Феодальное (средневековое) право

Средневековый тип права пришел на смену древнему юридическому типу права вследствие необходимости законодательно закрепить сформировавшийся в недрах рабовладельческого строя новый способ производства, обеспечивающий более эффективное использование рабочей силы в сравнении с рабовладением. Рабский труд исчерпал свои возможности, и появилась объективная необходимость в предоставлении определенной, хотя и весьма ограниченной, свободы основному производителю – крестьянину в условиях крепостной зависимости его от хозяина – феодала.

Феодальное право не тождественно тому средневековому законодательству, которое закрепляло резкое сословное неравенство, разделение подданных на привилегированные, обладающие только правами, сословия и податные, на которых возлагались одни лишь обязанности; законодательству, которое устанавливало наказание за грех, узаконило принцип «столько права, сколько силы», «прав тот, кто сильнее», за что и было названо «кулачным».

Как уже отмечалось, при феодализме было рецепировано римское право, действовавшее в городах, достигшее своего расцвета в XIV–XV вв. В рецепции проявляется действие одной из закономерностей развития правовой системы – преемственности в праве. Рецепция римского права началась в Западной Европе с формирования высокого уровня правового сознания на базе изучения юристами первоисточников римского права без наслоившихся на него иных юридических норм. Это правосознание вынашивалось в университетах и получило широкое распространение в движении сторонников римского права – глоссаторов в Италии, комментаторов во Франции, гуманистов в Италии и Германии.

Высокая древнеримская правовая культура имела свое продолжение в Византии. В XII в. в одной из новелл византийского императора Мануила Комнина указывалось: «Если во время нашего самодержавного правления моей царственностью будет предписано устно что-либо, противоречащее праву или смыслу законов, то пусть оно будет недействительным и во всех отношениях бездейственным».

Кардинальным шагом правовой системы феодализма по пути прогресса было законодательное закрепление нового социального статуса основного работника – крепостного крестьянина, которого в отличие от раба уже нельзя было убить, хотя можно было продать и купить. Крепостной крестьянин был уже менее зависим от помещика, чем раб от рабовладельца. Ему, в частности, предоставлялась возможность, например по законодательству России, в так называемый юрьев день уйти от ненавистного помещика к другому. В Англии сформировавшееся право для сословия феодалов приобрело в XIII в. территориальный характер и распространялось на население вне зависимости от сословной принадлежности.

В эпоху средневековья ведется значительная работа по кодификации законодательства. Издаются германские Саксонское зерцало, Швабское зерцало, Каролина, венгерская Золотая Булла, русские Русская правда, Судебники 1497, 1550 гг., Уложение 1649 г., литовские Статуты 1529, 1566, 1588 гг.

Существенный вклад в утверждение правовых устоев внесли литовские статуты. В частности, Статут 1588 г. провозглашал распространение единого права на всех жителей страны. В ст. 1 устанавливалось: «Прежде всего, мы, государь, обещаем и обязуемся под той же присягой, которую учинили всем жителям всех земель государства нашего Великого княжества Литовского, что всех княжат, панов-рад духовных и светских, панов хоруговых, шляхту города и всех подданных наших, и всех сословий в этом государстве нашем Великом княжестве Литовском, и иных всех земель, издавна тому государству принадлежащих, начиная от высшего члена и звания до низшего, этими правилами и артикулами, в этом же статуте ниже писанными и от нас данными, будем судить и действовать. Также чужеземцы и заграничники Великого княжества Литовского, приезжие и каким-либо обычаем прибывшие люди, тем же правом должны быть судимы и в тех врядах, где кто провинился»[210]. Статутом ограничивалась власть государя, закреплялись законодательные полномочия за представительным органом – сеймом, исполнительная власть – за великим князем и радой, судебная – за судами. Вся деятельность государственного аппарата ориентировалась на соблюдение права. Ограничивалось своеволие крупных феодалов, провозглашалась свобода вероисповеданий, регламентировались некоторые права и обязанности простых людей, этнических групп населения страны (слуг, крестьян, челяди, мещан, ремесленников, евреев, татар). Смертная казнь не применялась по отношению к беременным женщинам, не привлекались к уголовной ответственности дети и подростки[211].

