Политическое сознание: сущность, структура и функции.
Политическая культура имеет две стороны: духовную и практическую. Одной из базовых духовных основ политической культуры является политическое сознание.
Политическое сознание — это осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями, общественными классами). Оно выступает как совокупность соответствующих знаний и оценок.
Роль политического сознания в жизнедеятельности общества трудно переоценить. Ведь оно не есть лишь пассивное отражение политического бытия. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать огромное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества, а также на все другие сферы общественной жизни.
Кроме того, от уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности как отдельных людей, так и их общественно-политических объединений.
По этим причинам состояние политического сознания, как общества, так и составляющих его классов, слоев, групп крайне важно учитывать в практике политического управления общественными процессами. В этом плане представители власти, политические партии должны стремиться к формированию такого сознания, которое способствовало бы поддержанию социально-политического равновесия, наиболее полно выражало бы потребности социального прогресса государства. Политическое сознание во многом является совокупностью политических представлений. Ведь духовная сфера мира политики состоит из представлений. А ничего политического без сознания нет.
Политология рассматривает политическое сознание как многоструктурное и многоуровневое понятие. В зависимости от субъекта выделяют политическое сознание общества, нации, социальной группы, личности. С точки зрения гносеологического подхода политическое сознание различается на следующих уровнях: эмпирическом, обыденном, теоретическом, идеологическом. Первой ступенью духовного отражения политической жизни является эмпирическое сознание, в котором непосредственно фиксируется практический опыт субъекта политики. Его часто отождествляют с обыденным сознанием, но это разные понятия. Обыденное сознание не является эмпирическим, ибо содержит в себе идеологические и теоретические элементы. Оно представляет собой совокупность идей, представлений, взглядов, которые возникают непосредственно из обыденной практики той или иной социальной группы. Эмпирическое и обыденное сознание отражает поверхностные процессы политики без глубинного их анализа. Его характеризуют социально-психологические черты: чувства, настроения, эмоции. Как высший уровень политического сознания рассматривают политико-теоретическое сознание, которое базируется на совокупности идей, взглядов, знаний, возникающих на основе научных исследований политических отношений, процессов, глубокого изучения их сущности и закономерностей развития. Что касается идеологического уровня политического сознания, то оно базируется на теоретическом сознании. Идеологии -это часть духовной жизни общества. Социальные группы и организации формируют идеологические ценности, без которых невозможна общественно-политическая жизнь. За основу политических явлений в современных обществах чаще всего берутся три группы ценностей: национальная безопасность и независимость; экономическое развитие и достаток; свобода, права человека, конституционный порядок.
Политическое сознание носит не только групповой, но и индивидуальный характер, и имеет три источника. Первый источник — семейное окружение человека. Речь идет о совокупности идей и чувств, переданных воспитанием. Соответствующий социально-психологический багаж создает фундамент политического сознания. На его основе формируется личность гражданина. Второй источник — это в широком смысле информация. Она поступает человеку как через общение, так и через средства массовой коммуникации (телевидение, прессу, радио). Третий источник — это личный опыт индивида. Он опровергает или подтверждает полученное знание, но в любом случае существенно влияет на процесс формирования и развития политического сознания.
Если обратиться к индивидуальному уровню политического сознания, то в его структуре можно выделить три группы однородных элементов: политические знания, политические оценки и политические установки. В процессе отражения различных политических явлений индивид приобретает (из личного опыта или через усвоение общих знаний) определенные сведения о политической сфере общества или ее отдельных элементах. В своей совокупности эти сведения и составляют политические знания личности. Однако человек не только усваивает и воспроизводит в процессе своей деятельности определенные знания, но и критически их переосмысливает, соотносит с собственными опытом, взглядами, убеждениями. Благодаря этим процессам и вырабатываются политические оценки как составляющая отношения человека к среде. Наконец, политические установки отражают не только субъективную готовность к реализации определенной модели поведения, которая формируется под влиянием политических знаний и оценок, но и склонность к выработке определенных представлений о политике, оценке тех или иных явлений политической жизни.
Осознание политических проблем, представления о мире политики у людей тесно связаны с их политическими интересами, пристрастиями. Если политический деятель обвиняется в коррупции, то его считают виновным или не виновным в зависимости от собственных политических пристрастий. Действительность оценивается политическим сознанием. Ее восприятие зависит от предшествующих убеждений и интересов людей.
Политическое сознание взаимосвязано и взаимодействует с другими формами общественного сознания: экономическими воззрениями, философскими учениями, правовыми теориями и нормами, нравственными концепциями, художественными взглядами и т.д.
