Разных стран
Все вышеперечисленные консульские привилегии и иммунитеты, как правило, содержались в двухсторонних договорах, однако, следует учитывать и тот факт, что иногда эти привилегии и иммунитеты оговаривались в специальных нотах(например,в ноте со Швецией - февраль 1927 г.)
Зарплата консульских должностных лиц в стране пребывания освобождается от налогов и сборов. Вместе с тем, работники консульских учреждений, нанимая лиц, зарплата которых не освобождается от подоходных налогов страны пребывания, должны выполнять обязательства по налогам.
В целом в вопросе об освобождении от прямых налогов и сборов чаще всего применяется принцип взаимности.
Если консульское должностное лицо следуя к месту своего назначения, возвращаясь в представляемое государство, возвращаясь на свой пост, проезжает через территорию третьего государства, выдавшего ему визу, оно предоставляет все иммунитеты. Это распостраняется и на членов его семьи, проживающих вместе с ним. Иммунитеты и привилегии членов семьи сохраняются и в том случае, если они следуют отдельно.
Иммунитеты и привилегии административно - технического и обслуживающего персонала
Необходимость распространения иммунитетов и привилегий на указанную категорию лиц в том или ином объеме объясняется тем, что в силу специфики выполняемых функций некоторые члены технического персонала, например шифровальщики, делопроизводители, секретари-референты осведомлены в вопросах секретного характера даже в большей степени, чем отдельные консульские должностные лица. К тому же, например, арест и иные принудительные меры в отношении них могут препятствовать деятельности консульского учреждения и нанести значительный ущерб аккредитующему государству.
В то же время, предоставление иммунитетов административно-техническому персоналу консульств означает освобождение от местной юрисдикциивесьма многочисленной группы иностранных граждан. Это затрагивает финансовые интересы страны пребывания (освобождение от налогов и таможенных пошлин), а также интересы обеспечения правопорядка и государственной (национальной) безопасности (освобождение от уголовной юрисдикции).
Исходя из вышеуказанных обстоятельств, в Конвенции 1963 г. было закреплено положение: "... консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских обязанностей.”
Многосторонняя Конвенция 1963 г. предоставила административ-
ному персоналу, т. е. консульским служащим, объем иммунитетов, почти равный иммунитетам консульских лиц. Ихиммунитеты и привилегии носят функциональный (служебный) характер и распостраняются только на действия, совершаемые консульскими служащими при исполнении своих функциональных обязанностей. Но, говоря об иммунитетах, этой статьей Конвенции ограничиваться невозможно. Дело в том, что в ст. 72 сказано:
“… при применении положений настоящей Конвенции страна пребывания не должна проводить дискриминации между государствами, однако не считается, что имеет место дискриминация, если страна пребывания применяет какое-либо из положений настоящей Конвенции ограничительно, ввиду ограничительного применения этого положения к его консульским учреждениям в представляемом государстве или если по обычаю или по соглашению государства представляют друг другу режим, более благоприятный, чем тот, который требуется положениями настоящей Конвенции…”
· Двусторонние консульские конвенции не едины даже в делении работников консульских учреждений на категории, не говоря уже о разнице в предоставляемых иммунитетах и привилегиях. Так, Венская конвенция 1963 г. делит работников консульского учреждения на три категории:
· консульские должностные лица;
· консульские служащие;
· обслуживающий персонал.
В ст. 48 Венской Конвенции (1963г.) изложены изьятия, относящиеся к социальному обеспечению. В частности, если в принимающем государстве действуют нормативные акты о социальном обеспечении, то они не распостра-
няются на работников консульского учреждения и на членов их семей, проживающих вместе с ним, в том, что касается работы, выполняемой ими для представляемого государства. Вместе с тем, в этой же статье предусмотрены и некоторые изьятия, распостраняемые на частных домашних работников, которые находятся исключительно на службе у работников консульского учреждения, при условии:
а) что они не являются гражданами государства пребывания и не проживают в нём постоянно;
б) что на них распостраняются постановления о социальном обеспечении, действующее в представляемом или третьем государстве.
Эти изьятия не препятствуют добровольному участию в системе социального обеспечения в государстве пребывания, при условии, что такое участие разрешается этим государством.
Привилегии и иммунитеты не предоставляются:
● консульским служащим или работникам обслуживающего персонала, которые в государстве пребывания занимаются частной деятельностью с целью получения доходов. Это вполне оправдано, т.к. штатным консульским должностным лицам запрещается заниматься профессиональной или коммерческой деятельностью с целью получения личных доходов;
● частным домашним работникам и членам его семьи;
● членам семьи работника консульского учреждения, которые сами занимаются в государстве пребывания частной деятельности с целью получения доходов.
Привилегии и иммунитеты почётного (нештатного) консула
Государство пребывания должно предоставлять все возможности для выполнения функций консульским учреждением, возглавляем почётным (нештатным) консулом. В частности, оно имеет право на:
· пользование государственным флагом и гербом;
· обеспечение помещениями;
· свободу передвижений;
· свободу сношений;
· сношения и контакты с гражданами представляемого государства;
· уведомление о смерти, опеке или попечительстве и об авариях судов и самолётов;
· сношения с органами государства пребывания;
· консульские сборы;
· обеспечение третьим государством неприкосновеннсти официальной корреспонденцией и другими официальными сообщениями. Предостав-
ление консульским курьерам виз;
· защиту консульских учреждений;
· неприкосновенность консульских архивов и документов;
· освобождение от таможенных пошлин;
· уведомление об аресте, предварительном заключении или судебное преследование;
· иммунитет от юрисдикции;
· обязанность давать свидетельские показания. Работники консульского учреждения не обязаны давать показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций или предоставлять относящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы. Они также не обязаны давать показания, разьясняющие законодательство представляемого государства.
· отказ от привилегий и иммунитетов;
· на пользование привилегиями и иммунитетами при следовании к месту своего газначения или, если он уже находится на этой территории, с момента, когда он приступил к выполнению своих обязанностей в консульском учреждении;
· освобождение от регистрации и от получения разрешения на жительство;
· освобождение от всех налогов, сборов и пошлин за вознаграждение и заработную плату’
· освобождение от личных повинностей и обложений;
· льготы по уголовным делам. Если против почётного консула вобуждено уголовное дело, это лицо должно явиться в компетентные органы. Когда возникает необходимость задержать почётное консульское должностное лицо, судебное преследование против него должно быть начато в возможно короткий срок.