Политический строй. Внутренняя и внешняя политика русских князей

Большинство историков считает Древнерусское государство раннефеодальным, в котором характерные черты феодализма еще не получили полного развития и существуют многие показатели, свойственные ранним формациям. В Древнерусском государстве переплетались институты новой феодальной формации и старой, первобытнообщинной.

Главой государства был киевский князь, которому подчинялись владетели других княжеств. Он был законодателем, предводителем войска, верховным судьей, управлял при помощи совета из других князей и дружинников, составлявших боярскую думу, состоящую из наиболее уважаемых старших дружинников.

Дружина делилась на старшую (в нее входили бояре, мужи) и младшую ( членами ее были гриди, отроки, детские), с которой князь советовался по всем вопросам. Княжеские дружинники осуществляли суд, сбор дани и судебных пошлин. С развитием феодальных отношений все большая часть дружинников становилась земельными собственниками, ведущими свое хозяйство трудом закабаляемых крестьян. Княжеская дружина, оторвавшаяся от общины и делившая между собой дань, представляла формирующийся класс феодалов.

Власть князя была ограничена и элементами сохранившегося народного самоуправления. Народное собрание – вече – активно действовало в IХ – ХIвв. и даже позднее, оно имело сильные позиции в Новгороде и ряде других городов.

В течение IХ – ХI вв. под властью киевских князей закончилось объединение восточнославянских земель, в ряде которых местная знать оказывала значительное сопротивление, подавляемое вооруженным путем.

В укреплении Древнерусского государства важную роль играли правовые нормы. Наиболее ранними памятниками древнерусского права являются договоры киевских князей с Византийской империей (911, 944, 971 гг.), содержащие ряд статей о праве собственности и наследования, о пленных.

Древнейший свод Руси представлен «Русской Правдой», под общим названием которой известны три памятника: «Краткая Правда», наиболее древняя, «Пространная Правда» (2-я половина ХII в.) и «Сокращенная Правда», основанная на некоторых, не дошедших до нас законодательных актах более древнего периода. «Русская Правда» представляет собой первое собрание обычаев, княжеских законов и приговоров, в котором говорится о мести за убийство, о наказании за побои и оскорбления, за кражу. Суд вершил сам князь, а там, где его не было, - наместник. Местом разбирательства был княжеский двор, или князь чинил суд во время объезда своего княжества.

Помимо княжеского гражданского права существовали и памятники церковногоправа, определявшие долю церкви в княжеских доходах («десятина») и ряд тех преступлений, которые не рассматривались княжеским судом и передавались церковному. К ним относились семейные преступления, колдовство, богохульство (например, нанесение надписей на стенах церкви или ввод собак в церковь). Все эти уставы укрепляли политические позиции церкви.

Христианство и церковь. Важнейшим итогом русско-византийских отношений в Х веке было принятие Русью христианства. До этого времени господствующей религией оставалось христианство. Старая дохристианская религия, языческая религия славян, с возникновением государства пришла в противоречие с новыми условиями общественной жизни и не могла выполнять главную функцию религии нового общества – освящать и укреплять существующий общественный порядок. С развитием общественной жизни и социальной структуры общества, с образованием неоднородного государства, язычество, как религиозная система, не могла идеологически обосновать происходящие перемены и объединить общество: власть и общество приобрели раннефеодальный характер, а духовные отношения оставались родоплеменными.

«Повесть временных лет» уделяет особое внимание истории принятия христианства. 988 год стал общепринятой датой принятия новой религии, когда князь Владимир крестился сам, крестил своих бояр и, под страхом наказаний, заставил креститься киевлян и всех русских. Властные структуры Руси получили в христианской религии мощное идеологическое средство, а в лице христианской церкви – новую политическую организацию, осуществляющую задачи божественного освящения существующего строя.