Политическое сознание выполняет целый ряд функций: а Регулятивная функция.Политическое сознание регулирует социальное поведение людей на основе восприятия действительности, а также на основе совокупности вырабатываемых им политических идей, норм, представлений и убеждений.
а Познавательно-информационная функция.Люди рано или поздно, но неизбежно соприкасаются с миром политики. Механизм современной жизни таков, что люди вынуждены постоянно делать выбор, в том числе и политический. Все это подталкивает их к познанию мира политики, к получению политической информации.
а Оценочная функция.Политическое сознание предназначено не только для осознания социально-политической действительности. В его недрах в процессе осознания мира политики вырабатываются и оценки к тем или иным политическим явлениям и проблемам. Люди таким образом делают для себя определенные выводы, конкретизируют степень важности раз личных политических явлений и событий.
а Мобилизующая функция.Политическое сознание помогает людям осознать себя гражданами. В свою очередь гражданское самовосприятие побуждает людей к конкретному участию в общественно-политической жизни.
2. Политическая социализация: сущность и содержание.
Понятие политической социализации личности возникло по аналогии с термином "социализация", который родился в рамках социологической науки для описания процесса формирования личности под воздействием социальной среды.
Политика являет собой важнейшую часть жизни общества. Человек никуда не может от нее уйти, всегда при любых обстоятельствах и при любых режимах он выполняет те или иные политические роли. Поэтому и возникает закономерный вопрос, как он вовлекается в политику, как овладевает теми или иными политическими ролями.
Большинство мнений по этому вопросу сводится к тому, что политическая социализация неизбежно связана с усвоением личностью социального и политического опыта, накопленного обществом и сконцентрированного в культурных традициях, групповых ценностях, нормах политического поведения.
В самом общем виде политическую социализацию можно определить как усвоение индивидом системы политических знаний, ценностей, норм, которая позволяет ему участвовать в политической деятельности в качестве полноправного субъекта. Политическая социализация - это совокупность процессов становления политического сознания и поведения, принятия и исполнения политических ролей.
В современном обществе процесс политической социализации начинается достаточно рано. Дети трех-четырех лет уже различают символы своего государства, тех или иных политических деятелей. Детский сад, школа, родители, телевидение очень рано вовлекают детей в политическую жизнь, хотя, конечно, главным образом со школы начинается накопление знаний о политике, формируется определенное отношение к ней. Затем подключается окружение родителей и свое собственное окружение, сослуживцы, коллеги и т.д. Этот процесс политологи назвали первичной социализацией. Это первоначальное восприятие человеком политических категорий, которое постепенно формирует у него индивидуальное отношение к явлениям политической жизни.
Д. Истон и Дж. Деннис выделяют этапы политической социализацииребенка:
* политизация, усвоение наличия внешней власти;
» персонализация, осознание политической власти через символизирующие политические фигуры;
* идеализация, приписывание политическим лидерам исключительно положительных качеств;
» институциализация, поворот в сознании детей к деперсони-фицированному представлению о власти.
Различается еще вторичная социализация, когда под влиянием коренных перемен в жизни общества, человека происходит переоценка ценностей, меняются идеалы и жизненные установки личности.
В современном обществе есть определенные особенности во взаимодействии поколений в процессе политической социализации. Изменилась роль и влияние традиционных ценностей. Научно-техническая революция, стремительный рост средств массовой информации, вовлечение в политику многих слоев общества приводят к тому, что часто опыт старших поколений остается невостребованным, а иногда и непригодным. Новые социальные и политические явления неоднозначно влияют на ценностные ориентации человека. Процесс политической социализации продолжается в течение всей жизни, по мере вхождения индивида в те или иные социальные группы, участия в тех или иных событиях.
В процессе политической социализации нельзя не учитывать влияние стихийных факторов, таких событий, как войны, революции, политические и экономические кризисы.
Все факторы, влияющие на процесс политической социализации, можно разделить на две группы: - неполитические:семья, школа, коллектив, окружение, церковь, отношение к религии; -политические:характер и тип государственного устройства, политический режим, общественно-политические организации и политические партии, политические движения и события. Политические институты влияют на политическое поведение, контролируют его с помощью специальных механизмов. Политические и государственные структуры стремятся к воспроизводству конформистского типа поведения, лояльного к данной политической системе.
Результатом политической социализации является определенная структура личности, в которой политические ценности и цели стали устойчивыми и работающими элементами.
Процесс политической социализации носит исторический характер, определяется особенностями политической системы, а также закономерностями психологического восприятия объективных факторов конкретной личностью.