной целью для такой войны.

Вьетнам сумел после войны прийти в себя и решить сиюминутные проблемы. Вьетнам щас входит в одну из ведущих с точки зрения рост экономик мира.

Позиция восточн блока в отн вьетнамск войны – оказывали поддержку, несмотря на противоречия Китая и СССР. 80 % - груза, 65 % - вооружения.

Билет 71, 72

Наши рекомендации