Вторая Чеченская Война. Причины и ход конфликта.
После вывода российских войск из Чечни в 1996 г. положение в регионе оставалось неспокойным. А. Масхадов, глава республики, не контролировал действия боевиков, а зачастую закрывал глаза на их деятельность. В республике процветала работорговля. В Чеченской и соседних республиках похищались российские и иностранные граждане, за которых боевиками требовался выкуп. Те заложники, которые по каким-либо причинам не могли заплатить выкуп, подлежали смертной казни.
Боевики активно занимались кражами из проходящего по территории Чечни трубопровода. Продажа нефти, а также подпольное производство бензина стало существенным источником дохода боевиков. Территория республики стала перевалочной базой по торговле наркотиками.
Тяжелое экономическое положение, отсутствие рабочих мест вынуждало мужское население Чечни в поисках заработка переходить на сторону боевиков. В Чечне была создана сеть баз по подготовке боевиков. Обучением руководили арабские наемники. В планах исламских фундаменталистов Чечня занимала огромное место. Ей предназначалась главная роль в дестабилизации обстановки в регионе. Республика должна была стать плацдармом для наступления на Россию и рассадником сепаратизма в соседних республиках.
Российские власти были обеспокоены участившимися похищениями людей, поставками из Чечни наркотиков и бензина подпольного производства. Большое значение имел нефтяной чеченский трубопровод, который был предназначен для масштабной транспортировки нефти из Каспийского региона.
Весной 1999 г. был предпринят ряд жестких мер с целью улучшения ситуации и пресечения деятельности боевиков. Значительно усилились чеченские отряды самообороны. Из России прибыли лучшие специалисты по контртеррористической деятельности. Чеченско-дагестанская граница стала фактически милитаризованной зоной. Условия и требования прохождения границы были значительно повышены. На территории России усилилась борьба чеченскими группировками, финансирующими террористов.
Это наносило серьезный удар по доходам боевикам от продажи наркотиков и нефти. У них возникли проблемы с оплатой арабских наемников и покупкой вооружения.
В сентябре 1999 года началась новая фаза чеченской военной кампании, которая получила название контртеррористической операции на Северном Кавказе (КТО). Поводом для начала операции послужило массированное вторжение 7 августа 1999 года в Дагестан с территории Чечни боевиков под общим командованием Шамиля Басаева и арабского наемника Хаттаба. В группировку входили иностранные наемники и боевики Басаева. Более месяца шли бои федеральных сил с вторгшимися боевиками, закончившиеся тем, что боевики были вынуждены отступить с территории Дагестана обратно в Чечню. В эти же дни - 4 16 сентября - в нескольких городах России (Москве, Волгодонске и Буйнакске) была осуществлена серия террористических актов - взрывы жилых домов. Учитывая неспособность Масхадова контролировать ситуацию в Чечне, российским руководством было принято решение о проведении военной операции по уничтожению боевиков на территории Чечни. 18 сентября границы Чечни были блокированы российскими войсками. 23 сентября Президент РФ издал Указ "О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", предусматривающий создание Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе для проведения КТО. 23 сентября российская авиация начала бомбардировки столицы Чечни и ее окрестностей. 30 сентября началась наземная операция - бронетанковые подразделения российской армии со стороны Ставропольского края и Дагестана вошли на территорию Наурского и Шелковского районов республики. В декабре 1999 года была освобождена вся равнинная часть территории Чеченской Республики. Боевики сосредоточились в горах (около 3000 человек) и осели в Грозном. 6 февраля 2000 года Грозный был взят под контроль федеральных сил. Для борьбы в горных районах Чечни кроме восточной и западной группировок, действовавших в горах, была создана новая группировка "Центр". 25-27 февраля 2000 года подразделения "Запада" блокировали Харсеной, а группировка "Восток" закрыла боевиков в районе Улус-Керт, Дачу-Борзой, Ярышмарды. 2 марта Улус-Керт был освобожден.Поcледней крупномасштабной операцией была ликвидация группировки Руслана Гелаева в районе с. Комсомольское, завершившаяся 14 марта 2000 года. После этого боевики перешли на диверсионно террористические методы ведения войны, а федеральные силы противопоставили террористам действия спецподразделений и операции МВД. Во время проведения КТО в Чечне в 2002 году в Москве был совершен захват заложников в Театральном центре на Дубровке. В 2004 году был совершен захват заложников в школе номер 1 города Беслана в Северной Осетии. К началу 2005 года, после уничтожения Масхадова, Хаттаба, Бараева, Абу аль-Валида и многих других полевых командиров, интенсивность диверсионно-террористической деятельности боевиков значительно снизилась. Единственная масштабная операция боевиков (рейд на Кабардино-Балкарию 13 октября 2005 года) завершилась провалом.
