Идеология

Среди перечисленных в предыдущем параграфе составляю­щих главной является идеология.

Поскольку речь идет о создании партии как избирательной машины, под идеологией здесь понимается вовсе не то, что напи­са­но в партийной программе или говорится лидерами партии. В на­шем понимании идеология – это представление активных избирателей о назначении и характере партии, которое (пред­ставление) побуждает их присоединиться к партии и участвовать в ее деятельности; в первую очередь оказывать партии помощь во время выборов. В этом плане можно привести довольно много примеров, когда создатели нового политического движения ис­крен­не считают, что оно базируется на том или ином варианте книж­ной идеологии (например, «центристской»), тогда как истин­ная идеологическая основа их организации совершенно иная.

Если проводить аналогию между партстроительством и прове­де­нием выборов, то идеология здесь играет примерно ту же роль, что и положительный образ кандидата во время избирательной кампании. Если партия не имеет внятной идеологии, востребо­ванной обществом или его значительной частью, то, не взирая ни на какие усилия и денежные вливания, вместо работоспособной партии будет создана ее имитация. Именно отсутствие полно­цен­ной идеологии является причиной провала многих полити­ческих проектов, обеспеченных всеми видами ресурсов.

Однако полностью ставить знак равенства между идеологией партии и ее положительным образом нельзя. Положительный об­раз партии – это то, что побуждает избирателя голосовать за нее во время выборов. Идеология же побуждает избирателя при­сое­ди­ниться к партии и участвовать в ее работе. Она должна давать гораздо более мощную мотивацию, чем это обычно делает положительный образ. Поэтому она является и более сложной конструк­цией, в которой следует выделить следующие компоненты:

– системообразующая идея, включающая момент силы и образ врага;

– лидер партии (точнее, положительный образ лидера);

– политическая позиция партии по актуальным вопросам.

Совокупность перечисленных компонент и образует тот идео­логический комплекс, который побуждает граждан присоеди­няться к партии. Для процесса партстроительства идеология иг­рает ту же роль, что и положительный образ кандидата (партии) для стратегии избирательной кампании.

Следует отметить, что в идеологии конкретной партии пере­чис­ленные компоненты могут играть неравноценную роль. Пер­вые две (идея и лидер) соответствуют ядру положительного обра­за кандидата в избирательной кампании. В зависимости от типа пар­тии доминировать может либо идея, либо лидер (анало­гично разделению типов положительного образа на «политически ори­ен­тированные» и «личностно ориентированные»). Третья ком­по­нента – политическая позиция – соответствует оболочке по­ло­жи­тельного образа.

Остановимся на компонентах идеологии более подробно.

Системообразующая идея, чтобы быть работоспособной, обя­за­тельно должна соответствовать тому или иному стереотипу мас­сового сознания; конкретно – представлению достаточно значи­тельной части граждан о «светлом будущем», в которое ведет партия. Типичными примерами таких стереотипов для России являются «великая держава»; «социальная справедливость»; «сво­бода и демократия» и т.д. Хотя подавляющее большинство изби­ра­телей вряд ли смогут рационально объяснить содержание этих понятий, они, тем не менее, прочно закреплены на уровне цен­ностей массового сознания.

Однако одного соответствия идея – стереотип недостаточно. Чтобы стать системообразующей (т.е. способной собрать вокруг себя активных граждан), идея должна содержать еще два эле­мента: момент силы и образ врага.

Момент силы является одним из наиболее мощных побудительных мотивов присоединения граждан к партии, олицетво­ряющей ту или иную идею: «Объединившись, мы представляем собой огромную силу, которая добьется... (что страна будет ве­ликой державой; что наступит процветание; что воцарится сво­бода; что в стране будет наведен порядок, что все будет по спра­ведливости и т.д.). Образ врага органически дополняет момент силы: на пути к «светлому будущему» обязательно стоит некий «супостат», которого необходимо сокрушить – для чего, соб­ственно, партии и нужна сила.

Если говорить образно, системообразующая идея будет эф­фек­тивной тогда, когда она позволит каждому потенциальному члену партии почувствовать себя в какой-то степени участником великой борьбы «сил света» (которые олицетворяет партия) с «силами тьмы» (которые олицетворяет образ врага).

В свете сказанного полные системообразующие идеи некото­рых нынешних парламентских партий можно сформулировать примерно следующим образом.

СПС: «Мы – объединение всех демократических сил, высту­паю­щих за то, чтобы Россия была свободной и богатой, чтобы мы жили не хуже, чем на Западе. Мы одолеем всех, кто выступает за воз­врат к прошлому».

КПРФ: «Мы – объединение всех патриотов, видящих Россию ве­­ликой державой, в которой царит социальная справедли­вость. Мы одолеем всех, кто предал интересы страны западному капиталу».

В каждой из приведенных идей четко высвечивается как груп­па стереотипов массового сознания, на которой «играет» партия, так и момент силы. Характерно, что обе идеи являются взаи­мо­дополняющими: каждая из них дает другой образ врага.

Следующая компонента партийной идеологии – положи­тель­ный образ лидера. При создании новой политической структуры он с успехом может заменить системообразующую идею. Среди парламентских партий типичными организациями «под лидера» являются «Яблоко» и ЛДПР.

Третья компонента идеологии – политическая позиция – рас­кры­вает системообразующую идею и (или) положительный образ лидера через отношение партии к актуальным для страны проб­лемам. Следует отметить, что в политической позиции допустима определенная гибкость: в зависимости от ситуации партия может ее менять, причем иногда на прямо противоположную. Недопус­тимы лишь две вещи: позиция, разрушающая системообразующую идею и (или) положительный образ лидера, а также рыхлая, неоднозначная позиция. Последняя ставит под удар момент силы системообразующей идеи: партия предстает перед своими сто­рон­никами неуверенной. Правда, иногда расплыв­чатость пар­тийных позиций диктуется политической ситуацией в элитах. Но с точки зрения публичной политики и партстрои­тель­ства лучше сегодня сказать категорическое «Да!», а завтра кате­горическое «Нет!» по одному и тому же поводу, чем оба раза изоб­ражать ни «да», ни «нет».

Наши рекомендации