Приняв христианство, Древнерусское государство укрепило экономические, политические, династические и культурные связи с Византией и Западной Европой, преодолело изоляцию от внешнего мира, вызванную вероисповедальными различиями, и на основе христианских ценностей начала развиваться культурная и духовная жизнь страны.

Главой церкви на Руси являлся митрополит, подчинявшийся константинопольскому патриарху. Киевская митрополия была разделена на Новгородскую, Полоцкую, Ростовскую и другие епархии. Митрополит и епископы владели землями, городами и селами. На содержание церкви князья давали «десятину», т.е. десятую часть своих оброков и даней.

Внешняя политика Руси. Внешняя политика Руси. Борьба с кочевниками в течение нескольких столетий была основной внешнеполитической задачей Древней Руси. На степной границе приходилось держать значительные военные силы. Организация обороны южной границы в общегосударственном масштабе способствовала укреплению власти великих киевских князей, поднимала значение Киева как центра борьбы с кочевниками.

Древнерусское государство было одной из крупнейших европейских держав, находилось в тесных политических, экономических, культурных отношениях со многими странами и народами Европы и Азии.

Социальное, политическое и культурное развитие Руси происходило в тесном взаимодействии со своим ближайшим соседом – Византией. Русско-византийские отношения IХ – ХI вв. – это сложный комплекс всесторонних связей, острых военных столкновений. Византия была удобным источником военной добычи для славянских князей и дружин. Византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в Причерноморье, а затем превратить Русь в зависимое от нее государство особенно при помощи христианизации.

В период своего наивысшего расцвета, при Ярославе Мудром (1031-1060 гг.) Древнерусское государство завязывает связи со многими странами Европы, возрастает его международный авторитет. Это положение Руси нашло отражение в династических связях русских князей. Сам князь был женат на дочери шведского короля. Одна из его дочерей – Анна – стала королевой Франции, две другие дочери королевами Венгрии и Норвегии.

До ХI в. сохранились сведения об отношениях отдельных земель Руси с варягами (разноязычными дружинами из северных стран). Основой связи Руси со странами Северной Европы оставались торгово-поморские отношения и служба скандинавских викингов при русском дворе. Русь и страны Северной Европы могли иметь общие международные интересы в:

- поддержке торговли на Балтике;

- защите своих прав в Византии;

- охране торговых путей к арабам и др.

Что касается Руси и стран Западной Европы, то «Повесть временных лет» дает ясное представление об Италии, перечисляя ее жителей: римляне, венецианцы, генуэзцы, итальянцы в широком смысле слова – древние римляне, волхва.

После установления государственных договорных отношений с Византией русские отряды, а затем и наемный корпус участвовали в антиарабских войнах Х в. на Крите и Сицилии, а также действовали в южной Италии – в Апулии и Калабрии против норманнов.

Русские князья открыто ставили политические интересы выше церковных, вступая в широкие экономические, политические контакты с католическими державами, используя в своих целях иноземную служилую знать.

Установились связи и с крестоносцами, осевшими в Передней Азии, куда при поддержке иерусалимского короля Болдуина 1 ездил русский игумен Даниил.

Русско-французские отношения усилились при Ярославе Мудром, когда французский король Генрих I женился на дочери великого князя. Финансовая и моральная поддержка со стороны Руси могла пригодиться королю в тяжелой борьбе за единство Франции.

Название Руси на английских картах появляется в середине ХIII в. Саги сохранили традицию, согласно которой некоторые скандинавы служили и воевали как в Англии, так и на Руси.

Знакомство арабов с Русью определялось ее международным положением. В течение полутора столетий славянская гвардия (Х – середина ХI вв.) играла заметную роль в истории борьбы за независимость арабского государства Египта. В Каире была известна Славянская улица, в Палермо еще в 70-х гг. Х в. при арабах существовал Славянский квартал. Русские, посещавшие Александрию, Каир или Сицилию, могли найти этнически близкую среду.