В период с 2005 по 2008 года не было зафиксировано ни одного крупного нападения на мирных жителей или столкновения с официальными войсками. Однако в 2010 году произошел ряд трагических террористических актов (взрывы в метро Москвы, в аэропорту Домодедово). Длительные широкомасштабные боевые действия, разумеется, оказывают дестабилизирующее влияние на ситуацию не только на Северном Кавказе, но и во всем Кавказском регионе. Можно с уверенность сказать, что напряженность сохранится при любом варианте развития событий в Чечне.
При любом варианте развития событий в краткосрочной перспективе на Кавказе сохранятся и даже усилятся факторы политической нестабильности и связанная с этим опасность терроризма.
С полуночи 16 апреля 2009 года Национальный антитеррористический комитет (НАК) России по поручению президента Дмитрия Медведева отменил режим КТО на территории Чеченской Республики.
Любые боевые действия наносят урон и имуществу, и людям. Согласно статистическим данным, со стороны России было потеряно 3684 человека. Погибли 2178 представителей МВД РФ. ФСБ лишилась 202 своих сотрудников. Среди террористов было уничтожено более 15 000 человек. Количество мирных жителей, погибших в ходе войны, точно не установлено. По официальным данным оно составляет около 1000 человек.[10]
Итоги Чеченских войн
31 августа 1996 года в Хасавюрте - дагестанском районном центре на границе с Чечней, секретарем Совета безопасности Российской Федерации Александром Лебедем и начальником штаба чеченских боевиков Асланом Масхадовым были подписаны документы, положившие конец первой чеченской войне - Хасавюртовские соглашения. Были прекращены военные действия, из Чечни вывели федеральные войска, а вопрос о статусе территории был отложен до 31 декабря 2001 года.
Подписи под Хасавюртовским миром поставили секретарь Совета безопасности РФ Александр Лебедь и начальник штаба вооруженных формирований сепаратистов Аслан Масхадов, на церемонии подписания присутствовал глава Группы Содействия ОБСЕ в Чеченской республике Тим Гульдиман.[11]
В документах были указаны принципы определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской республикой. Стороны обязались не прибегать к применению силы или угрозе силой, а также исходить из принципов Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах. Ключевые моменты урегулирования содержались в специальном протоколе. Главный из них - положение об «отложенном статусе»: вопрос о статусе Чечни должен был быть решен до 31 декабря 2001 года. Решением оперативных проблем должна была заняться объединенная комиссия из представителей органов государственной власти России и Чечни. В задачи комиссии, в частности, входили контроль за выполнением указа Бориса Ельцина о выводе войск, подготовка предложений по восстановлению валютно-финансовых и бюджетных отношений Москвы и Грозного, а также программы восстановления экономики республики.
После подписания Хасавюртовских соглашений Чечня де-факто стала независимым государством, но де-юре - государством не признанным ни одной страной мира (в том числе Россией).
В октябре 1996 года Совет Федерации Федерального Собрания РФ принял постановление «О ситуации в Чеченской Республике», согласно которому документы, подписанные 31 августа 1996 года в городе Хасавюрте, считались "свидетельством готовности сторон разрешить конфликт мирным путем, не имеющими государственно-правового значения".
93 депутата Госдумы подали запрос в Конституционный суд о конституционности Хасавюртовских соглашений. В декабре 1996 года Конституционный суд отказал в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов ввиду не подведомственности поставленных в нем вопросов Конституционному суду Российской Федерации.
