В интегрированные коммуникации
1.1. Понятия «коммуникация» и «информация»
Двумя основополагающими понятиями в интегрированных коммуника- циях являются понятия «коммуникация» и «информация».
Сам термин «информация» существовал и использовался в обыденном языке и науке с древнейших времен. По документальным источникам он фик- сируется с начала нашей эры. Известно, что латинское слово «informatio» употреблялось в двух значениях: в первом – как разъяснение, ознакомление; во втором – как придание формы, свойств. В XIV в. этот термин понимался в от- ношении акта божественного творения как вложение души и жизни в тело че- ловека, но примерно в то же время слово «информация» стало означать и пе- редачу знаний с помощью книг. Таким образом, второе значение слова «ин- формация» постепенно отошло на второй план, так как смысл этого слова смещался от понятий «вдохновение», «оживление» к понятиям «сообщение»,
«сюжет». В современном русском языке лексема «информация» (без специ- альных значений) трактуется как «сообщение о чем-либо», а также «сведения, являющиеся объектом хранения, переработки, передачи».
Слово «коммуникация» восходит к латинскому communicatio (communiсаге, communio – «быть в отношениях с кем-либо») и бытовало из- начально в романских языках. К XIV в. оно означало «делать общим, быть в отношении с кем/чем-либо». До XIV в. значение слова в данных языках бы- ло близко к значению «разделение, участие».
Начиная с XVI в. появляется новое созначение «передача», связанное в Европе с развитием почты и дорог, а в XIX в. и с развитием современных средств коммуникаций, прежде всего технических – железной дороги, транспорта, авиации. Затем «присоединяются» и коммуникации «на расстоя- нии» – телефон, радио, телевидение1. Два значения слова сосуществуют на протяжении всего XX в. и получают свои терминологические значения в раз- личных научных дисциплинах.
В русский язык слово приходит из польского (komunikacja – «сообще- ние, передача») в Петровскую эпоху. «Впервые в современной форме отме- чается в 1709 г.»2. Словарь В. И. Даля фиксирует для середины XIX в. одно из значений – «сообщение, пути, дороги, средства связи мест»3.
В современном русском языке термин «коммуникация» имеет сле- дующий ряд значений: «путь сообщения, связь одного места с другим;
1 См.: (La) Communication: Cаhiers francais. 1992. № 258.
2 Этимологический словарь русского языка. Т. 8. Вып. 8. М., 1982. С. 235.
3 Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. Т. 2. М., 1979. С. 149.
сообщение или передача средствами языка содержания высказывания»4. В последние десятилетия активизируется и терминологическое значение этого слова, когда коммуникация понимается как процесс информаци- онного взаимодействия между людьми с помощью определенных зна- ков.
Процесс коммуникации имеет постоянные элементы: 1) отправителя (коммуникатора, передатчика сообщений), 2) канал, средство передачи информации, 3) собственно сообщение, 4) получателя, которому предна- значена информация и который ее интерпретирует.
Какие существуют способы распространения, передачи информа- ции? Выделяют три способа:
1) коммуникация через средства массовой информации с помощью печатных (пресса, книги, плакаты и т. д.) и электронных средств (радио, телевидение и т. д.) массовой информации,
2) коммуникация через организации,
3) коммуникация через межличностные контакты.
На протяжении многих веков устное слово оставалось единственным средством накопления и передачи информации. Необратимость и одномо- ментность устной речи вынуждала человека иметь хорошую память и все- цело на нее полагаться, передавать ограниченный набор информации с частыми повторами, кроме того, не позволяла осуществлять коммуника- цию на расстоянии. С появлением и развитием письменности человечест- во вступило в первую фазу информационной революции, резко увеличив- шей, в частности, объем знаний, накопленных цивилизацией.
