Специфика доктринальных подходов к национальной безопасности в современных развитых государствах Европы и Азии
Концентрация вооружений и вооруженных сил в Европе и во всем мире в середине 70-х годов создала обстановку подозрительности и враждебности между государствами. Их устранение потребовало поиска мер, ведущих к созданию климата доверия между государствами вообще, и в военной области, в частности.
Юридическое содержание добросовестности вытекает из текста Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. из разделов: применение договоров (ст. 28-30);толкование договоров (ст. 31-33).
Применение положений договора во многом определяется его толкованием. С этой точки зрения можно предположить, что добросовестным будет применение договора, который и истолкован добросовестно (в соответствии с обычным значением, которое следует предавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора). Важным шагом в этом направлении явилась выработка государствами мер по укреплению доверия в рамках СБСЕ, содержащихся в Документе по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения, включенном в Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.; Итоговом документе мадридской встречи 1980 г.; Документе стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению 1986 г.; Итоговом документе венской встречи 1989 г. и других документах СБСЕ (а с 1994 г. – ОБСЕ).
В Документе по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения нашли юридическое закрепление следующие меры по укреплению доверия в военной области: предварительное уведомление о крупных военных учениях; обмен наблюдателями; предварительное уведомление о крупных передвижениях войск; содействие обменам по приглашению между военным персоналом, включая визиты военных делегаций.
В Стокгольмском документе государства-участники СБСЕ расширили круг мер доверия, согласившись на предварительное уведомление об определенных видах военной деятельности, наблюдение за определенными ее видами, обмен ежегодными планами уведомляемой военной деятельности и др. Кроме того, государства договорились о том, что согласованные меры укрепления доверия и безопасности будут обеспечиваться адекватными формами проверки.
Очевидно, что меры укрепления доверия в военной области – это система политико-правовых средств, направленных на обеспечение международной безопасности, добросовестное выполнение которых государствами устраняет сомнения и подозрительность между ними, создает благоприятные условия для дальнейшего развития международного сотрудничества.
Деятельность государств по соблюдению договоров, касающихся мер по укреплению доверия и безопасности, непосредственно затрагивает интересы военной организации России и требует глубокой проработки названных международно-правовых актов в целях выработки и обеспечения правового статуса наблюдателей и инспекторов, а также высокопрофессиональной подготовки и работы в этом качестве российских военнослужащих. В связи с развитием и совершенствованием института мер укрепления доверия и безопасности в рамках ОБСЕ знания международного права необходимы и для подготовки проектов соглашений, нацеленных на расширение зоны доверия.
Важным средством укрепления доверия между государствами является международный контроль. Институт международного контроля широко применяется по соглашениям в области разоружения, охраны окружающей среды, освоения космоса и др. Так, например, Национальный центр России по уменьшению ядерной опасности и подобный ему в США являются по сути рабочими органами правительств по контролю за реализацией международных договоров об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок, о взаимных заблаговременных уведомлениях о крупных стратегических учениях, о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, об ограничении подземных испытаний ядерного оружия, о подземных ядерных взрывах в мирных целях и других.
При этом контрольная деятельность государств может способствовать укреплению доверия только при том непременном условии, если она будет правомерной. Критерием правомерности в осуществлении контроля являются основные принципы и нормы международного права.
В практическом плане ими руководствуются военные делегации, эксперты, инспектора, наблюдатели на переговорах по обсуждению проблем контроля, при проверке выполнения действующих соглашений государствами или разработке проектов международных документов, касающихся контрольной деятельности государств.