Хасавюртовские договоренности и последовавшее за ними в мае 1997 года заключение договора «О мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия», который был подписан Борисом Ельцином и Асланом Масхадовым, не привели к стабилизации ситуации в регионе. После вывода российских вооруженных сил в Чечне начался межвоенный кризис: разрушенные дома и села не восстанавливались, из-за этнических чисток и боевых действий Чечню покинуло или было физически уничтожено почти все не чеченское население.
Соглашения не повлияли на практику взятия заложников и вымогательства денег вооруженными чеченскими формированиями. Так, журналисты Виктор Петров, Брис Флетьо и Светлана Кузьмина были похищены в момент действия Хасавюртовских соглашений. Развивалась кража государственной собственности, наркоторговля и работорговля.
С 2000-х годов, Москва принимает решение проведения политики «чеченизации», которая явилась частью пропагандистских усилий Кремля с целью убедить россиян и международное сообщество, что война в Чечне закончена и что мирная жизнь там нормализуется, несмотря на непрекращающиеся дерзкие вылазки недобитых террористов.
Как бы там ни было, вновь созданные чеченские органы власти стали играть важную роль в нейтрализации нападений, не смирившихся с поражением сепаратистов. Новая правительственная структура постепенно выстраивается в республике. В марте 2003 года был проведен референдум по конституции республики. Он одобрил новую конституцию, которая положила конец сепаратистским стремлениям и твердо провозгласила Чечню как часть Российской Федерации.
Референдум открыл путь выборам президента республики. На выборах в октябре 2003 года, Ахмад Кадыров, который являлся фактическим чеченским правителем, назначенным тремя годами ранее Россией, официально стал президентом. Представители республики снова заняли свои места в Государственной Думе и Совете Федерации. Чечня медленно возвращается в политическое и правовое пространство России.[12]
Действительность, однако, состоит в том, что чиновники из этнических чеченцев, которые сотрудничают с федеральными властями, становятся главными мишенями террористов. Хотя сепаратисты были разбиты в военном отношении, а их организованные вооруженные отряды были уничтожены или рассеяны, надежды на полную победу над ними в ближайшем будущем остаются призрачными, и партизанская война в республике, вероятно, будет тянуться в течении долгого времени.
В мае 2004 года, Президент Кадыров погиб от бомбы террористов. После его гибели его сын, Рамзан, быстро выдвинулся на роль наиболее влиятельной политической фигуры в республике. Более того, Владимир Путин всячески способствовал его возвышению. Рамзан Кадыров был назначен чеченским премьер-министром при новом президенте Чечни, Алу Алханове, поддержанным Кремлем. Кадыров быстро стал фактическим верховным правителем республики.
17 июня 2006 года, в связи с гибелью Абдул-Халима Садулаева, Умаров приступил к выполнению обязанностей президента Чеченской Республики Ичкерия. «Умаров - один из самых опытных полевых командиров, авторитет которого среди боевиков сравним с известностью Шамиля Басаева», - отмечал в те дни «Кавказский узел. Первыми же своими указами Умаров освободил Шамиля Басаева от должности вице-премьера и назначил его на должность вице-президента.
В опубликованном в интернете 23 июня 2006 года обращении Умарова в качестве нового президента Ичкерии заявлялось, что Ичкерия продолжает оставаться хоть и оккупированным, но независимым государством, а «чеченский народ преследует одну-единственную цель - быть свободным и равноправным среди всех народов мира». Заявляя о планах расширения зоны боевых действий на территорию России, Умаров отмечал: «Однако при этом я ответственно заявляю, что целями наших ударов и атак будут исключительно военно-полицейские объекты… Я, как и мои предшественники на президентском посту, также буду решительно пресекать все удары по гражданским объектам и лицам».[13]
В марте 2007 года Рамзан Кадыров был избран президентом Чечни. Он получил в свои руки фактический контроль над чеченской нефтедобывающей промышленностью и над большими денежными потоками, направляемыми Москвой на восстановление экономики республики. Кремль настаивает, что он принес стабильность и обеспечил стремительное восстановление разоренной войной столицы республики, Грозного.