Важнейшими международными событиями, как известно, были крестовые походы, которые касались и Руси. Так, во время 1-го крестового похода (1096-1099 гг.) Русь отозвала свой военный корпус из Византии. В Иерусалиме после завоевания его латинянами существовал русский монастырь. Король Болдуин тепло принял побывавшего здесь в составе большой русской дружины черниговского игумена Даниила. Во 2-м крестовом походе (1147-1149 гг.) русское войско вместе с поляками осуществило поход в сторону прибалтийского Поморья, но в то же время Русь была связана и с другими участниками похода – через ее территорию в 1148 г. Возвращался чешский король Владислав II. В 3-м крестовом походе (1189-1192 гг.) Русь не принимала участия, а летописи отметили падение Иерусалима в 1187 году. 4-й крестовый поход (1203-1204 гг.), как и 2-й, был обращен в Переднюю Азию и Прибалтику, а сама Русь с подвластными ей землями (неславянскими), стала его целью. На этот раз ей надо было думать не о походах на мусульман-арабов или на язычников Прибалтики и Причерноморья, а о защите своих владений и независимости.

Древняя Русь сыграла огромную роль в формировании политической карты Европы, так как:

- она участвовала в борьбе народов против арабского, византийского и германского владычества;

- приняла на себя главный удар тюркских кочевников;

- победа Руси, русского народа в борьбе с крестовым походом шести стран, совпавшим с монгольским нашествием стала поворотным пунктом в исторических судьбах Европы.

Культура Руси Х-ХIII вв.

Русская культура шла по пути самобытного развития и уже к Х в. достигла высокого уровня. Русь внесла ценный вклад в мировую культуру, создав сотни лет назад выдающиеся произведения литературы, живописи, зодчества. Ее средневековая культура заслужила высокую оценку современников и потомков

В период становления и укрепления Древнерусского государства создается героический былинный эпос. Народ воспел борьбу с варягами в конце Х в. Первым эпическим героем стал пахарь-богатырь Микула Селянинович, олицетворявший сам народ, который воспел и подвиги Ильи Муромца, крестьянского сына. Эпических героев создавали горожане, «отроки», ратники сельских ополчений.

В Х веке на Руси возникает славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием. Так, договор между князем Олегом и Византией 911 года был написан на греческом и славянском языках. На Русь были перенесены система знаков препинания, и умение делать материал для письма из кожи животных, составлять чернила, краски, украшать рукописи орнаментом и иллюстрациями, делать прочные переплеты. Это «книжное искусство» было очень высоким в ХI в.

О распространении грамотности свидетельствуют записи владельцев различных ремесленных изделий. Грамотностьбыла характерна не только для верхов общества, но и для простых граждан, показателем которой являются берестяные грамоты ХI-ХIII вв., обнаруженные во время раскопок в Новгороде. По своему содержанию – это частные письма, завещания, счета, торговые записки учебные упражнения, детские рисунки, загадки, стихи и многое другое.

Древнерусские люди любили читать, переписывать книги, глубоко понимали их значение, отмечая, что «книги суть реки, напояющие вселенную которой осуществил монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Это произведение дает представление об истории Руси, ее языке, происхождении письменности, религии, воззрении на мир наших предков, географических знаниях, искусстве, международных связях и др. «Повесть временных лет» отразила высокое мудростью». Для сближения с византийской культурой в Киеве и других городах началась работа по переводу и переписке книг. Русские книжники были знакомы с литературой на старославянском, греческом, еврейском, латинском языках.

В начале ХI в., возможно и раньше (в конце Х в.), в столице и Новгороде начали составляться первые летописи, которые все больше разрастаясь, к концу ХI – началу ХII вв. представляли собой большой, систематический рассказ, известный под названием «Повесть временных лет», литературную обработку историческое самосознание ее составителя.