Происходит кодификация канонического права. Первый свод норм канонического права осуществил монах Грациан в XII в. Каноническое право объединяло ряд предписаний Библии, решения церковных соборов, извлечения из папских энциклик и булл, отрывки из трудов «отцов церкви», часть норм римского и обычного права. Каноническое право регулировало отношения не только внутри самой церковной организации, но и отношения между церковью и мирянами, упорядочивало некоторые имущественные отношения, например, духовные завещания наследства, брачно-семейные (заключение браков, регистрация рождения, смерти), уголовные, в которых содержались элементы «греха», и другие. Официальное систематизированное собрание норм католического права осуществлено в 1234 г. Оно состояло из пяти частей: общие постановления, о лицах, о вещах, о процессе, о преступлениях и наказаниях. Впервые корпус канонического права был опубликован в 1582 г, включавший послания и декреты пап, постановления соборов, местные епископские статуты и послания, уставы монастырей и церковных братств. Были кодифицированы в Номоканоне и нормы церковного права православной церкви.

В системе феодального права сформировались три подсистемы: обычное право, римское право, каноническое право.

В плане развития феодального права следует отметить вычленение ряда новых отраслей права, а также отраслей законодательства. Неуклонное развитие производства и обмена, усложнение общественных отношений предопределило дальнейшее накопление правовых норм как проявление одной из закономерностей его развития, что в свою очередь обусловило их дифференциацию и, следовательно, выкристаллизовывание новых отраслей права, с одной стороны, а с другой – интеграцию правовых норм, повлекшую формирование соответствующих комплексных отраслей, т. е. отраслей законодательства.

Наряду с выделением отраслей государственного, гражданского права, сформировавшихся еще в рабовладельческой правовой системе, в эпоху феодализма выстраиваются отрасли уголовного, земельного, семейно-брачного, процессуального права. Зарождается отрасль экологического законодательства. В частности, в Статуте Великого княжества Литовского 1588 г. содержится специальный раздел, который упорядочивает отношения, связанные с использованием и охраной озер, лугов, лесов, находившихся в них зубров, медведей, оленей, диких лошадей, кабанов, свиней, серн, соболей, куниц, соколиных и лебединых гнезд, бобров, пчел, хмельников. Здесь же содержатся нормы по предотвращению лесных пожаров, по возмещению вреда, об уголовной ответственности за нарушение предписываемых норм в экологической сфере.

Прогрессивный характер феодального права верно подчеркнул З. М. Чер­­ниловский: «Наряду с рецепцией римского права, научной его обработкой, распространением общегосударственных правовых кодификаций (Литовский статут, русское Соборное уложение 1649 г. и другие), десятков городских кодификаций, сборников морского права, возникают профессиональные высшие суды и среди них канцлерский суд в Англии»[212].

Основными системообразующими факторами феодального права являлись: а) экономические – собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостного крестьянина, барщина, оброк; б) экологические – охрана природы и ее рачительное использование (пущ, лесов, озер, лугов, животного мира); в) политические – осуществление власти феодалов светских и духовных, особенно демократической власти в городских республиках и конституционных монархиях; г) социальные – деление на феодалов (светских и духовных) и крепостных крестьян; д) идеолого-теоретические – религиозные учения, особенно христианские и мусульманские, конфуцианство, философские воззрения Аристотеля, Ф. Аквинского, М. Падуанского; е) юридические – движение юристов-гуманистов, глоссаторов, комментаторов римского права, воздействие школ суннитского и шиитского направлений мусульманского права, текущее законодательство феодальных государств, их универсальные кодифицированные акты, закрепляющие принципы права, систематизированные сборники канонического права, содержащие правовые устои, рецепированное римское право.

Наши рекомендации