Правовой процесс восстановления конституционного порядка в республике завершается. Но не все в России убеждены в том, что «чеченизация» сможет твердо гарантировать долгосрочную стабильность в республике или что Кремль сделал ставку на правильного местного политика. Кадырова критикуют за молодость и нехватку образования. У многих наблюдателей нет уверенности, что Кадыров, получив неограниченную власть, сумеет избежать искушения большей независимости от Кремля.
6 октября 2007 года самопровозглашённый президент ЧРИ Доку Умаров объявил об упразднении ЧРИ и провозгласил образование Кавказского Эмирата. В своем обращении Умаров провозгласил себя «эмиром моджахедов Кавказа», «предводителем Джихада», и, кроме этого, «единственной законной властью на всех территориях, где есть моджахеды». Через несколько дней он оформил свои «решения» указами («омра») - Омра № 1 «Об образовании Имарата Кавказ» и Омра № 4 «О преобразовании Чеченской Республики Ичкерия в Вилайят Нохчийчоь (Ичкерия) Имарата Кавказ» - оба от 10 октября 2007 года. При этом он отрёкся от «конституции» ЧРИ 1992 года - «закона тагута», гласившей, что «Народ Чеченской Республики Ичкерия является единственным источником всей власти в государстве.» и рассматривает единственным источником власти не народ, а Аллаха..
Против этой линии, вдохновляемой исламистским идеологом Мовлади Удуговым, резко выступил Ахмед Закаев. По утверждению сторонников Закаева, «телефонным голосованием» среди членов т. н. «парламента ЧРИ» Закаев был избран «премьер-министром» ЧРИ, поскольку Умаров «самоустранился от исполнения обязанностей президента». Со своей стороны руководство «Кавказского эмирата» объявило деятельность Закаева антигосударственной, поручив разобраться с ним шариатскому суду и службе безопасности «Мухабарат», обвинив его в причастности к гибели президентов ЧРИ Масхадова и Садулаева.[14]
Президент Чеченской республики Рамзан Кадыров неоднократно предлагал Умарову сдаться правоохранительным органам. Также Кадыров неоднократно заявлял, что Умаров тяжело болен и ранен.
«По поручению президента РФ Национальным антитеррористическим комитетом внесены изменения в организацию антитеррористической деятельности на территории Чеченской Республики. Председателем комитета, директором ФСБ России Александром Бортниковым с 00:00 часов 16 апреля 2009г. отменен приказ, объявляющий территорию республики зоной проведения «контртеррористических операций». С указанного времени мероприятия по борьбе с терроризмом в Чечне будут осуществляться в соответствии с общим порядком, действующим в других регионах страны, отмечает комитет. "Такое решение призвано обеспечить условия для дальнейшей нормализации обстановки в республике, восстановления и развития ее социально-экономической сферы", - подчеркивается в сообщении. Оперативному штабу в Чечне даны поручения, направленные на оптимизацию состава сил и средств Объединенной группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, совершенствование порядка их применения в современных условиях.
Заключение
Российско-чеченский конфликт изначально принял форму острого легитимного противоречия, ставящего под вопрос самые основания политической системы России — политическую общность. Проведенный анализ показывает, что эскалация конфликта явилась результатом слабости и неэффективности таких ключевых компонентов политической системы России, как:
а) конституционная легитимность федеративного устройства;
б) урегулированность политических, финансово-экономических, юридических взаимоотношений федерального и регионального уровней государственной власти;
в) механизм принятия и реализации политических решений;
г) правовая регламентация действий исполнительной власти в кризисных ситуациях и т.д.
Сам факт существования внутриполитического конфликта подобного масштаба является недвусмысленным свидетельством глубокого кризиса политической системы государства. Применительно к стратегии контроля над конфликтом, чеченский кризис идентифицирует неспособность политической системы России к реализации превентивного комплекса мер контроля, направленных на недопущение, предотвращение и ограничение политического насилия.
Чеченские войны принесли большие потери обоим сторонам конфликта. Конфликт в Чечне стал причиной того, что в России развилась национальная неприязнь к Чечне.