Среди русской литературы ХII в. особое место занимает «Слово о полку Игореве», свидетельствующее о высоких чувствах, чести, воинском долге, достоинстве человека, патриотизме. Это произведение посвящено поражению русских войск от страшных степных врагов Руси половцев и зовет русских князей к объединению и защите ее границ. «Слово» является показателем высоты культуры человеческой личности в Древней Руси.

Другое выдающееся произведение древнерусской литературы представлено «Молением» Даниила Заточника, написанное в форме послания к князю, наполненное афоризмами, остротами, скоморошными шутками. Автор ставит цель обсудить вопрос о преимуществах сильной княжеской власти, о неравенстве в обществе и выражает надежду на то, что все можно исправить волею князя, если он будет слушать умных советников. В русской литературе отсутствует проповедь агрессивных действий. Так, борьба с половцами рассматривается как защита русских от грабительского натиска. Характерным является отсутствие шовинизма и гуманное отношение к другим этносам. Подтверждением сказанного может служить отрывок из послания Федора Печерского князю Изяславу (ХI в.): «Милуй не токмо своея веры, но и чужая…, аще то буде жидовин, или сарацин, или болгарин, или еретик, или латинянин, или ото всех поганях – всякого помилуй и от беды избави».Талантливым и мудрым писателем был сам князь Владимир Мономах, которому принадлежит «Поучение», краткая автобиография, письмо к князю Олегу Святославичу и сочиненная им молитва. Написанные им произведения проникнуты стремлением упорядочить государственную жизнь Руси, в которой уже проявлялись признаки распада единства. Мономах призывает князей довольствоваться своим уделом, даже если он мал, учит князей уважать старших и покровительствовать младшим. Страстная политическая направленность сочинений Мономаха, их художественные достоинства, огромная эрудиция делают его произведения одними из самых значительных произведений древнерусской литературы.

В ХII в. литература все шире развивается, становится все более разнообразной по жанрам, авторами становятся не только киевляне и новгородцы, но и владимирцы, суздальцы, смоляне, галичане, черниговцы и др.

В ХI в. высокого искусства достигла церковная проповедь. Широкой известностью пользуется «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, которое выстроено по правилам византийского красноречия, отражает патриотический подъем Руси, прославляет русских, их крестителя князя Владимира I Святославовича.

Выдающимися показателями древнерусской культуры являются памятники архитектуры ХI-ХIII вв., которые сохранились в Киеве, Новгороде, Владимире, Смоленске, Чернигове. Русские творцы, имевшие опыт в строительстве крепостей, дворцов, языческих деревянных храмов и быстро осваивали византийскую технику кирпичного строительства. В крупных городах страны они построили великолепные монументальные сооружения, вошедшие в сокровищницу мирового зодчества. Русские соборы представляют собой образцы умелого использования всех видов строительного искусства. Зодчество домонгольского периода представлено замечательными сооружениями, среди которых следует назвать Софийский собор в Киеве (1037 г.), Спасский собор в Чернигове (1036 г.), Софийский собор в Новгороде (1045 г.), церковь Покрова на реке Нерли во Владимире (1165 г.), Дмитровский собор во Владимире (1194 г.).

Живописьна Руси существовала издавна. Под византийским влиянием. После принятия христианства стали развиваться такие ее формы, как мозаика, фрески, иконопись, книжная миниатюра.

Прикладное искусство Древней Руси достигло высочайшего уровня. Были велики достижения древнерусских ювелиров. Следует выделить перегородчатые эмали, которыми украшались золотые вещи, и изделия с чернью для серебряных изделий. Особенно искусна была филигрань (по русски «скань», представляющая собой изделия из тончайших скрученных, «сканных» проволок. Высоким искусством отличались стеклянные цветные браслеты, поливная керамика, резьба по кости, известная в Западной Европе как «резьба тавров» или «резьба русов».

Богатая русская культура достигла наивысшего расцвета накануне татаро-монгольского нашествия. В период политической раздробленности едиными оставались язык, культурные традиции и с осознанием единства русских людей.

Наши рекомендации