С появлением бумаги, изобретением наборного шрифта (1456 г.) и печатного станка, а затем типографской машины (1847 г.) распространение печатного слова приобретает массовый характер. Знание перестало быть сакральным, оно стало доступным. Именно этот факт подготовил наступ- ление промышленной революции, требовавшей грамотности и унифика- ции знаний. Книгопечатание стало отправной точкой в формировании об- щества массовой культуры, завершившемся в середине ХХ в. вместе с формированием индустриального государства. А с возникновением в XX в. электронных средств связи характер СМИ, а фактически жизни в целом изменился коренным образом.
Коммуникация – важнейший проводник установок общества, форми- рующих индивидуальные и коллективные установки. Феномен коммуни- кации – это один из самых ярких символов XX в., он лежит в основе демо- кратии любого типа и обращен в будущее. Не случайно поэтому Ж. Сеге- ла, отец французских PR, указывает: «Коммуникация будет первым бизнесом третьего тысячелетия».
4 Большой толковый словарь русского языка. СПб., 1998. С. 445.
В зарубежной науке лексема «коммуникация» приобретает значение термина в середине XX в. В последнее десятилетие активизируется и тер- минологическое значение этого слова, когда коммуникация понимается как процесс информационного взаимодействия между людьми с помощью определенных знаков. В самом общем виде под коммуникацией обычно подразумевается акт общения, связь между двумя и более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц посредством общей системы символов (знаков).
Довольно распространённым в научной литературе является смеше- ние понятий «коммуникация» и «общение». Возможно, это происходит по причине того, что перевод английского слова communication включает не- сколько смыслов и может означать передачу, сообщение сведений, инфор- мацию, связь, средство связи, а также и общение. При использовании пе- ревода этого слова на русский язык происходит смешение двух уровней языковой коммуникации – лингвистического, включающего в себя выска- зывания, функционирующие в сфере разговорной речи, и металингвисти- ческого, включающего термины, лежащие в основе формирования специ- альных языков различных наук, к числу которых относится и пиарология, наука о связях с общественностью.
Цели коммуникации социальны и находятся под воздействием обще- ства. Усложнение и динамичность социальных процессов в обществе, влияние происходящих общественных изменений непосредственно на по- вседневную жизнь человека делают его все более зависимым от потока со- общений средств массовой информации. Существует понятие и массовой коммуникации.
Массовая коммуникация (МК) – процесс производства и передачи информации большим, рассредоточенным массам людей с помощью спе- циальных технических средств. Массовая коммуникация подразумевает интерактивные информационные потоки между субъектами коммуника- ции.
Массовая коммуникация характеризуется следующими особенно- стями: «1) массовость аудитории; 2) ее гетерогенность; 3) использование высокоскоростных и репродуктивных средств связи и информации; 4) бы- строе распространение сообщений; 5) относительно небольшая потреби- тельская стоимость получаемой информации»5.
В процессе трансляции информации главным является не столько структура самого коммуникатора, сколько направленность его деятельно- сти, его цели и стремления. Мера, характер, степень влияния средств мас- совой коммуникации на массовую аудиторию зависят от установок комму-
5 Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. М., 1991. С. 118.
никаторов, от содержания и формы подачи передаваемых сообщений. В этом плане особое внимание в современном обществе уделяется форми- рованию установок, регулирующих характер распределения и распростра- нения информации. Коммуникативный процесс осуществляется не сти- хийно, а целенаправленно, и стратегия коммуникаторов зависит от той программы (политической, идеологической, просветительской, культур- ной), которой они руководствуются.
Массовая коммуникация является частным случаем социальной ком- муникации, под которой можно понимать определенную деятельность, обусловленную системой социально значимых норм и оценок, образцов и правил общения, принятых в данном обществе.
Что делает массовую коммуникацию таковой? Обычно отмечаются следующие ее основные специфические особенности:
· опосредованность общения техническими средствами;
· отсутствие непосредственной обратной связи между коммуника- тором и аудиторией в процессе общения;
· социальная направленность, социальная ориентированность общения – при помощи СМИ общаются не отдельные люди между собой, а большие социальные группы.