В ходе выполнения данной курсовой работы всё поставленные задачи были решены. Выявлены причины Чеченских войн, а также подведены их итоги.
Список использованной литературы
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Конституция ЧРИ (с изменениями, дополнениями, внесенными Законом от 11 ноября 1996 года, Законом от 03 февраля 1997 года). 2 марта 1992 г.N 108, г. Грозный
3. Постановление Верховного Совета Чечено-Ингушской Республики «О Временном высшем совете Чечено-Ингушской Республики»
4. Голос Чечено-Ингушетии. 1991. 28 сентября (№ 190).
5. Гродненский Н. Неоконченная война. История вооруженного конфликта в Чечне. Военно-историческая библиотека – Харвест,; 2012.
6. Киселева, Э. М. Щагина. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012
7. Никитин Н. Итоги. То, что было // Новое время. - 2010. - № 16
8. Новейшая история Отечества. XX век: Учеб. для студ. высш. учеб заведений: В 2 т. / Под ред. А. Ф. Фурман Д.Е. Чечня и Россия: общества и государства. М.,2013
9. Орлов О.П., Черкасов «Россия - Чечня: цепь ошибок и преступлений. 1994-1996». Право человека 2010.
10. Россия (СССР) в локальных войнах и вооруженных конфликтах второй половины XX века / Под ред. В. А. Золотарева. — М.: Кучково поле; Полиграфресурсы, 2000.
11. Шокин С.Д. Чечня между двумя войнами//Российский исторический журнал.- 2003г., № 1
12. Э. Паин. «Вторая чеченская война и ее последствия». [Электронный ресурс] URL – http://www.http://ru-90.ru/content/
13. Пять самых спорных документов в истории российской дипломатии» «Свободная Пресса», 7 декабря 2013. [Электронный ресурс] URL – http://svpressa.ru/
14. Шитов А.В. Тайны Кавказской войны. - М.: «Вече», 2005
15. Обращение президента ЧРИ Докки Умарова. Электронный ресурс. URL http://web.archive.org/
16. Лукин О. Новейшая история: российско – чеченские войны// Вестник «Мосток». [Электронный ресурс] URL http://www.vestnikmostok.ru/
17. Википедия [Электронный ресурс] URL https://ru.wikipedia.org/wiki/
[1] Никитин Н. Итоги. То, что было // Новое время. - 2010. - № 16.
[2] Постановление Верховного Совета Чечено-Ингушской Республики «О Временном высшем совете Чечено-Ингушской Республики»
[3] Голос Чечено-Ингушетии. 1991. 28 сентября (№ 190).
[4] Орлов О.П., Черкасов «Россия - Чечня: цепь ошибок и преступлений. 1994-1996». Право человека 2010.
[5] Конституция ЧРИ (с изменениями, дополнениями, внесенными Законом от 11 ноября 1996 года, Законом от 03 февраля 1997 года). 2 марта 1992 г. .N 108, г. Грозный.
[6] Россия (СССР) в локальных войнах и вооруженных конфликтах второй половины XX века / Под ред. В. А. Золотарева. — М.: Кучково поле; Полиграфресурсы, 2000.
[7] . Шокин С.Д. Чечня между двумя войнами//Российский исторический журнал.- 2003г., № 1
[8] Новейшая история Отечества. XX век: Учеб. для студ. высш. учеб заведений: В 2 т. / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012
[9] Фурман Д.Е. Чечня и Россия: общества и государства. М.,2013
[10] Э. Паин. «Вторая чеченская война и ее последствия». [Электронный ресурс] URL – http://www.http://ru-90.ru/content/
[11] Пять самых спорных документов в истории российской дипломатии» «Свободная Пресса», 7 декабря 2013. [Электронный ресурс] URL – http://svpressa.ru/
[12] Шитов А.В. Тайны Кавказской войны. - М.: «Вече», 2005
[13] Обращение президента ЧРИ Докки Умарова. Электронный ресурс. URL http://web.archive.org/
[14] Лукин О. Новейшая история: российско – чеченские войны// Вестник «Мосток». [Электронный ресурс] URL http://www.vestnikmostok.ru/