При изучении данной темы студентам необходимо обратить внимание на усвоение следующих основных положений

Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов государственного управления в условиях ЧС.

Виды ЧС. Характер изменений в государственном механизме. Полномочия органов государственного управления по предотвращению и ликвидации последствий ЧС. Компетенция МЧС России. Задачи ГО РФ и РСЧС. Стадии государственного управления в кризисных ситуациях. Особенности применения мер административной ответственности в условиях ЧС.

14.1. Понятие и сущность чрезвычайного законодательства

Российской Федерации

Чрезвычайные ситуации являются своеобразным экзаменом для проверки способности государства им противостоять. Эти ситуации определяют степень готовности (способности) посредством эффективных действий практически всех ветвей и институтов государственной власти, и в первую очередь органов исполнительной власти на всех управленческих уровнях по предотвращению или минимизации возможных разрушительных последствий.

В триаде личность - общество - государство в рассматриваемых условиях не подлежит сомнению точка зрения о том, что ведущая роль должна принадлежать государству. В зависимости от видов чрезвычайных ситуаций все элементы этой триады могут действовать в единстве (общая беда объединяет), и это значительно повышает эффективность принимаемых ими усилий.

Думается, здесь уместны слова, хотя сказанные по другому поводу, но имеющие прямое отношение к излагаемому предмету. Однажды Бертольт Брехт заметил: "Если вы боретесь, то можете проиграть. А если нет - то уже проиграли".

Нередко причиной чрезвычайных (кризисных) ситуаций являются доходящие до точки кипения противоречия (непримиримые противоречия) между составными частями указанной триады. В этом случае все участники (стороны) конфликта выходят из кризисной ситуации с большими потерями (политическими, идеологическими, материальными, военными и иными).

Наиболее распространенным и эффективным способом действия государства в чрезвычайных ситуациях является административно-правовой. Он предполагает построение системы государственного управления, способной в целом и на различных уровнях образующих ее подсистем действовать адекватно возникающим угрозам.

Использование особых форм и методов государственного управления объясняется необходимостью своевременного реагирования на возникающие угрозы. В кризисных ситуациях изменяются организация государственного управления, структура и система органов исполнительной власти.

В эти периоды времени органами государственной власти активно реализуется в процессе практической деятельности предварительно разработанная специальная система законодательства - чрезвычайное законодательство Российской Федерации. Это связано с возможностью возникновения общественных отношений на основе введения в действие качественно новых и более жестких правовых регуляторов, которыми выступают чрезвычайные, в том числе и особые правовые режимы.

Чрезвычайное законодательство Российской Федерации - это разрабатываемая на основе базовых положений федерального законодательства Российской Федерации обязательная совокупность нормативных правовых актов, обладающих системным характером и вступающих в действие при необходимости предотвращения или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Со ссылкой на Конституцию Российской Федерации бытует определенное мнение о том, что не очень корректно в государстве, стремящемся быть правовым <1>, употреблять выражение "чрезвычайное законодательство". Тем более с учетом печального отечественного опыта организации и деятельности государственного аппарата 20 - 30-х годов XX столетия (квазисудебные суды, чрезвычайные суды, суды троек).

--------------------------------

<1> См.: пункт 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации: "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления".

По этому поводу следует отметить, что в действующей Конституции Российской Федерации заложен своего рода "иммунитет" от повторения подобного опыта. В Основном Законе нашего государства говорится, что "создание чрезвычайных судов не допускается" (глава 7 "Судебная власть" пункт 3 статьи 118). Нетрудно заметить, что при определенном словарном созвучии между понятиями "чрезвычайные суды" и "чрезвычайное законодательство" существует большая и принципиальная разница.

Наука теории государства и права рассматривает государство и право в неразрывной взаимосвязи. Подобное условие необходимо соблюдать и при характеристике чрезвычайного законодательства. В соответствии с этим требованием и сформировавшимся подходом к классификации чрезвычайных ситуаций, на которые государство обязано реагировать, в том числе и правовыми методами. Чрезвычайное законодательство Российской Федерации по периодам времени его действия можно сгруппировать следующим образом:

чрезвычайное законодательство революционного периода (гражданская война);

чрезвычайное законодательство военного времени (состояние войны и военное положение) <1>;

--------------------------------

<1> Следует отметить, что Федеральный конституционный закон "О военном положении" (2002 г.) предусматривает возможность введения военного положения в случае непосредственной угрозы и в условиях мирного времени.

Наши рекомендации